|
Длинные сессии – новые идеи в развитии психоанализаАвтор статьи: Гордеева Юлия Анатольевна
"Длинные сессии" – новые идеи в развитии психоанализа
Микропсихоанализ – это метод психологического исследования, в основе которого лежит фрейдовский психоанализ. Методика микропсихоанализа была открыта Сильвио Фанти в 1950-х годах и введена в работу в Италии профессором Никола Пелуффо (Fanti S., 1983 & Peluffo N., 1976). Специфика данной техники заключается в так называемых «длинных сессиях». Она состоит в возможности ориентироваться в длительности и частоте сеансов в соответствии с психологическим состоянием анализанта, и c тем, как он выражает свои трудности. Сеансы могут продолжаться в течение двух – трех часов, иногда даже больше. Конечная цель микропсихоаналитического сеанса состоит в том, чтобы сфокусироваться на тех деталях психической жизни, в которых находится конфликтная микрозона, определяющая причину страдания. Другими словами, микропсихоанализ – это анализ, проведенный как бы под микроскопом. Длинные сессии стимулируют ассоциативную вербализацию, глубокую обработку и эмоциональные взрывы. Они ослабляют цензуру и контроль «Я» на вербальных выражениях. Точнее, длинные сессии способствуют самому ассоциативному процессу. В течение сеанса, как только исчезают обычные выражения, характерные для социального общения, вербализация потихоньку следует бессознательному направлению: то, что анализант говорит в определенном моменте сеанса, связанно с тем, что он сказал в самом начале! Возможно, эти вербализации касаются подобных переживаний или бессознательного желания, или аффекта. А еще они могут касаться определенного вытесненного материала. Кроме того, длинные сеансы имеют другую характеристику: в них ассоциации развиваются в больших сериях, которые ведут в бессознательное более прямым путем. Каждый сеанс стимулирует открытие бессознательного, но длинные сеансы обогащают фрейдовский метод тем, что они ограничивают интеллектуализацию и рационализацию, которые предотвращают высказывание эмоций и блокируют подход к более глубоким уровням предсознательного, через которые высказывается бессознательное. Другими словами, длинные и почти ежедневные сеансы усиливают и облегчают динамику ассоциаций. Они позволяют добиться физиологического ослабления естественных защит и невротических сопротивлений, тормозящих психоаналитическую работу. Рациональный контроль «Я» постоянно присутствует в дневных процессах, в каждом сообщении и во всех наших отношениях. В свою очередь, свободные ассоциации, являющиеся главным инструментом психоаналитической работы, стимулируют свободную речь, раскрывающую содержание психики. Длинный сеанс способствует развитию внеочередного количества свободных ассоциаций. Результатом этого свободного выражения будет появление глубоко вытесненных элементов, травматического характера, и высвобождение аффекта, так как напряжение, связанное с этими элементами, находит выход в словах. Мы можем сказать, что длинные сеансы рождают цепочку свободных ассоциаций, которые связывают несколько элементов современности и прошлого, внешней и внутренней психической реальностей. Постепенно анализируемый осознает, что есть причинно-следственные связи между своим прошлым, симптомами и своими болезненными повторениями. Когда преодолевается сопротивление, ассоциации связываются в последовательном порядке. Материал спонтанно строится по большим линиям от предсознательного к бессознательному. Цель длинных сессий – это переживание важного опыта внутриутробной жизни и детства, именно на кушетке. Таким образом, на фоне объемного ассоциативного материала, психоаналитик больше делает реконструкций, чем интерпретирует. Длинные ассоциативные линии модифицируют и содержание, и функционирование предсознательного. Они возобновляют детские воспоминания, устанавливают контакт с идеализированными изображениями родителей с целью их пересмотра, делают детские страхи и фрустрации менее драматичными, чтобы они перестали быть мучительными. Благодаря этой работе на когнитивном и аффективном уровне, стереотипы и эмоциональное давление постепенно теряют свою силу. Когда ассоциативная динамика достаточно сильна, чтобы преодолеть препятствия сопротивления, мы наблюдаем интересное явление: образование «ассоциативных колец». Анализант снова и снова обсуждает одну и ту же тему в результате регресса и ассоциативно развивает тему до полного выяснения её бессознательного значения. Психоаналитик, владеющий понятием «ассоциативного кольца», имеет другой подход к ассоциациям. Несмотря на наблюдение свободно парящего внимания, он следует также за содержанием и осознает, что мысли и эмоции имеют определенное направление. ------------------ Гордеева Юлия, Цикл заметок "Идеи микропсихоанализа" по материалам курса B.Marzi, Москва, 2017 Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|