Обманы памяти

Обманы памяти

В данной короткой статье я не рассматриваю болезненные проявления- парамнезии, а расскажу вам о феномене искажения памяти, который встречается у всех здоровых людей.
Как Вы считаете, можно ли вспомнить, то чего, на самом деле, никогда не было? Американскими психологами (Loftus and Palmer) были проведены эксперименты на эту тему. Коротко об одном из них.

150 студентам показывали видео, на котором происходило столкновение двух автомобилей. Затем студентов разделили на 3 группы (2 и контроль):
-у 50 студентов спросили «с какой скоростью ехали машины, когда они налетели (smashed into each other) друг на друга?»
-У других 50 студентов «с какой скоростью ехали машины, когда они столкнулись?».
-У контрольной группы 50 студентов ничего не спрашивали.

Через неделю этим студентам задали вопрос:»видели ли вы как разбилось стекло у автомобиля?» Группа студентов, которых спрашивали про то как машины «налетели друг на друга» вспомнили, что стекло разбилось, чего на самом деле не было.
Этот эксперимент дал повод задуматься что мы знаем о памяти. Ранее считалось, что память похожа на библиотеку, в которой хранятся наши воспоминания и мы извлекаем их оттуда в неизменном виде. Однако, это оказалось заблуждением
Сам процесс вспоминания — это не только извлечение из архива фактов жизни, но и активное их преобразование через призму нашего настоящего. Каждый раз воспоминания могут отличаться. Мы активно преобразуем любую поступающую информацию и факты памяти — не исключение.
Что делать, если нельзя положиться на собственную память? Помогает ведение дневниковых записей, документирование (фотографирование и т.д.) той информации, которую считаем потенциально важной.
Сталкивались ли Вы когда — нибудь с подобным?

Есть ещё один интересный феномен, называется «конформизм памяти». Учёные выяснили, что воспоминания о прошедших событиях могут искажаться, словно подчиняются чужому мнению. Т.е. если кто-то помнит какие-то факты, а группа говорит, что происходило что-то другое, то и этот человек начинает вспоминать другое. Учитывая высокую социальность человека, общественное мнение может оказывать давление и на его память.

Литература:
Loftus, E.F. & Palmer, J.C. (1974) Reconstruction of auto-mobile destruction: An example of the interaction between language and memory. Journal of Verbal Learning and Verbal Behaviour, 13, 585 -589

Micah Edelson, Tali Sharot, Raymond J. Dolan, Yadin Dudai. Following the Crowd: Brain Substrates of Long-Term Memory Conformity // Science. 2011. V. 333. P. 108–111.

Yuille, J. C., & Cutshall, J.L. (1986). A case study of eyewitness memory of a crime. Journal of Applied Psychology, 71, 291-301

http://elementy.ru/news/431624

 



Просмотров: 367
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Влияние различных музыкальных направлений на здоровых студентов и студентов с СВД
  • Непостоянство памяти: как нетравматичные воспоминания становятся травматичными
  • Потеря памяти. Профилактика симптомов потери памяти.
  • Если вы столкнулись с человеком, у которого деменция (потеря памяти и интеллекта)
  • Что делать родственникам в случае нарушения памяти и проявления агрессии у пожилого человека.
  • Что делать, если время не лечит? Гештальт- подход о памяти ушедших.
  • Чистая совесть – признак короткой памяти.
  • Мы сами не знаем и не понимаем, чего хотим на самом деле от других
  • Любовь к себе. Чего ты хочешь на самом деле, когда хочешь есть?
  • Обида. Чего я на самом деле хочу, когда обижаюсь?
  • Киберспорт в жизни студентов ВУЗа физической культуры
  • Гендерные стереотипы студентов
  • Активное рисование: Чего я хочу на самом деле?
  • Селективное свойство памяти. Выход есть («?» или «!» или «.»)
  • Если сердце разбилось, значит, оно не было слишком мягким
  • Адаптация студентов-первокурсников в колледже
  • Представление о вере и религии у подростков и студентов
  • Специфика совладающего поведения студентов вуза
  • Стрессоустойчивость студентов с разным типом темперамента
  • Ценностные ориентации студентов старших курсов
  • Чего на самом деле хочет женщина, когда хочет избавиться от одиночества?
  • Опыт арт- и танц-терапии в профессиональном самоопределении студентов
  • Ценности современной семьи студентов педагогического вуза
  • Психологическая подготовка студентов в системе педагогического образования
  • Можно ли усовершенствовать работу памяти? Приёмы увеличения продуктивности запоминания.
  • Когда любовь и дружба на самом деле есть.
  • Педагогические приемы для развития мотивации и осмысленности у студентов вуза
  • Психологическое исследование аффективных состояний у студентов: гендерные аспекты
  • Особенности самооценки и тревожности у студентов гуманитарных и технических специальностей
  • Развитие телесного Я студентов в образовательной среде современного вуза



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь