О травматическом опыте и памяти

Почти 20 лет назад один известный американский нейробиолог по имени James McGaugh с группой других нейро-чуваков показали в исследовании, что эмоционально будоражащий опыт, как правило, хорошо и надолго запоминается. Гормоны надпочечников, высвобождаемые в подобных ситуациях, играют важную роль в консолидации воспоминаний. Они критическим образом влияют на активность амигдалы и гиппокампа. Если конкретней, чем больше адреналина вырабатывается в определенной ситуации, тем более точным будет воспоминание о ней.

Возвращаясь из лаборатории в жизнь: например, если мы лицезреем несчастный случай с участием близкого для нас человека (или любую другую ситуацию, в которой будут увеличено вырабатываться вышеуказанные гормоны; ситуация не обязательно со знаком минус), то в течение долгого времени у нас будет храниться весьма яркое и точное воспоминание об этом событии.

Спросите жителей Нью-Йорка, что они делали 11 сентября 2001 года. А потом узнайте, что они делали, например, 8-го или 9-го. В повседневной жизни большая часть событий предается забвению.

Все это (про адреналин), конечно, верно, но до определенной степени. Сталкиваясь с совершенно не выносимыми переживаниями - в ситуации так называемого безысходного ужаса - система памяти перегружается и "падает" (выражаясь на слэнге компьютерщиков). Запоминалка разваливается. И вместо яркого воспоминания, мы не помним ничего связного, либо вообще ничего.

Это "выключение" касается таламуса, интегрирующего сырые данные входящих ощущений. То же самое происходит с фронтальными долями, областью, ответственной за наше чувство локации себя во времени и перевод чувств в слова (это все убедительно показал в фМРТ исследованиях чуваков, переживающих травматический флэшбэк в прямом эфире, Bessel van der Kolk, позже это же подтвердилось другими многочисленными исследованиями).

В этой невыносимой точке запускается система выживания, и бразды правления берет наш эмоциональный мозг (лимбическая система и ствол мозга), который не подлежит сознательному контролю и не может коммуницировать с помощью слов.

И если в обычных обстоятельствах эти две системы памяти (назовем их упрощенно рациональная и эмоциональная) трудятся вместе, чтобы образовывать интегрированный отклик на события, то высокое нервное возбуждение не только изменяет баланс между ними, но также приводит к "отсоединению" других областей мозга, ответственных за верное хранение и интеграцию входящей информации, таких как гиппокамп и таламус (это я, признаюсь, уже забыл, у кого вычитал).

Порой можно встретить мнение, что к травматическому опыту напрямую лучше не прикасаться, лежит себе там забытый и пусть лежит.

Но проблема с травматическим опытом состоит в том, что он НЕ ЗАБЫВАЕТСЯ :) Он не просто где-то там лежит себе спокойно. Он ЖИВЕТ в нас, просто закодирован принципиально иным образом и поэтому "помнится" по-особому (учитывая данную форму памяти, помнится=ПЕРЕЖИВАЕТСЯ) как внутренняя напряженность/тревожность/раздражительность/стеснительность, недоверчивость, склонность к сверх-реагированию, чувствительность к громким звукам, чрезмерная уязвимость в межличностном пространстве, кошмары, панические атаки, оцепенение/провалы в себя, трудности с концентрацией внимания и памятью, искажения в самовосприятии, головные боли напряжения, хронические болевые синдромы, сердечно-сосудистые штуки и т.д. и т.п. - у него может быть много масок.

Как мы видим, закодирован этот опыт на телесном/аффективном уровне в виде разрозненных кусков/следов ощущений и переживаний. Он НЕ забыт. Наоборот, он навечно застрял в настоящем. И повторяет сам себя.

И одна из наших задач в терапии, предварительно собрав его в единое и понятное целое, - сделать так, чтобы он ушел туда, где ему и место, в прошлое. Чтобы он перешел в формат декларативной памяти. И - в определенном смысле - наконец-таки здоровым образом забылся (=стал 1.событием, 2. случившемся в прошлом и 3. не оказывающим непосредственного воздействие на наше настоящее, потерявшим свой травматический заряд).

P.S.

Он беспризорник. Который отчаянно стучится в дверь нашего сознания, чтобы наконец обрести дом. Быть услышанным, пережитым и осмысленным в контексте первоначальных событий. Мне здесь всегда вспоминаются страшилы из фильмов ужасов. Какая-нибудь девочка-привидение, которая достает всех, пока те наконец не узнают ужасную историю касательно ее жизни и смерти, после чего она перестает мучить героев фильма. Как будто все, что хотел этот призрак, этот быть познанным и принятым в своей невыносимой истории.
Конечно, в жизни все гораздо сложней.

Как я уже писал пару месяцев назад,

"Если же на заре нашей жизни (в начале строительства домика нашей самости) что-то пошло не так, такой ребенок становится в какой-то степени бездомным, ему не на что опереться внутри себя. Порой к такому исходу могут приводить события, с которыми психика ребенка справиться не в состоянии, а заботящиеся лица не в состоянии помочь своему чаду "переварить" случившееся. В результате в его домике разгуливает ураган, грозящий разрушить и без того еще хрупкие помещения. Чтобы справиться с нависшей катастрофой, психика "замуровывает" комнаты, на которые обрушилось стихийное бедствие, оставляя для проживания небольшие кусочки жилплощади, островки безопасности.
Завывание сквозняков, возня крыс и пр. испуганно принимаются за присутствие чудищ-юдищ за стеной внутри домика (все те личные трагедии, которые ребенку было не с кем разделить и пережить, образуют такие изолированные зоны непереносимого опыта, контакта с которым психика будет в дальнейшем избегать любой ценой)."

И как писал один relational психоаналитик (простите, запамятовал имя, в тетрадке только этот отрывок сохранился):

"11 сентября 2001 года я смотрел телевизор в комнате ожидания в домашнем офисе, который делили мы с женой. Стоя там, среди скопления наших пациентов и супервизандов, записанных на 10 и 11 часов, я не мог предвидеть, что, сев несколько минут позже, я буду не в состоянии думать. В тот момент я познал ужас и позднее многое другое. У детей, переживших потерю, подвергшихся физическому/эмоциональному насилию, пренебрежению и др., “башни-близнецы” падают каждый день их детства. После того, как “башни” упали, все факторы, связанные с их обрушением, становятся тем, что эти люди бессознательно сканируют каждый день своей жизни."

От себя добавлю: только эти дети не будут помнить про свои личные "башни". Они будут бояться конкретно ЭТОГО преподавателя из текущей ситуации, раздражаться на ЭТОГО ребенка, который бессознательно им будет напоминать о каких-то своих дистрессах, пережитых в подобном возрасте, они будут ипохондрично тревожиться по поводу своей текущей болячки, переживая ранний опыт беспомощности и надвигающийся призрак аннигиляции применительно к ЭТОЙ ситуации.

Их система выживания, внутренний детектор дыма, застряла в прошлом и бесконечно глючит на настоящее.
Так и будет продолжаться, пока не удастся наладить мосты между теми странными штуками, которые переживаются здесь и сейчас, и их родословной. Пока их не удастся вернуть на родину, в прошлое, туда, где их истинный дом.
Чтобы наш эмоциональный мозг, наше тело - все наше существо пришло к состоянию "Джон, Вьетнам окончен".



Просмотров: 357
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Фантазм "Одна жизнь на двоих" или "Все будет потом!"
  • Как правильно ставить цели, чтобы они достигались. Системы "SMART" и "КОНЭЦ".
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • "Когда же, наконец, у тебя будет ребенок?"
  • "Перестать думать" vs "остановиться, чтобы подумать."
  • Принимай то, что можешь (про идею "принятия" и "непринятия" себя и других)
  • Чтобы ваше "потом" не превратилось в "никогда"
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • Бегство от счастья. "Пусть лучше ничего не случиться, чем мне будет так больно"
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • Разница между "прилагать усилия" и "заставлять себя"
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • "Я на все согласен.., только пусть будет рядом"..
  • "У кого два хлеба, тот пусть продаст один, чтобы купить цветок нарцисса"
  • "Разницы нет никакой между правдой и ложью, если, конечно, и ту и другую раздеть"?
  • Никогда никого не вините в своей жизни, себя тоже. Самые "виновные".
  • Познаем себя, чтобы лучше понимать и действовать: "Детские субличности"
  • "Я ничего не успеваю", "Кажется я живу не своей жизнью"
  • Панические атаки, вегето-сосудистая дистония или жизнь на "до" и " после".
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • "Странности" в жизни. О внутреннем состоянии."
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь