Забывание — активный процесс, заключающийся в потере доступа к запомненному ранее материалу, в невозможности воспроизвести или узнать то, что было усвоено. Идеальный механизм психологической защиты. «Не помню, значит, не было». Но ничто не исчезает бесследно — все, что когда-либо было нанесено на катушку памяти, может проявить себя. В данном тексте я постараюсь раскрыть работу основополагающего и довольно сложного механизма психического аппарата через доступный всем для просмотра фильм. Основные вопросы, которые я хочу осветить в эссе: — Эффект последействия как основа фильма. — Работа вытеснения, проходящая через всю сюжетную линию. Действие фильма происходит в штате Нью-Йорк, в 2004 году. Во время просмотра зритель наблюдает за судьбой взаимодействия двух главных героев Клементины и Джоэла. Есть и второстепенные герои: доктора Мерзвияк, Мэри, Стэн, Патрик. Начало моментально погружает в меланхоличную атмо-сферу фильма, мы еще не знаем его названия, но уже пережива-ем за главного героя. Джоэл живет неприметной жизнью, но неожиданно для всех и в первую очередь для себя меняет обычный маршрут на работу на незапланированную поездку до Монтека. Что послужило причиной необдуманной поездки?
На побережье он встречает необычную девушку с сини-ми волосами, и по пути обратно она знакомится с ним. Есть что-то общее между ними и все вокруг намекает зрителю, что их встреча не случайна, не обычна и идет в разрез с классическими знакомствами мужчины и женщины. И наконец — титры! Режиссер решает познакомить нас с названием фильма: оно отсылает к поэме известного английского поэта А. Поупа «Элоиза Абеляру» (1717), на языке оригинала оно звучит как «Eternal Sunshine of the Spotless Mind» — «Вечное сияние чистого разума». Самодостаточное, саркастичное название. Поэма о двух влюбленных с трагической судьбой, чья любовь не угасла даже после разлуки навсегда. Таким образом автор поэмы, а затем и режиссер намекают нам: «Чистый разум не сияет, да и очистить его до блеска не получается». И вот сейчас мы понимаем, что фильм начался с конца. Классический хеппиэнд, но что же ждет зрителя дальше, если все самое интересное он как будто уже увидел? Режиссер дает зрителю возможность повторно познакомиться с историей любви Клементины и Джоэла, рассмотреть их отношения через множество возможных призм. Заставляет Джоэла и Клементину сперва влюбиться, потом разругаться, потом решиться стереть друг друга из памяти, а потом снова встретиться и влюбиться. Создатели фильма доказывают: если люди созданы друг для друга, они все равно будут вместе. В ходе рассуждения постараемся понять, что все-таки сыграло решающую роль и дало возможность подобной судьбоносности. По сюжету во всем виновата «Лакуна» — агентство по защите от душевной боли. Агентство с фантастической легкостью может удалить из памяти любого человека и все связанные с ним воспоминания. Услуга весьма популярна и практически безопасна. Название компании также не случайно, лакуна — пустое пространство. Есть в этом фильме еще одна история любви, которая также проходит обработку «Лакуной», — роман между доктором Мерзвияком, директором агентства, и администрато-ром Мэри. Девушка стирает доктора из памяти, чтобы спастись от душевных терзаний из-за неразделенной любви к женатому мужчине.
Эффект последействия В психоанализе мы узнаем о «забытом» только после то-го, как «забытое» вернулось, и нам еще предстоит размотать клубок дериватов, созданных психическим аппаратом. Вся сюжетная линия держится именно на этом разматывании. Режиссер сталкивает нас лицом со стеной, а потом предлагает познакомиться с причинами данного столкновения. Все начинается с эффекта последействия, и теперь нам предстоит углубиться в бессознательное сюжета для восстановления полной картины происходящего. Стирание памяти — реально ли это? В нашем мире чаще прибегают к восстановлению памяти, нежели к стиранию, и причиной тому — безукоризненная работа психического аппарата, самостоятельно «стирающего» неуместное. Но не все так просто, иначе каждый человек не был бы уникален. Как показывает нам сюжет фильма и практика психоанализа, никакой аффект не может исчезнуть бесследно. Вытеснение Почему же тогда мы чего-то не помним? И как же уда-лось доктору Мерзвиаку «постирать» так много людей из памяти его клиентов? Ответом может стать «вытеснение». Вытеснение — это механизм, который работает в сознательном и напрямую связан с влечениями, а точнее — с невозможностью их реализовать. Попытка бегства психического. Как только психика не может переварить аффект, связанный с представлением, она вытесняет представление и перенаправляет аффект. Вытесненное бесконечно живет в бессознательном и устанавливает ассоциативные связи все дальше и дальше удаляясь от первоначального представления. Чем больше ассоциативных связей, тем больше энергии у вытесненного и тем больше вероятность его возвра-щения, — остается дождаться подходящего момента. Получается, что ни один из клиентов доктора не застрахован от повторения судьбы. Возможно, удаление физического образа осуществилось, но все представления, связанные с ним, сохранились за чертой восприятия ума. Где-то в другой топике. Создатели фильма учли наличие трех фаз вытеснения: — первовытесненное — первый роман героев, который был удален из сознательного; — послевытеснение — разросшаяся цепочка ассоциативных связей, дериваты, которые пытались прорваться в сознание с помощью максимальной удаленности от первовы-тесненного; — возврат вытесненного — «симптоматика» героев, ошибочные действия и в итоге — новое знакомство. Режиссер отлично олицетворил процесс возвращения вытесненного в следующих сценах: Патрик, пользуясь словами Джоэла, пытается влюбить в себя Клементину, и на нее это действует как интерпретация психоаналитика во время анализа; Джоэл на перроне слышит название Монтек, и ему непреодолимо хочется туда отправиться; Мэри зачитывает доктору Мерзвияку их некогда любимые цитаты и не может удержаться от поцелуя с ним. Слово становится ключом к бессознательному героев и возвращает аффект. Просмотр фильма равносилен взгляду со стороны на работу психики: есть что-то помимо сознания — «место», где ведется запись психического, есть энергия, которая концентрируется на представлении и возвращает его в сознание. Не говоря уже о таких механизмах, как смещение и сгущение, которыми пронизан весь фильм. Психическое являет себя в каждой сцене картины.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.