Интерпретация кинематографического произведения с точки зрения психоанализа.

Введение.

Забывание — активный процесс, заключающийся в потере доступа к запомненному ранее материалу, в невозможности воспроизвести или узнать то, что было усвоено. Идеальный механизм психологической защиты. «Не помню, значит, не было».
Но ничто не исчезает бесследно — все, что когда-либо было нанесено на катушку памяти, может проявить себя.
В данном тексте я постараюсь раскрыть работу основополагающего и довольно сложного механизма психического аппарата через доступный всем для просмотра фильм.
Основные вопросы, которые я хочу осветить в эссе:
— Эффект последействия как основа фильма.
— Работа вытеснения, проходящая через всю сюжетную линию.
Действие фильма происходит в штате Нью-Йорк, в 2004 году. Во время просмотра зритель наблюдает за судьбой взаимодействия двух главных героев Клементины и Джоэла. Есть и второстепенные герои: доктора Мерзвияк, Мэри, Стэн, Патрик.
Начало моментально погружает в меланхоличную атмо-сферу фильма, мы еще не знаем его названия, но уже пережива-ем за главного героя. Джоэл живет неприметной жизнью, но неожиданно для всех и в первую очередь для себя меняет обычный маршрут на работу на незапланированную поездку до Монтека. Что послужило причиной необдуманной поездки?

На побережье он встречает необычную девушку с сини-ми волосами, и по пути обратно она знакомится с ним. Есть что-то общее между ними и все вокруг намекает зрителю, что их встреча не случайна, не обычна и идет в разрез с классическими знакомствами мужчины и женщины. И наконец — титры! Режиссер решает познакомить нас с названием фильма: оно отсылает к поэме известного английского поэта А. Поупа «Элоиза Абеляру» (1717), на языке оригинала оно звучит как «Eternal Sunshine of the Spotless Mind» — «Вечное сияние чистого разума». Самодостаточное, саркастичное название. Поэма о двух влюбленных с трагической судьбой, чья любовь не угасла даже после разлуки навсегда. Таким образом автор поэмы, а затем и режиссер намекают нам: «Чистый разум не сияет, да и очистить его до блеска не получается».
И вот сейчас мы понимаем, что фильм начался с конца. Классический хеппиэнд, но что же ждет зрителя дальше, если все самое интересное он как будто уже увидел?
Режиссер дает зрителю возможность повторно познакомиться с историей любви Клементины и Джоэла, рассмотреть их отношения через множество возможных призм. Заставляет Джоэла и Клементину сперва влюбиться, потом разругаться, потом решиться стереть друг друга из памяти, а потом снова встретиться и влюбиться. Создатели фильма доказывают: если люди созданы друг для друга, они все равно будут вместе. В ходе рассуждения постараемся понять, что все-таки сыграло решающую роль и дало возможность подобной судьбоносности.
По сюжету во всем виновата «Лакуна» — агентство по защите от душевной боли. Агентство с фантастической легкостью может удалить из памяти любого человека и все связанные с ним воспоминания. Услуга весьма популярна и практически безопасна. Название компании также не случайно, лакуна — пустое пространство.
Есть в этом фильме еще одна история любви, которая также проходит обработку «Лакуной», — роман между доктором Мерзвияком, директором агентства, и администрато-ром Мэри. Девушка стирает доктора из памяти, чтобы спастись от душевных терзаний из-за неразделенной любви к женатому мужчине.

Эффект последействия
В психоанализе мы узнаем о «забытом» только после то-го, как «забытое» вернулось, и нам еще предстоит размотать клубок дериватов, созданных психическим аппаратом. Вся сюжетная линия держится именно на этом разматывании. Режиссер сталкивает нас лицом со стеной, а потом предлагает познакомиться с причинами данного столкновения. Все начинается с эффекта последействия, и теперь нам предстоит углубиться в бессознательное сюжета для восстановления полной картины происходящего.
Стирание памяти — реально ли это? В нашем мире чаще прибегают к восстановлению памяти, нежели к стиранию, и причиной тому — безукоризненная работа психического аппарата, самостоятельно «стирающего» неуместное. Но не все так просто, иначе каждый человек не был бы уникален.
Как показывает нам сюжет фильма и практика психоанализа, никакой аффект не может исчезнуть бесследно.
Вытеснение
Почему же тогда мы чего-то не помним? И как же уда-лось доктору Мерзвиаку «постирать» так много людей из памяти его клиентов?
Ответом может стать «вытеснение». Вытеснение — это механизм, который работает в сознательном и напрямую связан с влечениями, а точнее — с невозможностью их реализовать. Попытка бегства психического. Как только психика не может переварить аффект, связанный с представлением, она вытесняет представление и перенаправляет аффект. Вытесненное бесконечно живет в бессознательном и устанавливает ассоциативные связи все дальше и дальше удаляясь от первоначального представления. Чем больше ассоциативных связей, тем больше энергии у вытесненного и тем больше вероятность его возвра-щения, — остается дождаться подходящего момента.
Получается, что ни один из клиентов доктора не застрахован от повторения судьбы. Возможно, удаление физического образа осуществилось, но все представления, связанные с ним, сохранились за чертой восприятия ума. Где-то в другой топике.
Создатели фильма учли наличие трех фаз вытеснения:
— первовытесненное — первый роман героев, который был удален из сознательного;
— послевытеснение — разросшаяся цепочка ассоциативных связей, дериваты, которые пытались прорваться в сознание с помощью максимальной удаленности от первовы-тесненного;
— возврат вытесненного — «симптоматика» героев, ошибочные действия и в итоге — новое знакомство.
Режиссер отлично олицетворил процесс возвращения вытесненного в следующих сценах: Патрик, пользуясь словами Джоэла, пытается влюбить в себя Клементину, и на нее это действует как интерпретация психоаналитика во время анализа; Джоэл на перроне слышит название Монтек, и ему непреодолимо хочется туда отправиться; Мэри зачитывает доктору Мерзвияку их некогда любимые цитаты и не может удержаться от поцелуя с ним. Слово становится ключом к бессознательному героев и возвращает аффект.
Просмотр фильма равносилен взгляду со стороны на работу психики: есть что-то помимо сознания — «место», где ведется запись психического, есть энергия, которая концентрируется на представлении и возвращает его в сознание. Не говоря уже о таких механизмах, как смещение и сгущение, которыми пронизан весь фильм. Психическое являет себя в каждой сцене картины.



Просмотров: 417
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Психологический обзор фильма «Всегда говори «Да!» (режиссер Пейтон Рид)
  • Полный бардак в семейной системе героев фильма «Покровские ворота»
  • Влюбиться в себя по собственному желанию. 9 советов, как полюбить себя, на примере фильма.
  • Пара мыслей после просмотра фильма о сексуальном насилии.
  • Принимай меня таким, какой я есть или сила женского принятия, на примере фильма «Он Дракон»
  • Что есть сон, а что реальность, и есть ли между ними грань?.... А может все наоборот и спим мы наяву?
  • Потеря памяти. Профилактика симптомов потери памяти.
  • Размышления после просмотра фильма  режиссера Бернардо Бертолуччи "Последнее танго в Париже".
  • Селективное свойство памяти. Выход есть («?» или «!» или «.»)
  • Почему они убиваю себя? Механизм психики, который может привести к детскому суициду
  • Фильм - исследование отношений людей через призму секса. Он может вас шокировать...
  • Так не может больше продолжаться. Есть ли выход?
  • Можно ли усовершенствовать работу памяти? Приёмы увеличения продуктивности запоминания.
  • Что делать, если время не лечит? Гештальт- подход о памяти ушедших.
  • Анализ фильма, освещающего работу психолога "Необходимая жестокость"
  • «Прими себя, какой ты есть», или как хорошая идея может пойти во вред
  • День памяти моей любви.
  • Почему ваш мужчина может продолжать мастурбировать и смотреть порно, даже если у него уже есть Вы
  • Магическое мышление – как ребенок пытается «спасти семью». На примере фильма «Игра слов»
  • Стереть из памяти прошлое?
  • Метаморфозы любви и ненависти. Психоаналитический разбор фильма "Красивый, плохой, злой"
  • Магическое - это другое название психического.
  • 5 лайфхаков для укрепления памяти во время болезни.
  • Психологический разбор фильма "Свадьба лучшего друга" с Джулией Робертс и Кэмерон Диаз
  • Гипноэксперименты. Часть 2. Стирание памяти под гипнозом
  • Стирание из памяти стрессовой ситуации. Упражнение
  • Анализ фильма "Дом, который построил Джек" (18+)
  • Как написать сценарий фильма и заработать? Практика для работы с клиентом
  • Созависимые отношения на примере фильма «Аритмия»
  • Проблема памяти в психоанализе



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь