Теория развития психики. Краткое содержание 1 главы "Психика и ее лечение" Вейкко Тэхкэ

Автор статьи: Татьяна Клешкова

Текст создан на основе работы финского психоаналитика Вейкко Тэхкэ “Психика и ее лечение”. Является своего рода переработанным конспектом.
 
В тексте описан путь развития психики от недефференцированности к первичной дифференциации, появлению Собственного Я и установлению автономности, Константности Собственного Я.
--
По мнению Тэхкэ, психика - все то, что может быть пережито и представлено на языке психических репрезентаций(р. - воспроизведение виденного, слышанного, прочувствованного человеком с возможными изменениями представляемой информации вследствие влияния времени, состояния памяти). 
 
Начало. От недифференциацированности к первичной дифференциации.
 
Тэхкэ говорит о том, что у новорожденного нет психики. Он живет на уровне физиологии. Его реакции на организмическое напряжение и расслабление еще не сопровождаются аффектами, никак не осмысляются и не фиксируются, так как нет еще воспринимающей психики. Тэхкэ употребляет термины организмическое расстройство и организмическое облегчение. Еще нет субъекта, который мог бы себя воспринимать как субъект. Примитивная форма психики состоит из первых осмысленных восприятий. Таким образом, только к 6 месяцам возникают первые грубые самостные и объектные образы.

Есть идея про эволюционный скачок. То есть, на самых ранних этапах психика ребенка постепенно формируется из недифференцированных репрезентаций, некоторого отображаемого материала. Эволюционный скачок - когда достигается достаточная аккумуляция такой информации. То есть эмпирический материал постепенно накапливается и только потом дифференцируется и группируется. Это и было названо эволюционным скачком.
 
Но возникает вопрос, как и зачем возникает психика? Как и зачем ребенок вырастает из организмического существа в психологическое существо? Каков смысл этого перехода?
 
Дело в том, что энергия может лишь частично разряжаться через физиологические каналы. А напряжение как-то уменьшать нужно. Для уменьшения этого остаточного напряжения младенцу нужен объектный мир, то есть среда.

Удовольствие от удовлетворения - один из первых психических феноменов. За ним следует стадия, когда удовлетворение может испытываться как результат взаимодействия на субъективном уровне. То есть младенец к 6 месяцам в курсе, что удовольствие от разрядки и удовлетворение он получает в результате взаимодействия с объектом(матерью) и она ему нужна, чтобы этот опыт удовлетворения накапливать. Теперь он может орать не только для разрядки, но и чтобы звать мать.
 
Чтобы произошла первичная дифференциация необходимо накопить в достаточном количестве опыт удовольствия. При этом опыт фрустрации не фиксируется. В момент напряжения на стадии недифференцированного восприятия есть тенденция активировать опыт удовлетворения в виде галлюцинаций.
Таким образом, всякий раз, когда младенец испытывает фрустрацию на этой стадии, он воспроизводит “кино” о предыдущем удовлетворении, что само по себе позволяет выдержать это напряжение и продолжить накапливать необходимый для развития опыт

На этой стадии болезненные фрустрирующие восприятия не фиксируются в психике, не отражаются.
 
У Тэхкэ есть любопытная гипотеза относительно психосоматических расстройств во взрослом возрасте, связанная с описываемым периодом развития психики.
Известно, что психосоматический симптом - то, что замещает пустоту, место нехватки некоторого символа, обозначения для психического акта, переживания (“образная пустота психосоматического симптома”).
 
Таким образом, можно предположить, что в течение первых полугода жизни (а это время, когда болезненные восприятия не отражаются в психике), те возрастания напряжения и расстраивающие физиологические состояния, что не смогли снизиться в результате прямого удовлетворения или галлюцинаторного, оставляют след в физиологическом восприятии. То есть запомнит это событие не психика, а тело, что в дальнейшем даст развитие условному рефлексу  - избегать длительные или интенсивные переживания фрустрации, не допускать их до психики, а отрабатывать в виде психосоматического симптома.
Самая ранняя психология - психология удовлетворения. Недифференцированная психика - чистый конструкт удовольствия.”
 
О родстве периода Недифференцированности и Симбиоза

В силу того, что Тэхкэ критиковал различных исследователей психики за “взрослообраность” терминов, он видел в понятии симбиоз (а симбиоз - недифференцированная связь младенца с матерью по Малер) эту злополучную взрослообразность и пытался описать этот период в других более адекватных на его взгляд терминах.
Период симбиоза по Малер: 2-6 месяцев. Малер описывает этот период в восприятии частичных объектов(грудь, например). Малер описывала это период через всемогущество и недифференцированность, когда любое восприятие могло проективно быть приписано любому другому объекту(плохая грудь). Критика заключается в том что, чтобы говорить о проекции, связи, слиянии, всемогуществе должна произойти дифференциация на самостное и объектное восприятие. То есть малейшее отделение одного от другого должно случиться. А пока что Собственное Я и объект не существуют в эмпирическом мире. Как только скопится достаточная масса отображаемого сырого материала Собственного я будет возможна дифференциация(эволюционный скачок).
 
О принципе удовольствия

Каждый новый шаг развития обусловлен удовольствием. То есть, отказаться от актуального уровня развития(уровня дифференциации и интеграции) можно при условии, что изменения приведут к большему удовольствию и более качественному избеганию неудовлетворения. Тогда есть смысл развиваться.
 
По сути все последующие кризисы человека обусловлены этой формулой. С одной стороны, важно накопить опыт удовлетворения тем, что есть, обнаружить недостаточность, а проверка нового этапа развития должна сулить лучшее качество жизни. Тогда любопытство к развитию победит страх. Еще не осознавая этого, субъект выбирает возможность реального удовлетворения вместо стабильного фантазийного(галлюцинаторного). Он двигается к реальности.

“Отсутствие и задержка необходимого удовлетворения, сохранение нежелательного напряжения, по-видимому, являются главными мотивами для всей ранней структурализации психики”. То есть, галлюцинация не всегда может дать достаточного удовлетворения. И если есть опыт реального удовлетворения, то субъект будет стремиться к нему.
Победа реального действия над фантазией - революционное открытие для ребенка.
 

О ядре психики

Ядро Собственного Я возникает от боли, выражает собой первое психическое представление фрустрации. Это первый случай, когда отсутствие удовлетворения психически терпится. То есть это первое “признание” страдания, необходимое для инициирования активных попыток контролировать удовольствие и боль.
 
Собственное Я и Объект в состоянии зарождения

Таким образом, первичная дифференцированность возможна, когда появляется опыт неудовлетворения. Тогда хорошее можно отличить от плохого и развиваться в направлении получения хорошего. Первичное Собственное Я - приносящее удовлетворение телесное-Я. Первичное разделение на Я и не-Я(Собственное Я и Объект) наполнено ожиданиями состояния абсолютного удовлетворения и совершенного Объекта, который может это удовлетворение дать. Так возникает абсолютно хороший объект - удовлетворяющий потребности и абсолютно плохой - фрустрирующий.
 
Абсолютно хороший и абсолютно плохой - первые аффективные состояния, воспринимаемые в объектных отношениях.

Объект воспринимается как простое обладание со стороны Собственного Я.
Всемогущество этих первичных сущностей объясняется тем, что у младенца нет осознания ограничений, еще не развита способность признавать какие-либо ограничения и иметь с ними дело.

“Фрустрация, как психический феномен входит в эмпирический мир ребенка вместе с восприятием собственного Я, которое в своем ядре содержит психическое представление боли.”

Собственное Я на данном этапе порождается природой Объекта аналогичной своей. Пока предпосылкой существования является его абсолютно хорошая природа, этот “абсолютно хороший” объект должен сохраняться и защищаться от субъективной психологической смерти, заключающейся в утрате дифференцированности. Главная задачи психики на данном этапе - избежать утраты дифференцированности.
 
Агрессия

Агрессия как психический феномен возможен только когда боль и фрустрация становятся психически доступны и регистрируемы. Агрессия воспринимается как сильное аффективное состояние и как побуждение к действию.
Крик - как первый поставщик удовольствия. Крик на уровне первичной дифференциации - это не просто разрядка, а выражение аффекта агрессии, направленное на удовлетворение. Здесь важно сказать об экзистенциальной, жизненно необходимой потребности для Собственного Я доказать свое могущество в качестве поставщика удовлетворения.
 
Сохранение недавно дифференцированного Собственного Я зависит от наличия полностью удовлетворяющего Объекта в эмпирическом мире ребенка. Объект, то есть мать, пока воспринимается как инструмент для удовлетворения, находящийся под всемогущим контролем младенца.

Агрессия на этом этапе представляет собой “нарциссическую ярость”, связанную с восприятием неспособности контролировать и вызывать удовлетворение.
Агрессия рассматривается как способ восприятия и поведения, когда ожидаемое удовлетворение не осуществляется. Пока нет препятствий на пути к уменьшению напряжения, деятельность организма минимальна.
 
После первичной дифференциации у Собственного Я есть несколько способов переживать себя: “идеальное состояние”; восприятие всемогущества, когда все внешнее(объект) поддается контролю; через агрессивность, когда первые два состояния невозможны, а агрессивность Собственного Я с его деструктивными целями, направлено против препятствий на пути удовлетворения.
При нормальном развитии психики открытая агрессивность будет уменьшаться.
 
О снижении нарциссической ярости 

Путь лежит через интернализацию, что возможна после дифференциации. То есть постепенно аккумулируются новые структуры и функции, которые предлагают все более эффективные альтернативы агрессии. То есть можно экономить энергию, беречь психическое спокойствие за счет так называемой вырабатывающейся “нейтрализации”.

Рождение тревоги

Когда психика себя обнаружила, то есть появилась примитивная дифференциация, ядро психики, психике младенца стали доступны и негативные аффекты: нарциссическая ярость и архаическая тревога. О нарциссической ярости чуть было описано выше. Ниже расскажу об архаической тревоге.
 
Тревога - первичный аффективный отклик Собственного Я, когда подвергается угрозе его существование. Ведь возникновение восприятия Собственного Я, ощущение, что я есть - крайне важное, фундаментальное достижение. Субъект становится озабоченным собственным существованием. По началу такая озабоченность отражена только в тревоге. Это опасение за чувствование себя живым. Такое ощущение себя живым связано напрямую на данном этапе с Объектом(матерью), и полностью от него зависит. Поэтому первую тревогу так же можно назвать тревогой сепарации. Здесь вопрос выбора, как назвать эту тревогу. Тревога аннигиляции, тревога дедифференциации или тревога сепарации.
Тревога - это и страж психического спокойствия и мотивация для развития.
 
Защищающая дифференциация. О появлении хороших и плохих объектов.
 
Фантазия о “потерянном рае” знакома многим. Это немодифицированная фантазия, что вернется то время полного удовлетворения и безмятежности, опыт которого часто связывают с первичным симбиозом, а точнее сказать с симбиотическими стремлениями.
Первичная тревога аннигиляции-сепарации возникает, когда восприятие собственной дифференцированности и цельности подвергается угрозе. Все силы мобилизуются,. чтобы сохранить состояние восприятия себя. Если этого оказывается недостаточно, то тревога дает выход слепой ярости, разрушающей воспринимаемую дифференцированность эмпирического мира.

Состояния Собственного Я по началу полностью зависит от поведения Объекта(матери) и от восприятия своего обладания Объектом.
По началу объект воспринимается как только приносящий удовлетворение. Тогда, всякий раз, когда он не приносит удовлетворения, то к нему направляется ярость, угрожающая дифференциации Объекта, а значит и личному распаду. Малейшая фрустрация от Идеального Объекта угрожает его целостности.
 
То есть, важно чтобы устойчивость восприятия приносящего удовлетворения объекта перестала быть столь зависимой от его поведения. И здесь внешний мир расширяется до пределов двух групп объектных представлений “абсолютное благо” и “абсолютное зло”. Таким образом, образ идеальной матери не будет утрачен, ведь злость обращается к злой матери, идеальная при этом остается не затронутой. А в этом и есть пока основная необходимость для дальнейшего развития - поддержка и защита собственной дифференцированность за счет ощущения всемогущества и накопления опыта удовлетворения теперь еще и от собственной активности в виде действий и контроля за Объектом.
 
Появление двух противоположных объектных представлений(хороших и плохих) связаны с возникновением таких психических механизмов как проекция и интроекция.

Интроекция - сохранение внутри себя образа хорошей матери, что так же помогает сохранить спокойствие и не подвергать угрозе распада дифференцированность личности вне зависимости от поведения матери. Интроект совершает в этом случае похожую функцию как галлюцинация в додефференцированном периоде, так как на данном этапе Я и Не-Я уже отделились и воспроизводится не фантазия удовлетворения, а диалог с матерью, интроицируется ее присутствие.

Задача  механизма интроекции - обеспечить восприятия психического присутствия удовлетворяющего объекта, даже если объект отсутствует или действует фрустрирующим образом”
 
Долго конечно на одном интроекте не продержишься, без реального подкрепления присутствием.
 
“Если интроект не подкрепляется регулярно повторяющимся восприятием удовлетворения реальной матерью, то он рано или поздно будет утерян как в случае с анаклитической депрессией”.
 
Проекция так же работает на сохранение первичной дифференцированности. Но способ другой. Ее возникновение связано со способностью психики терпеть и создавать представления о фрустрации. Когда появляется “плохой объект” в добавок к “хорошему”, то агрессия в мире младенца может быть представлена более четко и ясно, перестает быть деструктивной и опасной. Внутренняя фрустрация теперь связана с внешним плохим объектом и сама агрессия становится более связанной, менее угрожающей дифференцированости мира. Нет того хаоса. Злость - плохому объекту, любовь - хорошему. Все по полочкам. Таким образом создается враг для дальнейшей стуктурализации психики.
 
От дифференцированности к константности Собственного Я и Объекта
 
Психика, как ранее обозначал Тэхкэ - это субъективная эмпирическая сущность, то есть все, что может быть воспринято и пережито является отражением и сутью психики конкретного человека. Все, что психически не переживается к психике не относится.
Примитивная психика ребенка - отражение психики родителя. То есть ребенок - носитель психики Первичного объекта, матери.
Первые фундаментальные психические функции - перцепция(восприятие) и память - как раз формируются в окружении первых объектов восприятия.

Об интернализации
 
Интернализация возможна только тогда, когда установлена первичная дифференцированность. Я и Не-Я пусть грубо, но очерчены. Тогда станет возможным взаимообмен между мной и средой: то, что воспринималось как принадлежащее Объекту, станет испытываться внутри Собственного Я.
Интернализация похожа на канал, капельницу или провод от внешнего к внутреннему. Ранее младенец лишь накапливал разрозненные ощущения удовольствия, за счет чего рос и развивался. Теперь спектр того, что он может воспринимать, расширился и он может “потреблять и усваивать” более сложный психический материал.
 
“Все психические процессы происходят в мире переживаний и их нужно рассматривать лишь в таком качестве”

Интернализация - переживаемое перемещение и трансформация некоторых аспектов внешнего мира в область Собственного Я.
 
О сути Собственного Я и Объекта
 
Любой субъект, который способен воспринимать себя как субъект, который может себя ощущать живым и воспринимающим, является Дифференцированным Собственным Я и у него уже есть некоторые репрезентации(представления) о мире. То, чувство, которое приобрел маленький человек в это время - чувствование себя живым, активно воспринимающим, будет существенно важной целью, будет тем, что нужно сохранить несмотря ни на что. Обладание своей субъективностью, то есть чувствовать себя живым, будет центральным мотивом для дальнейшего развития.
 
Зачем нужна интернализация
 
В общем то, основной мотив можно сформулировать следующим образом. Когда случилась первичная дифференциация, то внешний объект, доставляющий удовольствие, отделился. Для младенца на данном этапе жизненно важно(важно для психической жизни), чтобы он мог управлять Матерью, владеть объектом удовлетворения его потребностей. В силу того, что не всегда это удается в реальности, лучший способ владеть всегда - фантазия о присутствии другого или в принятии некоторых доставляющих удовольствие функций. Таким образом, жизненно важный Объект начинает находить свое место не только в объектном мире но и в виде символа, переживания, во внутреннем. Такое новообразование, облегчающее жизнь младенцу и расширяющее его возможности для развития, и является мотивацией для дальнейшей интернализации. То есть, на этом этапе отражен примитивный путь от зависимости к автономности через присвоение внешних функций себе.
 
Интроекты, образы, фантазии и память об объектах составляют первую структуру Собственного Я, которая хоть и имеет отношение к внешнему миру, остаются связанной с Собственным Я и эмпирически размещенной во внутреннем мире.
Субъект мотивирован все больше внешней информации переводить во внутренне переживаемую. Субъективный мир постоянно меняется.
 
Интернализация - проводник структурализации после дифференциации. Суть его в создании Субъектом личного психического аппарата и внутреннего мира репрезентаций.
Условие чувствование себя живым - чувствовать свою отдельность от мира.
 
Защитные дихотомии. О расщеплении

Выше уже была описана история возникновения хороших и плохих объектов. Здесь они будут описаны в контексте защитной организации Собственного Я - расщепления. 
Чувство безопасности младенца зависит от стабильности и присутствия внешнего объекта, что удовлетворяет его потребности. Но дело в том, что внешний мир не идеален, Мама порой может отсутствовать или не давать того, что хочет младенец. Раньше он с этой организмической задачкой отчасти справлялся бы галлюцинацией, но лишь отчасти. У него тогда и потребностей было не много - снижение напряжения от голода, холода и психически нарастающего напряжения. Сейчас младенец стал обладать примитивным Собственным Я и его задачей стало контролировать и владеть Другим, ведь тогда он сможет владеть своим удовольствием. Но если другой затягивает с удовлетворением, то к нему обращается ярость. Вот здесь и возникает необходимость в расщеплении. В силу того, что у ребенка на данном этапе нет ощущения ограничений(он не знает какова его сила и к чему приводит ярость), то есть фантазия всемогущества о разрушительности его аффекта. Аффект разрушителен для Матери, а значит и для младенца. Соответственно на удовлетворяющую его потребности мать злиться нельзя, но на кого тогда злиться? На отсутствующую плохую мать. И отлично. Возникают репрезентации двух матерей: хорошей и плохой. То есть расщепление обслуживает безопасность и стабильность переживания себя живым. За счет расщепления Я не подвергается угрозе дедифференциации и психической смерти.
 
Итак, первое расщепление случается после 6 месяцев, когда Собственное Я впервые обнаруживается. Это расщепление на хорошие и плохие объекты.
Здесь важно заметить, что расщепление это хорошее и полезное, так как позволяет ребенку выражать злость. Аффект злости и боль от фрустрации может переживаться психически без субъективной угрозы для жизни.

В случае, если первые шесть месяцев ребенку скорее приходилось использовать лишь физиологический уровень переживания при обращении с напряжением, например, если удовлетворение не наступало слишком долго или его было недостаточно, то постепенно формируется расщепление между физическим и психическим. То, что не должно быть отражено психически будет представлено на физическом уровне.
Происходит отсрочка в ментализации боли. То есть, организм бессознательно готов сделать все, чтобы не переживать фрустрирующие события своей жизни психически.
Этим расщеплением объясняется алекситимия психосоматических клиентов. Где физиологический симптом психически пуст и является единственным способом снизить болезненное напряжение в организме
  
Функциональная привязанность

То, что делает мама переживается как само собой разумеющееся. Хорошо удовлетворяет потребности - хорошая мама, плохо - плохая. Пока что внутренний мир связан с контролем внешнего. Только с установлением устойчивого внутреннего мира и обладание своим внутренним миром (Константность Собственного Я) становится возможной амбивалентность.
То есть объект воспринимается через призму потребностей.
Объектная любовь и ненависть(стремление как к личности), а так же сопутствующие им чувства вины и благодарности возможны только с установлением Константности Собственного Я и объекта.

Расщепление - защитный механизм эго, предотвращающий интеграцию плохого и хорошего, некоторая перегородка, что свойственна психике в пограничных состояниях и ребенку до периода установления константности собственного я. То есть, в пограничных состояниях я не могу быть и хорошей и плохой, я либо такая либо такая. Другой подвергается расщеплению подобным образом. Зависимость моего образа Я от обратной связи, например “Если критика - Я плохой, если хвалят - Я хороший” показатель недостаточности Константности Собственного Я. Возможен разговор о функциональной привязанности.
В истории с пограничными клиентами: терапевт - объект функциональной привязанности, он будет представлять не интернализированные дефектные части Собственного Я. Это могут быть отщепленные части личности, которые недопустимы к переживанию(беспомощность, жалость, уязвимость, стыд, которые вкладываются в терапевта и отрицаются клиентом), а так же терапевт может приглашаться в работу в качестве замещающего функционального объекта(выдерживать, контейнировать, утешать и т.д., все то, что не доделал родитель) и тогда задача терапии - выполнение этих функций,  интернализация этих функций клиентом, прощание с функциональным объектом.
 
Функционально-селективные идентификации. Идентификация - наиболее важный процесс в структурализации психики.
Ранние идентификации отличаются от эдипальный идентификаций. Ранние отвечают за структурализацию Эго - усваиваются первичные функции объекта. Эдипальные идентификации формируют Супер-Эго и уже имеют оценочный окрас. Функционально-селективные переживания индивидуальной.идентичности и индивидуальных объектов - усвоенная модель, взятая из внешнего мира и помещенная во внутренний.
Оценочно-селективные идентификации  добавляют к Собственному Я особенности этих объектов как осознаваемых образцов,здесь больше творчества и выбора.
Так мы постепенно переживаем себя как Константное Собственное Я. Через перманентные идентификации с интроектами и наблюдаемыми функциями внешнего объекта.
 
Каковы же мотивы функционально-селективных идентификаций?
Первичным мотивом по прежнему остается сохранение и контроль идеального состояния собственного я как обладателя и контролера удовлетворения. Но теперь из пассивного магического мышления происходит переход к активной позиции и обретением личных способов и навыков это состояние поддерживать самостоятельно.

Чтобы такой процесс усвоения функций поддерживался и продолжался нужны следующие условия:

1. Благополучный климат отношений мать-дитя. Отношения должны быть достаточно хорошими, чтобы мочь временно отказываться от функционального объекта без страха его потерять. Только тогда возникает способность самостоятельно пробовать то, что делала для младенца мать. Здесь важны адекватное удовлетворение потребностей, и разнообразный репертуар утешающих интроектов, нейтрализующих тревогу. То есть хорошая синхронизация матери с ребенком позволяет благополучно интроецировать полезные функции, чтобы продолжить развитие. В терапевтической практике часто становится заметным, как влияет на состояние клиента отсутствие каких-либо способов утешения себя(нейтрализации афекта). Тогда клиент прибегает к избеганию, отрицанию или отыгрыванию, то есть включаются защитные механизмы, оберегающие эго от распада

2. Объект должен обеспечить хорошие модели поведения, которые можно было бы имитировать. Тогда ребенок будет всемогущим образом обладать некоторыми навыками, что скопировал у мамы. Эти функции мамы, ее модели поведения, идеализированы и проглатываются в чистом виде. Нейтрализация тревоги, продолжение пути в континууме сепарация-индивидуация, первичная борьба с симбиозом.
 
3. Фрустрация должна быть умеренной, чтобы не привести к непреодолимой тревоге.

4. Для закрепления идентификации необходимо отзеркаливание: одобрение и восхищение. Такая совместная радость от обладания новыми способностями.
Две фазы функционально-селективной идентификации: а) идентификация с функцией объекта(я делаю как мама),б)  отзеркаливание (я круто делаю, я молодец. Умение себя одобрять, быть собой довольным, получать радость от успеха)
 
Переоценка нарциссизма


Первичный нарциссизм: соответствует первой фазе(описаны выше) - переживание собственного всемогущества, но и зависимость от идеализированного объекта, связь и управление которым поставляет это ощущение. Отвечает за самоуважение. Вторичный нарциссизм соответствует второй фазе отзеркаливания, то есть отвечает за самооценку в целом. Нарушение первичного нарциссизма - раннее нарушение, потребность в идеализации и контроле, отсутствия самоуважения Я как такового, переполненность стыдом, пустота. Нарушение вторичного нарциссизма- негативная или недостаточная самооценка, отсутствие знаний о себе как об обладающем разными способностями, недифференцированный образ Я, трудность одобрять себя, присваивать. Нарушение на этапе ассимиляции.

