О памяти дошкольников

О ПАМЯТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Нередко родители задают вопросы о том, почему ребенок непонятные стишки запоминает легко и быстро, а то, чему его учат родители – долго (цвета, формы, цифры, буквы). Казалось, гораздо проще запомнить десяток цветов или геометрических форм, нежели

Эне-бене, рики-таки,
Буль-буль-буль,
Караки-шмаки,
Эус-деус-краснодеус,
Бац.

На этот вопрос ответил отечественный психолог, исследователь памяти, А.А. Смирнов. Он обращает внимание на то, что дело в данном случае не столько в содержании материала, а в отношении к нему ребенка. Различные непонятные и бессмысленные считалки привлекают повышенное внимание ребенка. Кроме того, они интересны ребенку тем, что совершенно непонятны и ребенок хочет узнать, что они значат. К тому же, эти считалки (скороговорки) обычно включены в игровую деятельность ребенка. А так как ведущая деятельность дошкольника – игра, то все, что происходит в игре, оказывается важно для ребенка.

Естественно, все перечисленные условия запоминания, описанные А.А. Смирновым, не применимы к занятиям, которые проводят родители с детьми. Трудно ожидать повышенного внимания к кружочкам и квадратикам, отвечать, какого цвета цыпленок и т.д. 

При этом, если спросить у родителей, дети которых плохо запоминают то, «что нужно», каким образом они занимаются с детьми, то выясняются некоторые закономерности. Эти родители преимущественно используют для обучения детей специальные книги. Они показывают ребенку цифры, буквы, формы, цвета и через некоторое время просят ответить на вопросы, воспроизвести материал.

Иначе построены занятия у тех родителей, чьи дети хорошо запоминают материал. Они обычно мало используют книги, предпочитая игровую форму взаимодействия и просто включение ребенка в обыденные, бытовые дела. Так, родитель просит ребенка достать красную чашку (и вот уже изучение цветов) или принести три большие морковки (счет и изучение размеров). Родители играют с детьми в игры, параллельно изучая математику или обучаясь чтению.

Почему же так происходит? И снова ответ мы можем найти в исследованиях А.А. Смирнова. Он выявил, что гораздо лучше запоминаются действия, нежели мысли. Что это значит для процесса обучения? Это значит, что для ребенка гораздо эффективнее  учиться считать, расставляя на полке чашки и пересчитывая одновременно их, нежели просто механически считать в уме. Именно поэтому многие дети бойко считают до ста и более, но не соотносят слово «пять» с цифрой пять и числом пять. Еще А.С. Макаренко обращал внимание, что такой механический счёт совершенно бессмысленное занятие и не является показателем ни математических способностей ребенка, ни наличия у него каких-либо знаний в области арифметики. Такой ребенок всего лишь знает считалку «один-два-три», не принципиально отличающуюся от «Эне-бене, рики-таки». Это уровень механического запоминания, а не осмысленного запоминания. Дети, которые усвоили числовой ряд по порядку, легко называют в этом ряду нужную цифру, но затрудняются назвать ее, если она предложена им одна, вне числового ряда. Итак, ребенку, обучаясь, для более эффективного запоминания, важно использовать разнообразные вспомогательные предметы, манипулировать ими.

И это еще не все законы памяти, которые можно использовать в обучении. Оказывается, не все действия запоминаются  одинаково. Лучше запоминаются те действия, которые связаны с преодолением препятствий. То есть, если выполняя задание, ребенок не очень легко его выполнил, а потратил некоторые усилия на выполнение, то эти задания будут запоминаться лучше всего.

Эти законы памяти однозначно учитываются в системе обучения, разработанной Марией  Монтессори. Конечно, Мария Монтессори не была знакома с исследованиями  А.А. Смирнова, однако, в ее системе трудно найти факты, которые бы противоречили положениям современного научного знания. В среде дети не заучивают ничего наизусть. Они работают с различными материалами и запоминание, а, значит, и знание, как будто бы приходит само собой.  В реальности, конечно, ребенок трудится. Просто нет скучного запоминания. Есть интересные занятия.



Просмотров: 343
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Можно ли усовершенствовать работу памяти? Приёмы увеличения продуктивности запоминания.
  • Абортированные дети моей матери. А кто я, и почему у меня непонятные мысли? Замещающий ребенок
  • Как легко влиять на ребенка. Когда дети хотят следовать за взрослым?
  • Пять фраз, которые могут сделать вашего ребенка несчастным
  • Родители - боги, которые могут убить нас? Просто мысли...
  • Родители, для меня это важно!Советы глазами ребенка.
  • Материнство и сексуальность: зачем ребенку "родители, которые занимаются сексом"
  • Социопатические родители: 3 знака на которые стоит обратить внимание.
  • Родители и их дети. Почему так важно жить СВОЕЙ жизнью.
  • Пять способов научиться лучше понимать своего ребенка
  • Развитие и становление ребенка как личности. Часть 2 - Кто такой ребенок?
  • Нужно ли родителям играть со своими детьми? или Что такое ИГРА в жизни ребенка- дошкольника?
  • Для родителей, которые хотят взять ребенка в семью.
  • Как лучше понять ребенка? Определяем темперамент и ведущий анализатор у себя и своего ребенка.
  • Надо ли заставлять ребенка ходить на занятия (кружки), если он не хочет?
  • К чему могут быть не готовы родители, приводя ребенка в песочную терапию.
  • Почему дети врут? Что делать, если ребенок обманывает?
  • Кем же вырастут наши дети? Воспитание современного ребенка
  • 8 советов для родителей, которые столкнулись с ярким проявлением негативных эмоций своего ребенка.
  • Важные вещи, которые мы можем сделать для своего ребенка
  • Всегда ли дети понимают своих родителей, а родители детей?
  • Три основные ошибки, которые допускают взрослые в отношении к проблемам ребенка
  • При чем тут родители? Если в психотерапии ребенок
  • Дети будущего: каким навыкам следует обучать ребенка уже сегодня?
  • Приятных снов! Упражнения, которые помогут, если ребенок плохо спит
  • Измена глазами ребенка. Или… «дети ничего не видят»?
  • Родители как светофор для ребенка
  • Игры, которые помогут сформировать адекватную самооценку у ребенка
  • Ребенок и смерть. Часть 4. Если родители вегетарианцы…
  • «РЕБЕНОК– НЕ МАРИОНЕТКА или Почему дети не слушаются мудрых родителей»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь