|
Ребенок и смерть. Часть 3. Когда рыба плавала не в тарелке…Автор статьи: Гусева Юлия Евгеньевна
Немногие из нас являются вегетарианцами. По статистике, в мире примерно 2 % совершеннолетних - вегетарианцы. Правда, в разных странах количество вегетарианцев варьируется: в Индии их от 20 до 40 %, в европейских странах значительно меньше. Проблема, о которой я хотела бы поговорить с вами, родителей-вегетарианцев не касается. Все остальные в один (не)прекрасный день должны будут вести с ребенком беседу о том, что мы, люди, убиваем животных и едим их мясо… Маленький ребенок ест и мало задумывается, что же конкретно он ест. Однако постепенно кругозор ребенка расширяется. Ребенок узнает, что яблоки растут на яблоне, ягоды собирают в лесу, овощи выращивают в огороде, корова дает молоко, курочка снесла яйцо и т.д. Тут все более-менее понятно и даже относительно просто. Взрослые обычно стараются рассказать ребенку, откуда берутся на столе различные продукты и как готовятся разные блюда. Поэтому даже маленькие дети обычно знают, что сыр, масло и сметану делают из молока, а молоко дает корова. Дети в курсе, что хлеб печется из муки, а муку делают из зерен, которые, в свою очередь, получаются, когда молотят колосья. Мы рассказываем ребенку о том, как получается каша (как растут злаки и как их обрабатывают). И только мясные блюда обычно подаются без комментариев. Некая данность. Просто котлета, фрикаделька, мясо или просто кура. При этом взрослые обычно комментируют, что «мясо обязательно нужно есть, так как белок полезен для организма». И, конечно же, в какой-то момент ребенок, когда ему говорят: «Кушай рыбку», начинает задумываться о том, откуда же появилась рыбка в супе и не та ли это самая рыбка, что плавает в аквариуме… Главное, что важно, это не бежать впереди паровоза. Нет нужды заранее беспокоиться, а также специально рассказывать дошкольнику подробности, детализировать. В раннем возрасте дети не могут соотнести кусок мяса в тарелке и корову, пасущуюся на лугу. Городские дети, которые привыкли лишь к домашним животным, не могут отождествлять котлету с поросенком и провести причинно-следственные связи между ними… И именно поэтому современным детям достаточно сложно понять, почему же люди едят мясо. Впечатлительные дети, узнав правду, иногда перестают есть мясо или рыбу. В моей практике встречался случай, когда ребенок, посмотрев мультфильм «В поисках Немо», отказался есть рыбу и морепродукты. «Рыбки наши друзья, их нельзя убивать», - мотивировал малыш. Также в редких случаях дети перестают есть мясо. Хочется обратить внимание, что не стоит заставлять ребенка есть продукты, от которых он отказывается. В современном мире, имея возможность получать полноценное и разнообразное питание, ребенок, даже не употребляя мясо или рыбу, получит достаточно белка, витаминов и аминокислот, если будет потреблять яйцо и молочные продукты. Тем более, через некоторое время дети все-таки возвращаются к употреблению продуктов, от которых ранее отказывались. Что же делать родителям? Как только ребенок начинает задаваться вопросами типа «А почему мы едим коровок, уточек, заек, рыбок?» или «А разве можно есть …», «Мне жалко есть …», мы должны постепенно начать рассказывать ребенку о пищевой цепочке. Мне бы хотелось только предостеречь родителей от двух противоположных ошибок, которые они иногда совершают. А именно, одни родители слишком рано, не дожидаясь вопросов, начинают рассказывать ребенку о подробностях питания животных. Другие же, наоборот, стараются всячески избежать вопросов и выдумывают сказки о том, что жареная рыба растет на рыбном дереве, а котлеты на котлетном, проводя аналогии с хлебным деревом. Что же будем делать мы? Мы будем честны с ребенком и будем постепенно рассказывать ребенку о пищевой цепочке. Сначала достаточно рассказать о короткой цепочке: трава-заяц-волк. Потом цепочку можно усложнить: капуста-гусеница-синица-ястреб. Естественно, при желании можно составить и достаточно сложную цепочку, в 10-14 звеньев. В общем-то, устройство мира, возможно, не слишком гуманно. Однако известно, что дети, которые выросли в деревне относительно просто принимают тот факт, что люди выращивают животных специально для того, чтобы потреблять в пищу мясо. Совершенно нормально с детства брать ребенка на рыбалку. Ребенок, который с детства видит, что рыбу ловят и едят из нее уху, будет уже подготовлен к пониманию проблемы мясоедения. Также можно показать ребенку птиц, которые ловят мошек в воздухе (насекомых дети обычно не жалеют) и, конечно же, обязательно почитать рассказы о природе и о животных классиков: Пришвина, Чарушина, Толстого. А теперь давайте поговорим о том, чего мы делать не будем. Опять же, наибольший вред приносят крайности, в которые иногда впадают взрослые. Излишняя трепетность взрослых порой формирует у детей сверхчувствительность и чувство вины. Бабушка пятилетней Светы очень утонченная дама. Когда Света нечаянно наступила на червяка и даже не заметила этого, бабушка остановила внучку и прочитала ей нотацию о том, что надо быть внимательной и не убивать живых существ. После этого девочка стала бояться кого-то нечаянно убить. Даже прихлопнув комара на руке, она заплакала, поняв, что убила насекомое. До этого Света гостила у другой бабушки в деревне и там собирала дождевых червей в баночку, а потом скармливала их курам. Теперь Свете стало казаться, что она ужасная девочка, которая погубила червяков. В этом случае бабушка сама создала проблему «на пустом месте». Конечно, не стоит учить ребенка отрывать крылья бабочке или специально давить червяков. Но не стоит и акцентировать внимание ребенка на червяке, которого он нечаянно раздавил велосипедом. А теперь о другой крайности. Не стоит водить ребенка в зоопарк на кормление животных. Иногда бывает, что зоопарки устраивают шоу кормления питонов живыми грызунами и т.д. Современным детям и взрослым, выросшим в условиях мегаполиса, такое зрелище может быть травматичным… Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|