Проблема памяти в психоанализе

Проблема памяти в психоанализе.

    Метапсихологическая концепция механизмов памяти (забывания и припоминания), по сути, лежит в основе психоаналитической концепции деятельности психического аппарата. Наряду с первичной топической моделью (бессознательное – предсознательное - сознание), концепция памяти формирует базовые представления о механизмах психической деятельности.

    Проблема работы памяти становится краеугольным камнем для Фрейда на самых ранних этапах формирования психоаналитической концепции. Так, наблюдая за гипнотическими экспериментами Шарко в Сальпетриер, Фрейд, по сути, знакомится с манипуляциями содержимым бессознательной памяти. Заканчивая гипнотический сеанс, Шарко произносит: «... И сейчас Вы проснетесь, и забудете все, о чем я говорил», таким образом напрямую обращаясь к источнику заболевания – патологическим мыслительным формам. Неудовлетворенность гипнозом, в том числе, заключается в стремлении Фрейда отойти от насильственных коннотаций процедуры, заключающейся в создании новой, чуждой личности, суггестивно воспринятой мысли, которая закладывается пациенту. Используя известную метафору, сравнивающую анализ с работой скульптора, отсекающего лишнее, Фрейд стремится не к созданию искусственных мыслей, но к прояснению того, что ранее было скрыто от осознания.

    Во многом, метапсихологическая концепция явилась противопоставлением экспериментально-психологическому подходу к изучению памяти, представленному в работах Эббингауза (1885). Однако, если Эббингауза интересуют преимущественно «формы и объем» - различия кратко- и долговременной памяти, способность к запоминанию и т.д. – то психоаналитический подход сконцентрирован на механизмах, принципах работы памяти. В то же время, Эббингауз исследует память в ее «сознательных»  формах, т.е. в тех явлениях, которые можно непосредственно наблюдать в неискаженном виде. Психоаналитический подход, разрабатываемый Фрейдом в конце XIX – начале ХХ века, сконцентрирован на бессознательных механизмах работы памяти и ассоциативных путях, обеспечивающих забывание и припоминание.

    Важнейшим постулатом, из которого исходит Фрейд, является мысль о том, что «забываемый материл никуда не исчезает». Он сохраняет не только свое содержание, но и активность, влияя на состояние «носителя памяти», его мысли, чувства, поведение. Однако, представление  о бессознательном как об «архиве» памяти, является в целом неверным. Речь идет скорее о «следах» памяти, которые могут быть обнаружены только на уровне сознательного, когда в результате неудачного вытеснения их влияние становится очевидным и доступным наблюдению и фиксации. Само по себе бессознательное недоступно не только пониманию или наблюдению, но и «вчувствованию».  Механизмы перевода бессознательного материала в сознательный опыт прорабатывались аналитиками позднее, в частности, можно сказать, что минимальным уровнем с возможностью наблюдения и фиксации являются альфа-элементы У.Биона, являющиеся как материалом сновидений, так и строительными блоками бессознательных ассоциативных компонентов. 

    Переходом теоретической модели к клинической мысли является тезис Фрейда о том, что невротики (истерики, в частности) «больны воспоминаниями». Идея заключается в том, что существуют цепочки аффективно насыщенных представлений «бессознательной» памяти, которые при определенных условиях ассоциативно связываются с материалом сознания и предсознательного. Далее, как следствие «неудачного» (недостаточного») вытеснения  формируется «симптом» - в самом широком понимании этого термина. Симптом – как результат неудавшегося вытеснения, может рассматриваться в качестве символа, действующего на уровне психического (оговорки, мотивированное забывание, сновидение, обсессия, фобия и т.д.) или физического (конверсионный симптом). Для понимания механизма формирования симптома, необходимо вернуться к простейшей топической модели и полярности lust-unlust (нем., удовольствие-неудовольствие). Симптом отражает конфликт между Ид, действующим в соответствии с принципом удовольствия (lust) и Эго, движимым принципом реальности (возможности, допустимости). Проявление того или иного элемента бессознательных представлений может быть расценено Эго как недопустимое (работа цензуры), что и порождает напряжение на границе сознательного и бессознательного (unlust) и приводит к компромиссному формированию – симптому. Поскольку Эго является эпифеноменом, производным от Ид, ситуации «прорыва» бессознательного содержания в сознание являются в целом постоянными, что во много и отражено в названии труда «Психопатология обыденной жизни». Классическое понимание этого механизма в полной мере отражено в ранней работе Фрейда-Брейера «Исследования истерии» (1895) – случай Анны О., пример симптома гидрофобии.

    От вопроса о механизмах и причинах забывания, Фрейд переходит к напрямую связанному с ним механизму и принципам припоминания. В целом, забывание и припоминание мыслятся одновременно как процессы во многом бессознательные, так и в высшей степени детерминированные принципом удовольствия-неудовольствия. Типичным примером аналитического понимания припоминания являются особые воспоминания, обозначаемые как «покрывающие» (Фрейд, 1899), или «воспоминания-экраны» (souvenir-ecran, Ж.Лакан). Тайна инфантильной амнезии нашла свое полноценное концептуальное объяснение лишь в аналитической литературе. С позиции нейрофизиологии, данный феномен чаще объясняется незрелостью механизмов памяти у младенца и ребенка. Однако, физиологические концепции не способны прояснить феномен покрывающих воспоминаний. На фоне массивного забвения, характерного для первых лет жизни, в личном опыте каждого человека отмечаются некие «вспышки» в виде воспоминаний, имеющих характерные сходные для каждого индивида черты. Чаще это воспоминания достаточно бессодержательные (лишенные элемента активного действия), безэмоциональные, будто бы имеющие безразличный для личностного опыта характер. Из личного и терапевтического опыта автора, такие воспоминания часто мыслятся как кадры кинопленки, вырванные из контекста, часто они припоминаются в блеклых или черно-белых тонах, иногда видятся будто от третьего лица (что во многом соотносится с лакановским описанием). В соответствии с общим принципом работы памяти, такие воспоминания сохраняются благодаря ассоциативной связи с конгломератом действительно важных, насыщенных бессознательных представлений. Т.е. покрывающие воспоминания – еще один «совместный продукт» неудавшегося вытеснения» и цензурирования Эго. В этом смысле они, по словам Фрейда, представляют собой «замечательную аналогию с воспоминаниями детства народов, закрепленную в сказках и мифах».  Фрейд использует понятие покрывающего воспоминания в качестве компромиссного защитного образования, в то время как в дискурсе Лакана «воспоминание-экран» мыслится и как защитное, и как собственно образование, служащее для проекции «недифференцированных переживаний субъекта».

    Особая темпоральность психического заключается в отсутствии для бессознательного координаты времени как линейного однонаправленного процесса. Тут мы вновь обращаемся к неудачности представления о бессознательном как об «архиве» памяти. Все элементы опыта активны в текущий момент времени, их актуальность определяется лишь контекстом внутреннего и внешнего.

   Покрывающие воспоминания также находятся вне времени. Они могут относиться к более раннему периоду жизни, чем ассоциативно связанный с ними бессознательный материал, могут хронологически совпадать с ним, а могут быть продуктом более поздних впечатлений. Метафорически представляя собой покрывало из множества лоскутков, покрывающие воспоминания могут преимущественно состоять из материала парамнезий – составляться из представлений о самом себе, из рассказов близких, быть продуктом воспринятого на разных этапах жизни художественного материала и т.д.

    В целом, формирование покрывающих воспоминаний использует те же механизмы, что и сновидение. Отмечается смещение, объясняющее безэмоциональность и субъективную нейтральность таких воспоминаний для индивида, сгущение и символизация также участвуют в их формировании.

Клинической реальностью, коренным образом изменившей психоаналитическую концепцию, стал для Фрейда отказ от «теории раннего соблазнения». Столкнувшись с объективной недостоверностью часто выявляемых в воспоминаниях пациенток эпизодов соблазнения со стороны взрослых в раннем возрасте, Фрейд в полной мере сознает мифологичность ранней истории, выявляемой в анализе. Личный миф, наполненный желаниями, инфантильными фантазиями и архаичным ужасом является единственным источником психической реальности. Отказ от концепции соблазнения стал непосредственным толчком для разработки теории инфантильной сексуальности.

Еще одним ключевым механизмом работы памяти, имеющем непосредственное отношение к покрывающим воспоминаниям, является динамическая сущность, «перезаписываемость» содержания бессознательной памяти. Поскольку в таком воспоминании субъект репрезентирует себя, содержание такой репрезентации может меняться в зависимости от жизненного опыта.  Этот механизм может рассматриваться, наряду с развитием переноса, в качестве важнейшего терапевтического элемента аналитической терапии.

 

Д.О.Есин, врач-психотерапевт, Томск.

 



Просмотров: 538
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Непостоянство памяти: как нетравматичные воспоминания становятся травматичными
  • Потеря памяти. Профилактика симптомов потери памяти.
  • Концепция памяти в психоанализе
  • Помнить всё: секреты памяти от Г. Эббингауза
  • Что делать, если время не лечит? Гештальт- подход о памяти ушедших.
  • Знание и незнание о массивной психической травме: Формы травматической памяти.
  • О травматическом опыте и памяти
  • 5 лайфхаков для укрепления памяти во время болезни.
  • Гипноэксперименты. Часть 2. Стирание памяти под гипнозом
  • Если вы столкнулись с человеком, у которого деменция (потеря памяти и интеллекта)
  • БеС памяти.
  • Стирание из памяти стрессовой ситуации. Упражнение
  • Можно ли усовершенствовать работу памяти? Приёмы увеличения продуктивности запоминания.
  • Техника снятия стресса от разрыва отношений (Обращаемся к памяти предков)
  • Метаморфозы памяти
  • О памяти дошкольников
  • Обманы памяти
  • Следы памяти
  • Обрывки памяти
  • Кое-что об имплицитной памяти.
  • Развитие памяти
  • Ловушки памяти
  • О развитии памяти
  • Памяти живых посвящается...
  • Структура памяти в гипнозе
  • Памяти Маши Клочковой
  • Особенности детской памяти!
  • 9 упражнений для развития памяти
  • Развитие памяти и скорочтения
  • Упражнения на тренировку памяти



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь