|
Психология воспитания детей младшего школьного возрастаАвтор статьи: Сулейманова Надежда Ивановна
Младший школьный возраст - относительно стабильный период личностного развития. Ребёнок пережил возрастной кризис 7 лет, и его психика, как правило, готова к началу новых испытаний, связанных с систематическим обучением в школе. Никаких или почти никаких новых проблем родители не замечают, поэтому «отдыхают» от родительских забот. Наиболее благополучно адаптационный период обучения в школе проходит у детей, посещавших дошкольные учреждения, где воспитатели целенаправленно готовят малыша к грядущим жизненным переменам. Сложнее тем, кто до школы имел ограниченный опыт общения и совместной деятельности со взрослыми и сверстниками. Школьная жизнь предлагает ребёнку качественно новые социальные связи с миром. Это важнейшее время для формирования социальной и психологической полноценности - отношения к себе, окружающему миру, людям и труду. Школьный труд ребёнка - главное дело в его жизни. Учение - ведущая деятельность, которая лежит в основе развития ребёнка. На этой стадии школа и семья развивают в ребёнке при правильной организации воспитания либо трудолюбие, либо стойкое чувство социальной неполноценности и инфантильности, которое корректировать в дальнейшем уже придётся психологу. Главными воспитателями в этом периоде детства остаются семья, соседи, ближайшие родственники. Но появляются и новые, очень значимые взрослые - учителя. Образ первой учительницы, её голос, тон и манера одобрения или осуждения порой до старости звучит в нашем сознании голосом нашей совести. Её отношение к делу, к людям, к важным и случайным событиям наше подсознание впитывает как губка. В школе ребенок вступает в первые социальные связи: учитель - ученик, одноклассник - друг и т. д. Самооценка ребёнка в этот период очень зависима от того, как его оценивают родители и учитель. Если учитель похвалил – значит, он хороший. Успех в обучении -залог дальнейшего благополучного развития. Если ребенок в начальной школе почувствовал свою неполноценность, в дальнейшем, даже если интеллектуальные возможности не будут причиной тревоги, в поведении ребёнка возможны невротические проявления: стремление к интеллектуальному превосходству, повышенная потребность в любви и одобрении. Ребёнок этого возраста живёт в мире тайн. Он начинает разграничивать собственное психологическое «Я» от мира взрослых. Тайны ребёнок создаёт из всего, из самых невинных вещей. Почему? У него появляются первые собственные методы психологической защиты от взрослых, которые пытаются структурировать его жизнь. К началу школьной жизни малыш уже хорошо понимает, каким хотят видеть его взрослые, и старается соответствовать их ожиданиями. Например, без всякого аппетита, но по всем правилами, принятым в семье, он ест нелюбимые блюда так, чтобы взрослые думали, что он их любит. Тайна позволяет ребёнку избавиться от всевозможных замечаний, упреков, насмешек и разоблачений, на которые не скупятся родители. Ребёнок хочет быть самим собой. Ребёнок переживает себя как владельца тайны собственного «Я» (непрозрачного для других). Он начинает структурировать собственное психологическое пространство. Дети заводят разного рода тайники, укромные местечки, записные книжки, коллекции для себя. Они украшают свои личные предметы - велосипеды, тетради, книги, кровати. Часто это кажется родителям порчей или пачканием, так как далеко от эстетического совершенства. Таким образом дети обозначают принадлежность вещи, она приобретает как бы личные свойства, становится своей. Младшие школьники начинают ревностно оберегать своё психологическое пространство от вмешательства взрослых. Если родители позволяют себе без спроса внедряться в него, под видом наведения порядка, ребёнок негодует и протестует. Он может сказать «нельзя» другому человеку, а может допустить в свой настоящий мир. Дети в этом возрасте могут выдумывать свою собственную биографию, особенно когда знакомятся с новыми для себя людьми, и это знакомство не обещает быть длительным. Это особая форма лжи, за которую не следует ни наказывать, ни порицать. Обычно об её существовании родители знают очень редко. Часто содержание этой лжи навеяно вероятными семейными тайнами - происхождением, степенью родства, близостью к авторитетным лицам. На сверстников такие истории обычно не производят впечатления, и они рассказываются мало знакомым взрослым. Ребёнок этим пробует себя, наблюдая за производимым впечатлением. Меняется круг читательских и зрительских интересов. Книги и фильмы про ребят всё больше привлекают внимание детей в этом возрасте. Но границы между реальными и вымышленными событиями ребёнок ещё чётко провести не может. Появляется мера «правильности», которая связана с переживанием конкретных событий в жизни ребёнка. Неприятные переживания сопровождаются болью или отрицательными чувствами: «ты сломала мою игрушку», «он испортил мой рисунок». Сломанный предмет становится ущербным, неправильным. Ребёнок переживает не из-за действия взрослого или другого ребёнка, а из-за испорченности предмета. Дети начинают понимать, что отношения между людьми строятся на основе норм и эти нормы надо освоить и использовать для того, чтобы другие люди не причиняли тебе боль. Ребёнок начинает присваивать мораль общества, в котором он живёт, прежде всего, мораль семьи и класса. Нельзя передать словами тот вред, который наносит ребёнку мать, которая стыдит на глазах у всего класса его за то, что прогулял урок. Никто не знает, какой страх перед контрольной остановил его у дверей школы. Он боялся быть плохим учеником, быть неправильным учеником, он честно боялся, он честно строил свои отношения со взрослыми, но не получилось. Ребёнок становится способным давать оценку поступкам других людей с точки зрения присвоенной им морали семьи и класса. Если для ребёнка до 4 лет вести себя правильно означает - вести себя как хочется и справедливо то, что я делаю, для ребёнка 5-6 лет это значит - делать то, что велят взрослые, чтобы избежать неприятностей, то ребёнок 6-8 лет рассуждает примерно так: «Вести себя правильно, это вести так с другими, как они относятся ко мне, чтобы не упускать своего». А ребёнок 8-12 лет уже скажет иначе: «Это значит, отвечать ожиданиям других, доставлять другим радость, чтобы другие думали обо мне хорошо и я сам о себе хорошо думал». Таким образом, основное противоречие этого возраста заключается в одновременном желании ребёнка и соответствовать ожиданиям других, и спрятать своё собственное психологическое «Я». Это противоречие и разрешается созданием, освоением своей меры правильности. Ориентация на правильность делает детей данного возраста наиболее восприимчивыми к усвоению технологии правильной нормальной жизни. Правильная жизнь, усваивает малыш, получается у тех, кто сам её строит, думает над тем, как жить лучше, трудится над созданием своей собственной жизни. В этом возрасте ребёнок легко и быстро овладевает многими ремесленными навыками: шитьё, вязание, работа с инструментом, компьютером, другой техникой. Ребёнок начинает осознать несоответствие у взрослых слова и дела, и переживает это очень болезненно. Лучше не обещать, если не уверены, что сможете выполнить обещанное. Объяснить причину трудно, уход от объяснения рождает недоверие, которое вызовет в подростковом возрасте отчуждение между вами и ребёнком. К концу младшего школьного возраста у ребёнка появляются новые и важные психические новообразования. Он становится способным к произвольным процессам. Может заставить себя сосредоточить внимание даже на неинтересных вещах, контролировать свои эмоции, делать работу, которая не доставляет никакой радости. Появляется способность анализировать события и поступки, соотносить результат с целью деятельности. Прежде чем начать выполнять какую-то работу, ребёнок может мысленно её спланировать. Младший школьник начинает понимать, что он уже знает и умеет, а где предел его возможностей. Появляется умение предвидеть последствия своих поступков не с точки зрения «Накажут - не накажут», а с точки зрения последствий для окружающих: «мама расстроится».
Как же определить успешность воспитания в этот период?
1. Развитое трудолюбие. Ребёнок получает удовольствие от учебного и другого труда. 2. Развитые познавательные потребности. Желание узнать и понять новое, неизведанное. 3. Уверенность в собственных силах и возможностей. «Пока у меня это не получается, но я буду делать всё, для того, чтоб получилось». 4. Уверенность в безусловной любви и понимании со стороны родителей. Безусловная любовь - это не вседозволенность и всепрощение. Это принятие ребёнка таким, каков он есть, действенная помощь в решении его проблем. Очень часто от детей можно услышать: «Мама меня не любит, я плохо учусь, у меня мало пятёрок». Успешность ребенка в учении зависит от многих факторов, из которых главный - ваша вера в его силы и возможности. 5. Развитие самостоятельности, умение планировать своё время, составлять план на день. 6. Умение давать моральную оценку поступкам других людей и своим собственным. Нравственная оценка появляется значительно позже - в юношеском возрасте. Поэтому, будьте крайне осторожны в своих оценках поступков других людей. Не окрашивайте положительными эмоциями явно безнравственные поступки, даже если они и позволили кому-то добиться успеха в жизни. Эти оценки со временем вы непременно услышите из уст своих подросших детей, и тогда не удивляйтесь, почему у нас такая безнравственная молодёжь. 7. Отсутствие страха перед ошибкой. Ошибка - ступенька в развитии ребёнка. Если ребёнок ошибся, помогите ему понять причины ошибки и вместе подумайте, как исправить последствия. Наказать проще всего, но тогда помните, что в ваше отсутствие ребёнок сделает ту же ошибку, и не известно, какой будет за неё расплата. И закончить этот небольшой рассказ об особенностях воспитания в младшем школьном возрасте позвольте словами Януша Корчака: «Дети не хуже и не лучше взрослых. У них просто меньше опыта».
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|