Возвращаясь к процессу функционально-селективных идентификаций. К чему мы приходим, каков результат?

- Переход от пассивности к активности: ребенок сам начинает делать то, что до этого за него делала мать.

- Неудачи матери в выполнении некоторых функций больше не приводят к фрустрациям.

- Агрессивный импульс теперь направляется не на мать, а используется как топливо в самостоятельном преодолении трудностей. Здесь говорится о нейтрализации агрессии.

- Постепенное обретение идентичности и индивидуальности.

Больше нет необходимости переживать мать то хорошей то плохой, так как потребности частично перестали зависеть от нее. Переход к постамбивалентности. Таким образом, расщепление будет убывать по мере способности Собственным Я обретать независимые функциональные навыки удовлетворять свои потребности. Это приводит нас к тактическому решению в работе с пограничными клиентами. Не пытаться слеплять разрозненные полярные части, а поддерживать процесс функционально-селективной привязанности: выполнять функции, где провал и отзеркаливать, поддерживать способность объекта в независимости от внешнего утешающего и всемогущего объекта.
 
И здесь происходит следующее. Мне уже не нужен интроективный объект, который я себе фантазирую, чтобы снизить тревогу. Интроективные функциональные репрезентации заменяются информативными. То есть, у меня появляется личное знание, навыки и способности, которые я могу использовать на своих условиях, как-то менять в зависимости от ситуации. Мне больше не нужно никого контролировать и применять магическое мышление. Я могу что-то Сделать, быть активным, чтобы успокоить себя, и я знаю что делать. Переход на новый уровень мышления, концептуального и переход к вторичному процессу функционирования психики.
 
Идентичность и индивидуальный объект. Константность Собственного Я 
 
Постепенно переходим к автономности и формированию идентичности. Если первичная дифференциация на Я и Объект происходит в период 6-12 месяцев: рождается психика и мир становится полем интереса и контроля, то индивидуальность как результат множества функционально-селективных идентификаций - на третьем году жизни.
 
Появляется знание Кто Я, и что я не один в этом мире, у других людей есть свой субъективный непонятный мир, я живу в мире других индивидуальностей. Постепенно появляется чувство времени и организованной памяти. Информативная репрезентация Объекта принадлежит Собственному Я как управляемая фантазия или память о внешнем объекте. 

Другой - не только функционально полезен, но к нему зарождается любовь, влечение, тяга как сама по себе. Возникает эмоциональная привязанность и свойственные ей чувства вины и благодарности, потребность в возмещении и примирении. Появляется конкуренция за любовь объекта, к нему хочется стремиться, достигать. Появляется желание нравиться и стараться не огорчать. Теперь тревога потери объекта как такового сменяется страхом потери любви объекта. Появляется интерес к внутреннему миру Другого, что ему нравится, что ңет. Любовь объекта не самоочевидна.  

Наше понимание, что любовь к нам - свободный выбор, рождает в нас чувство благодарности. Константность образа Другого формирует нормальную идеализацию, наполненную любовью.
 
Автономность и Константность Собственного Я

Итак, константность Собственного С определяется интегрированностью представлений о Собственном Я, что придает ему относительно стабильное чувство идентичности с непрерывностью во времени и пространстве, независимо от состояния потребности. Такое состояние константности в переживании себя устанавливается к трем годам жизни.
Эта стабильность стала возможна в результате постоянных процессов интернализации и усложнения психической структуры, что были описаны выше.
 
Фантазии
Появляется способность к активному фантазированию. Это становится возможно благодаря символизации и языку. Внутренние образы имеют названия и могут существовать автономно, то есть независимо от обстоятельств. В фантазии как и в игре, можно манипулировать внутренней реальностью, когда это невозможно во вне.
 
Сознание
Появляется самоосознавание, что-то что напоминает интроспекцию. Я могу наблюдать за собой, осознавать, что я хочу, а чего - нет. Саморефлексия.
 
Вытеснение
Именно к трем годам формируется такое защитное действие Собственного Я как вытеснение.
Вытеснение можно представить как барьер, за который можно убрать неполезные для психики материалы первых трех лет, а так же трудно переносимые конфликты, что делает психику стабильной. Само его возникновение - это эволюционный скачок в развитии.
Вытеснение - результат субъективного активного выбора, что оставить в сознании, а что убрать, что желательно, а что - нет. Психика сама властна контролировать, что удерживать в бессознательном, а что осознавать.
 
Появление эмпатии и эмпатического понимания, как результат идентификации, интроспекции и разделяемого переживания. Ведущую роль здесь играют информативные(или интроспективные) идентификации. Появляются названия для различных чувств. Все это необходимо для понимания чувств объекта и для установления с ним контакта. Мне необходимо понимать внутренний мир Другого и отделять его от своего, ведь теперь любовь объекта не очевидна, а она нужна и служит основой привязанности. Предпосылка к зрелой близости. Стремление к взаимопониманию.

Интернализация Эдипа

Ребенок долгое время живет в диадных отношениях с матерью. Она является первым и главным поставщиком психического мира и его развития. Постепенно таким же важным человеком в жизни ребенка становится отец. Его обратная связь, его реакции на ребенка так же способствуют усложнению психики, добавляются новые представления о себе, окрашенные одобрением или порицанием. Появляется еще один пример для подражания. Но отношения остаются диадными: то с отцом, то с матерью. Это доэдипальные отношения. По мере обретения автономии, когда становится важным не просто наличие матери рядом, но ее чувства, любовь, хорошее отношение, ребенок замечает, что часть любви утекает к третьему. Он пробует конкурировать то с отцом, то с матерью за полное обладание любовью. Это непростое испытание, так как приходится сталкиваться с реальностью невозможности победить ни одного из родителей: чувствами ярости, обиды, зависти,ревности, сильного желания, беспомощности, униженности.
В хорошем раскладе эдипальный конфликт становится интрапсихическим, а отношение к родителям становится асексуальным.
 
Супер-Эго

Этот период ознаменован формированием Супер-Эго, который авторы видят как интроект, регулирующий импульсы, поведение. Свод правил, которые ребенок усвоил в триадных отношениях. Супер-Эго рождается как результат невозможности полностью обладать родителем во вне, но знаменует собой родительскую власть в психике ребенка. Это его личный родитель. При этом, пласт агрессивных и сексуальных импульсов,  вместе с образами родителей и собственными фантазиями о них - вытесняются и становиятся недоступными.

 




Просмотров: 543
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Что есть сон, а что реальность, и есть ли между ними грань?.... А может все наоборот и спим мы наяву?
  • “Как быть, когда есть бессилие что-то изменить?”
  • У меня есть проблема, но мне это нравится: что такое вторичная выгода и как её обнаружить
  • Что может быть важнее собственного отношения к себе?
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Чувство собственного достоинства. Что это?
  • Что делать, если у близкого человека есть признаки расстройства психики
  • Все, что у нас есть, - это отношения
  • Что есть бедный, а что есть богатый внутренний мир?
  • Как желание быстро иметь то, чего у тебя пока нет, не позволяет пользоваться тем, что у тебя есть.
  • Я! Я есть! Что Я есть? Пустые ли это звуки?
  • Что такое конфликт? Как его избежать и всегда ли это нужно делать?
  • Что происходит, если женщина раньше времени решила, что этот мужчина и есть её единственный
  • Когда вам надоест думать, что вы сделали не так и вести себя, как хотят другие, тогда вы и начнете жить
  • Что делать, если «всё не так» и чтоб «приняли таким, какой есть».
  • Я самоутверждаюсь – значит, я существую?... Самоутверждение за счет других – что это и как его понимать?
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Отношения: как понять, что между вами что-то есть?
  • Другой - не поставщик твоего ресурса. Он лишь показал, что в тебе есть это самое лучшее
  • Мать и Дитя. мама есть но мамы нет. Как это можетбыть?
  • Что с нами происходит когда мы пытаемся показать себя лучше, чем мы есть?
  • Что делает нашу жизнь насыщенной и разнообразной? Что дает чувство удовлетворения своей жизнью?
  • Что есть злость и для чего она нужна?
  • Мама, которая ещё есть! Что делать после того, как ты начал прощать …
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь