После Фрейда, наследие психоанализа...

Психоанализ, будучи живым учением, бессмысленно зубрить в отрыве от клинической практики и самой жизни. Поэтому «кровью и плотью» психоанализа являются, помимо личного аналитического опыта, супервизии,где на реальном примере разворачиваются возможности применения психоаналитических концепций и оттачивается тот вариант феноменологического мышления, что с полным правом можно назвать аналитической позицией. 
Психоанализ уже разменял первую сотню лет своей истории и имеет определённый исторический опыт. Поэтому чрезвычайно интересным кажется изучение клинического опыта работы последователей Фрейда, его непосредственных учеников и современников - наших коллег - психоаналитиков, написанных задолго до нашего появления)) Вполне возможно, это покажется дерзким, но возьмём на себя наглость и посмотрим с высоты полёта современного психоанализа на сложнейшие хитросплетения человеческих душ, описанных, и здесь отдать должное представителям старой медицинской школы, подробнейшим образом. Это вам не карты пациентов современных лечебных заведений, где галочками в диагностических таблицах проставляются готовые ответы. Где творчество? Увы! 

В 1923 году З.Фрейд пишет своё произведение "Я и Оно", где представляет новую структурную модель психического аппарата. Таким образом происходит переход от топической модели к структурной. Именно эта модель становится новой вехой в дальнейшего развитии психоанализа и в творчестве отца основателя и уже после его смерти. Именно структурная модель станет полем противостояния двух небезызвестных персон психоаналитической тусовки, предлагающих векторы дальнейшего развития психоаналитической концепции. Одна из сторон, чьё пристальное внимание было направлено на структуру Я, дочь Зигмунда Фрейда, Анна Фрейд. Другая сторона - Мелани Кляйн, которая сместив центр тяжести человеческого бытия на объект и отношения с объектом, сделала ставку на отношения со структурой Сверх-Я. Можно конечно же вспомнить и менее весомых фигур, воспевающих мощь и силу тёмной стороны человека - Оно (это конечно же К.Гродек). К слову сказать, что и те и другие модели в своём, доведённом до крайних точек развитии, показала тупики интенционального мышления с субстантивацией тех или иных структур. 

К вопросу о технике психоанализа, которая разделяется практически всеми представителями этого "лоскутного одеяла" под названием психоанализ. Речь идёт об интерпретации.  Интерпретация в психоанализе играет наиважнейшую роль. Но что такое интерпретация и на что она направлена? Считается, что интерпретировать проблему, вывести её из темницы бессознательного на свет сознания – вот залог успешного лечения. Первое время, на начальном этапе развития психоанализа так и было – лечение разговорами способствовало «прочистке труб» и катартическому эффекту, который давал избавление от страданий. Но З.Фрейд, почувствовал некоторую бесполезность этой «очищающей вспышки», к которой до сих пор стремятся многие терапевты и аналитики, словно этот акт «намазан мёдом» нарциссического расширения, этакий вариант интеллектуального оргазма)). И почувствовав опасную притягательность катарсиса, быстро от него отказался. Оставался долгий и трудный путь «конечного и бесконечного анализа»… 
Интерпретация, тем не менее, остаётся важнейшим инструментом психоанализа. 
Но что означает интерпретация, данная анализанту на первых сессиях, к примеру: «У вас инцестуозное желание матери!..» Даже не берусь представить всю дальнейшую работу с таким аналитиком, потому как она быстро закончится. 
Интерпретация как конфронтационная техника и как система отношений обязательно имеет своего отправителя и своего адресата, того, с кем (или чем) мы конфронтируем. И речь здесь идёт вовсе не о внешних регистрах общения. Что за место в символическом порядке анализанта, куда адресуется сообщение? Что за место в символическом порядке аналитика, с которого он осуществляет интерпретацию? В предыдущем случае кроме как интеллектуального превосходства аналитика, других вариантов мест отправителя не наблюдается. Но имеет ли это какое-либо отношение к аналитической позиции? Ответ, думается, будет однозначным… 
В понимании феномена интерпретации мы имеем дело с той концепцией влечений, которую на наш взгляд можно понимать как интенциональность, направленность на - (термин употребляемый в феноменологии как свойство сознания). Ведь отец-основатель психоанализа очень внимательно наблюдал за поведением своих пациентов, за их «движениями души», проявляющимися через движения, дискурс, симптом и пр. 
И что, например, происходит и куда направлено послание, когда аналитик говорит пятилетнему мальчугану: «Фрэнки, кто в твоей жизни дал тебе так много указаний, что делать и что не делать?» Этот пример представлен в работе американского психоаналитика Берты Борнштейн с фобическим мальчиком. 

Вот какие мысли приходят за чтением очень интересной серии издательства "Издательский дом ERGO" -  http://www.ergo-izhevsk.ru/dir-b/012.html

Читаем, размышляем, анализируем...

www.facebook.com/Retrosupervizion/ 



Просмотров: 504
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Интерпретация кинематографического произведения с точки зрения психоанализа.
  • Эссе по работе З. Фрейда «Психогенное нарушение зрения с позиции психоанализа»
  • Фильм "Венера в мехах" - такой сеанс психоанализа вам под силу?
  • "Это произошло на седьмом году психоанализа..."
  • Чем юнгианский анализ отличается от психоанализа Фрейда?
  • Эриксоновский гипноз. Психоанализ без психоанализа.
  • "Ребенок" не существует. Этика психоанализа юного субъекта
  • Метод "Мотивационного психоанализа" Поля Диеля
  • "Слярис" на стыке психоанализа и науки
  • Проявление влечения смерти в клинической практике психоанализа.
  • Длинные сессии – новые идеи в развитии психоанализа
  • Присутствие психоанализа в жизни человека
  • Пример свободных ассоциаций психоаналитика на тему психотерапии и психоанализа
  • Эффективность психоанализа и психоаналитических терапий
  • О технике психоанализа в эпоху конструктивизма
  • Интерпретация картины Рене Магритта "После воды облака"
  • Система психоанализа
  • К вопросу оплаты сеансов психоанализа.
  • Яркий пример психоанализа
  • Путь психоанализа.
  • Отличия психоанализа от транзактного анализа. (Часть 1)
  • Работа психоаналитика и пациента в ключе французкого психоанализа.
  • Преимущества и возможности психоанализа. (часть II)
  • Желание - основное понятие психоанализа
  • Интерпретация картины Рене Магритта "Полярный свет"
  • Этика и техника психоанализа
  • Современные модели отношений - как выбрать модель, которая подходит именно Вам
  • Обзор современного психоанализа. Теория, рекомендации, критерии излечения.
  • Депрессия, или Техники современного психоанализа тяжелых психических расстройств
  • О связи психоанализа и работы мозга



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь