Немецкий психолог-экспериментатор Герман Эббингауз был неравнодушен к памяти. Он изо всех сил изучал как, почему и сколько мы запоминаем. Что же он такого полезного узнал?
Начал он с того, что нарисовал кривую забывания. Многочисленные исследования показали: уже в течение первого часа мы забываем до 60 % всей полученной информации, а через 10 часов в памяти остается 35 % от изученного. Затем процесс забывания идет медленно и через шесть дней в памяти остается около 20 % материала, который мы пытались запомнить.
Кривая получилась грустная. И очень полезно было бы знать, что мы можем сделать, чтобы в нашей памяти оставалось чуть больше информации. Эббингаузу удалось выяснить вот какие важные закономерности:
- осмысленный материал запоминается в 9 раз быстрее
То есть просто зубрить куда менее полезно, чем понять, что именно мы зубрим. Так что обязательно рассказывайте коту то, что изучаете, и активно обсуждайте материал с другими живыми существами.
- с увеличением повторений скорость заучивания уменьшается
Собственно, кривая именно об этом нам и говорит: бОльшую часть информации мы запоминаем сразу, а вот чтобы доучить оставшееся придётся постараться.
- заучивание в целом эффективнее заучивания по частям
Так происходит потому, что мы создаём логические и ассоциативные связи не только с тем, что уже знаем, но и внутри нового материала. Проще говоря, память работает лучше, если мы понимаем, что из чего следует и куда ведёт.
- если испытуемый знает, что выученный материал ему пригодится, он запоминает его лучше.
Это используют в особо хитрых учебных программах: слушателей просят после каждого учебного дня писать эссе на тему «как знания, полученные на сегодняшних лекциях, я смогу применить в своей жизни».
Для лучшего запоминания нам нужно подумать: а как эта информация пригодится мне на практике? Например, эта статья может быть вам очень полезна, если дочитаете её до конца. Ведь чуть ниже будет рецепт запоминательного успеха)
Зная о памяти достаточно много, Эббингауз разработал специальные схемы запоминания и щедро поделился с нами добытой информацией. Выяснилось, что нужно повторять материал не просто «много раз», а делать это через определённые промежутки времени.
Представляю вашему вниманию две такие схемы. Первая пригодится тем, у кого есть всего 2 дня на запоминание, вторая — тем, кому нужно всерьёз и надолго запомнить изучаемый материал:
Если есть два дня на запоминание:
первое повторение — сразу по окончании чтения;
второе повторение — через 20 минут после первого повторения;
третье повторение — через 8 часов после второго;
четвёртое повторение — через 24 часа после третьего.
Если нужно запомнить надолго:
первое повторение — сразу по окончании чтения;
второе повторение — через 20-30 минут после первого повторения;
третье повторение — через 1 день после второго;
четвёртое повторение — через 2-3 недели после третьего;
пятое повторение — через 2-3 месяца после четвёртого повторения
А не забыть эти схемы поможет репост:)