Отличия психоанализа от транзактного анализа. (Часть 1)

Отличия психоанализа от транзактного анализа  Часть 1

Изучая различную литературу и общаясь с коллегами с разных школ психологии, я обратил внимание, что очень многие путают транзактный анализ с психоанализом. А один из моих преподавателей в институте вообще открыл модель транзактного анализа и объяснил ее как модель психоанализа.

Так же я обратил внимание, что многие психологи опираются в различных моментах именно на психоанализ, например, когда говорят про бессознательное и что оно архаично и не поддается объяснению. Из него можно только что-то вытащить в осознанную часть и тогда можно с этим что-либо сделать, понять, консультировать….

Я прочитал книгу Берна, в которой он поясняет разницу, между транзактным анализом и психоанализом и откуда он взял свою модель эго-состояний.

Фактически, Берн развил модель Фрейда, дальше, на новый уровень.

Цитата из книги «Транзакционный анализ» Берна:

«Фрейд не поднимает вопросов систематической феноменологии и именно здесь структурный анализ способен заполнить пробел в психологической теории, точно так же, транзакционный анализ заполняет пробел в социальной теории, устанавливая элементарные единицы (транзакции) и более крупные единицы (игры и сценарии) социальной деятельности».

Хочу поделиться своим видением, опираясь на знания Эрика Берна.

Перейду к описанию модели Фреда, чтобы было понятно, о чем речь и совмещу ее с моделью Берна:

Фрейд

ИД (Оно) – (Бессознательное).  Содержит в себе все, что унаследовано и присутствует с рождения, то, что идет у человек изначально, с момента его рождения. Сюда относятся инстинкты, удовольствие, примитивное поведение (детское). «Это древнейшая часть душевного аппарата, которая остается важнейшей на протяжении всей жизни человека». Сюда же входят и генитально сексуальные факторы, и материнское кормящее поведение.

Если сказать проще, то ИД напоминает «внутреннее программирование личности». Так же Фрейд упоминал, что «ОНО недоступная часть личности, хаотическое проявление личности, бурлящий котел возбуждений».

Берн

Орган личности – Археопсихе – Эго состояние Ребенок

Это организованное состояние сознания, которое существует или когда то реально существовало. В случае сильных эмоциональных перепадов в ощущениях личности, вроде страха, гнева, радости и печали отчетливо можно различить данное эго состояние.

Главное отличие (ОНО) Фрейда от (Ребенка) Берна – Ребенок - это не хаос и не недоступная часть личности, а вполне доступная и осознанная часть личности человека, которая реально существует. И при правильном подходе к ней, осознается человеком. С ней можно разговаривать и общаться, ей можно помогать напрямую. У этой части есть свои страхи, паттерны поведения, желания, которые закрепились с детства, под влиянием различных условий в моменты взросления. Говоря коротко: Бессознательное – Ребенок.

Берн поясняет, что у Эго состояние Ребенка есть 2 части:

Адаптивный Ребенок – это та детская часть, которая подстраивается и приспосабливается под окружающий мир (в основном под родителей и лиц их заменяющих). Сюда хорошо подходит высказывание «ребенок впитывает как губка».

Сюда входит адаптация к различным жизненным ситуациям:

Позитивная – подстройка, где она реально нужна. Например,

- не конфликтовать и подстраиваться в контакте с начальником, даже если он в чем-то не прав, понимая свою должность

- терпеть временные проявления жены, подстраиваясь и понимая ее временное негативное состояние, в связи с болезнью, критическими днями…

- приходить вовремя на работу

- придерживаться договоренности по времени и срокам выполнения

- подстраиваться под активные проявления своих реальных детей, даже когда вы с ними не согласны (конечно, при условии, что они не делают чего-либо по-настоящему опасного для себя, других и Вас)

Негативная подстройка: (там, где она мучает и изводит и где она не нужна) Например,

- терпения постоянных скандалов на работе или в семье, не предпринимая попыток что либо изменить

- некачественные и деструктивные отношения в паре

- терпение и ничегонеделание в отношении  неуважительного контакта с коллегами по работе

- терпение пренебрежительного отношения с друзьями

- выполнение взрослым человеком установок своих родителей, когда вы полностью с ними не согласны

- принимать подарки и вещи, которые Вам не нужны от других людей

- принимать гостей, когда вы категорически этого не хотите и терпеть их проявления, которые Вам не нравятся

Свободный Ребенок – это часть эго состояния, которая не подстраивается, которая думает и живет только тем, что она реально хочет, преследует только свои личные цели, не опираясь на чужое мнение, влияние и давление. Это внутренняя свобода, получение наслаждения, это кайф от самореализации.

Находясь в эго состоянии Свободного ребенка:

 – человек счастлив, наслаждается жизнью, гуляет, где хочет, ест что хочет, воплощает свои мечты и желания в полном объеме.…Это самые позитивные и счастливые моменты в жизни каждого человека.

Сюда же могут входить и негативное проявление свободы – бунтарские проявления, депрессия. Например,

- все бросил и ушел из дома, и плевать не последствия (на детей, жену, бытовые заботы)

- бросил работу, психанул, не думая о том как жить дальше и что потерял

- поругался с начальством, не думая о последствиях

- захотелось, и взял кредит на машину/квартиру/дорогие вещи и не важно, что денег нет

- пошел в бар/ночной клуб на всю ночь гулять и отдыхать на большую сумму денег

- сюда же входят и измены (понравилась(ся) девушка/парень и не важно, что у тебя отношения/жена/муж/дети)

- невыполнение договорных обязательств

 

В следующих статьях я расскажу о 2х других эго состояниях.

 

Если Вам понравилась статья, нажмите, «Сказать спасибо» внизу статьи.

 

Запись на консультацию, очно или онлайн,по телефону
8-903-45-28-846 или What’s App.


Просмотров: 448
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Тренинг по теории Эрика Берна трансактный анализ, из книги «Игры в которые играют люди».
  • Транзактный анализ и Шизоидное расстройство личности (перевод статьи) часть 2
  • Транзактный анализ и Шизоидное расстройство личности (перевод статьи) часть 1
  • Развитие и становление ребенка как личности. Часть 2 - Кто такой ребенок?
  • Современные модели отношений - как выбрать модель, которая подходит именно Вам
  • Истерический тип личности. Часть 1. Портрет человека этого типа.
  • Депрессивный тип личности. Часть 2. Гипоманиакальные личности – альтернативный портрет депрессии
  • Депрессивный тип личности. Часть 1. Портрет депрессивной личности и механизмов ее формирования.
  • Теория личности: 4 базовых стремления личности 21 века. Часть 1.
  • Хотите жить качественной жизнью, тогда вам сюда.
  • Состояние, когда ничего не хочется… Или, исполняйте свои желания!
  • Внутренний конфликт шизоидной личности. Отличие от других типов личности
  • Я люблю свою работу! Я приду сюда в субботу…
  • Когда ребенок в опасности в собственной семье? Часть 2.
  • Когда ребенок в опасности в собственной семье? Часть 1
  • Развитие и становление ребенка как личности. Часть 1 - Проблемы в воспитании.
  • Когда на чужое мнение глубоко наплевать. Или, есть либо моё мнение, либо неправильное! Что делать?
  • Почему ребенок не хочет ходить в школу? И что с этим можно сделать
  • Единственный ребенок (Часть 2): когда в семье подрастает принцесса
  • Депрессия. Биологическая модель. Модель транзактного анализа
  • Как можно самостоятельно решать свои проблемы? Транзактный анализ.
  • Когда ребенок не хочет есть. Решение проблем пищевого поведения.
  • Отношения - ключевые факторы успеха! Часть 2, “Ложная модель общения”
  • Благополучие человека – как найти проблему, которая отравляет жизнь? Часть 3
  • Позитивные качества личности. Часть первая
  • Теории личности в социальной психологии
  • Если муж не хочет ребенка … Часть 1
  • Влияние полнолуния на психическое состояние личности. Отрыв от реальности.
  • Как решить водить ребенка в кружок или нет, когда ребенок не хочет?
  • Ребенок и смерть. Часть 3. Когда рыба плавала не в тарелке…



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь