|
К вопросу оплаты сеансов психоанализа.Автор статьи: 404
Сам характер психоаналитических отношений предполагает отказ от капиталистической позиции. Психоанализ не может быть корректно понят и реализован в качестве услуги. Позиция психоаналитика существенно отличается от позиции торговца. Цель психоанализа может быть понята как содействие переводу бессознательного в сознание, единственным фундаментальным методом признаются свободные ассоциации. Как правило, осуществление психоанализа приводит к освобождению от симптома (проявления того или иного психического конфликта) за исключением тех случаев когда в ходе анализа симптом признается желанным к сохранению. Перевод психического содержания из бессознательного регистра в сознание, как правило (в зависимости от психоаналитической традиции автора) связан с анализом и интерпретацией "переноса" и/или "проективной идентификации". Под переносом понимаются прежде всего такие реакции в отношении психоаналитика, которые определяли (и определяют) отношения со значимыми другими. Так, любовь и ненависть в их специфической форме переносятся со значимых объектов на психоаналитика, что создает условия инсайта для анализанта и может быть акцентировано в интерпретации психоаналитика. Поэтому, исходя из колоссальной ценности переноса, психоаналитическая позиция определяется как нейтральная (по Биону, психоаналитик должен отказаться от своего желания, памяти, знания, от своего Я), иначе, в случае несоблюдения нейтральности и заполнения психоаналитической позиции собственной личностью аналитика, психоанализ, как его понимают психоаналитики, становится невозможным. Вопрос об оплате становится, таким образом, первым событием в котором определяется следует ли расценивать образующиеся отношения как психоаналитические или какие либо другие (н-р психотерапевтические, консультативно психологические, религиозно-мистические и т.д.). Для психоаналитика, если он занимается прежде всего психоанализом, является контрпродуктивным создание некоего прейскуранта. Указание на возможный диапазон цен является допустимым, но, все же, не соответствует духу психоанализа в полной мере. В некоторых ситуациях психоаналитик сам может предлагать деньги анализанту, отдавать в долг, или даже выплачивать ежемесячное пособие (н-р случай Фрейда Человек-волк). Тем не менее психоаналитик, "к сожалению" тоже человек со своими потребностями и желаниями вне психоаналитического кабинета. Чтобы психоанализ мог продолжаться, психоаналитику необходимо что-то есть, где-то спать, во что-то одеваться, оплачивать дорогое образование и аренду кабинета. И если приходящий считает усилия психоаналитика по созданию и поддержанию психоаналитической ситуации и отношений благом и желает принять участие в них как анализант, в таком случае справедливо ожидать от него вклада в общее дело. Обычно размер платы за сеанс определяется анализантом, который соотносит свои финансовые возможности и ценность психоаналитических отношений. Психоаналитик, в свою очередь, соотносит свои возможности по времени и финансам с предложением анализанта, а также свою способность выдерживать перенос и поддерживать отношения именно с этим анализантом. Таким образом, первая встреча становится точкой вхождения в психоанализ, и, обычно, уже на первой встрече становится ясно - возможны ли в принципе психоаналитические отношения в этой паре. Психоанализ в высшей степени необычный опыт отношений, ставящий анализанта в затруднительное положение принятия нейтральной позиции психоаналитика вместе с его молчанием, отказом от директивных советов, неопределенности, невидимости (позиция за кушеткой). Но самой большой сложностью с которой приходится сталкиваться анализанту это "сопротивление" психоанализу, проявления которого столь широки, что требуют особого разговора, прежде всего это сопротивление свободным ассоциациям. Уже на этапе обсуждения цены психоаналитик предлагает отказаться от внутренней цензуры и говорить действительно все, что приходит в голову, даже если это кажется не относящимся к делу, неуместным или грубым. Сопротивление возникающее при обсуждении цены, исходя из моего опыта, оказывается существенным в большинстве случаев. Обычно, по телефону от меня требуют назвать точную сумму или хотя бы порядок сумм. Тогда я, как правило, отвечаю, что первая встреча может быть оплачена любой суммой по вашему желанию. Уже в ходе личной встречи я предлагаю озвучить ту сумму, которую анализант считает подходящей. Если сумма меня устраивает - я соглашаюсь. Если сумма меня не устраивает я интересуюсь почему именно столько, каковы причины? Если у меня есть возможности по времени и финансам, и я слышу что анализант желает и способен к психоаналитической работе со мной, а сумма не может быть выше (или ниже) по существенным объективным (или субъективным) причинам - я соглашаюсь. Возможны ситуации в которых обсуждение денежного вопроса становится темой для каждой встречи, также как возможно избегание этой темы. В любом случае это требует анализа. Также вопрос о сумме может быть поднят как аналитиком так и анализантом на любом этапе анализа для пересмотра по объективным (или субъективным) причинам. Деньги являются предметом обмена между психоаналитиком и анализантом, следовательно являются одним из каналов коммуникации, символическое и бессознательное содержание сообщений в котором может стать предметом психоанализа.
В заключении хочу повторить, психоанализ это не товар и не услуга, капиталистический подход в нем не уместен. Психоанализ это дело самопознания, а истина, как и свобода. не продается. И хотя деньги нужны по экономическим и психологическим соображениям, успех психоанализа зависит от них в незначительной степени. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|