Взаимодействие с родителями младших школьников через технологию проектирования

Автор статьи: 404

Детство, один из уникальных периодов в жизни человека, именно он определяет последующую взрослую жизнь.

Младший школьный возраст является классическим временем оформления моральных идей и правил. Моральный мир ребенка определяется и оформляется как раз в младшем школьном возрасте. Ребенок в эти годы, с энтузиазмом принимает в душе разные законы, правила. Он стремится к тому, что надо понять, что стоит делать, испытывая удовлетворение в приспособлении, но в тот же момент, он не способен формировать свои собственные моральные идеи.

Данный период важен в жизни человека, это выход на новый возрастной этап, этап новых возможностей и именно поэтому, многие педагоги, в своих исследованиях уделяют огромное внимание младшему школьному возрасту.

Для младших школьников характерно повышенное внимание к нравственной стороне поступков окружающих, желание дать поступку нравственную оценку. Заимствуя критерии нравственной оценки у взрослых, младшие школьники начинают активно требовать от других детей соответствующего поведения.

По мнению В.В. Давыдова, младший школьный возраст – это особый период в жизни ребенка, который выделился исторически сравнительно недавно. Его не было у тех детей, которые вообще не посещали школу, его не было и у тех, для которых начальная школа была первой и последней ступенью образования. Появление этого возраста связано с введением системы всеобщего и обязательного неполного и полного среднего образования. Содержание среднего образования и его задачи еще окончательно не определились, поэтому психологические особенности младшего школьного возраста как начального звена школьного детства также нельзя считать окончательными и неизменными, можно говорить лишь о наиболее характерных чертах этого возраста .

Младший школьный возраст наиболее глубоко и содержательно представлен в работах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, их сотрудников и последователей (Л.И. Айдарова, А.К. Дусавицкий, А.К. Маркова, Ю.А. Полуянов, В.В. Репкин, В.В. Рубцов, Г.А. Цукерман и др.).

Такая новая для ребенка роль – проводника требований взрослых – иногда положительно влияет на выполнение требований самими детьми. Однако в значительной части случаев требование младшего школьника к другим и его собственное поведение различаются достаточно сильно. Его поведение продолжает, в основном, определяться непосредственными мотивами. Причем противоречие между желанием действовать «правильно» и реальным поведением не вызывает у ребенка чувства недовольства собой.

Для того чтобы обеспечить ребенку защиту и эмоциональный комфорт в младшем школьном возрасте и дома, способствовать развитию ребенка семья и начальная школа должны объединить свои усилия и поддерживать курс на создание единого пространства развития ребенка.

Участие родителей в жизни ребенка не только дома, но и в школе поможет им:

- преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребенка;

- относиться к ребенку как к родному;

- понять, что недопустимо сравнивать его с другими детьми, нужно радоваться его личному росту;

- узнать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их в процессе воспитания;

- проявлять искреннюю заинтересованность в его жизни и быть готовыми к эмоциональной поддержке, совместному переживанию его радостей и горестей;

- установить хорошие доверительные отношения с ребенком;

- знать сильные и слабые стороны ребенка, учитывая их.

Всем известно, что взаимодействие педагога с родителями достаточно сложный процесс, и он требует творческой, напряженной, систематической работы от педагога.

Требования современной жизни, заставляют нас, педагогов, искать и использовать в работе с родителями формы и технологии продуктивного общения, где участниками становятся и дети, и родители, и педагоги, объединенные общей идеей или общим делом.

Хочу поделиться опытом работы по организации взаимодействия с родителями через технологию проектирования.

Под проектом понимается самостоятельная, коллективная и творческая завершенная работа, имеющая социально-значимый результат.

Проект – это замысел, идея, образ, воплощенные в форму описания, обоснования расчетов, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации. Это способ организовать совместную деятельность людей, согласовывать взгляды, идеи, приемы, средства достижения общей цели.

Проект объединяет как содержание образования из различных областей, так и возможность организации совместной деятельности детей, педагогов и родителей.

Педагогическим проектированием называют предварительную разработку деталей педагогических систем. Благодаря проектированию педагогическая система становится как бы технологичной. Она является объектом проектирования как единство целей образования и всех факторов педагогического процесса, способствующих достижению целей.

Педагогическая система рассматривается на разных уровнях:

- педагогическая система всей российской школы;

- педагогическая система конкретной школы;

- педагогическая система каждого отдельного педагога;

- педагогическая система отдельного предмета, темы, конкретного знания и т.д.

Задачей проектирования педагогической системы является построение на основе определенной системы образовательных целей соответствующих технологий, т.е. детально спроектировать педагогический процесс во всех его составляющих компонентах (содержание, методы, средства) таким образом, чтобы гарантированно получить требуемый результат – достижение запроектированных образовательных целей.

Проектирование рассматривается как механизм развития самого образования, как высшая форма инновационной деятельности, которая не сводится ни к обновлению, ни к нововведению. Оно рассматривается как процесс выращивания новых форм общности педагогов, учащихся, нового содержания, новых способов и техник педагогической деятельности.

Проектирование должно начинаться с тезауруса, то есть с понимания основных понятий.

Проект – замысел решения проблем.

Проект – (лат.) – вытягивание.

Проект – результат какой-либо особой деятельности-проектирования.

Проект – (англ.) - прообраз будущей вещи, системы, это что-либо, что задумывается или планируется.

Проект – (амер.) -  это некоторая задача с определенными исходными данными и требуемыми результатами (целями), обуславливающими способ ее решения.

Проект – это то, что изменяет мир, система сформулированных в рамках проекта целей и мероприятий по их реализации.

Проект – это комплексная деятельность временного коллектива в условиях активного взаимодействия с внешней средой, которая направляет на выполнение четко обозначенной цели и получение конкретного результата (изменения) в заданный промежуток времени с использованием различных ресурсов (кадровых, финансовых, материально-технических и т.д.).

Проектирование – мысленное (но достаточно формализованное) осуществление преобразования объекта с заданной целью и реализация преобразования (усовершенствования) в практике.

Исследование и проектирование противоположны друг другу. В исследовании обнаруживается то, что уже есть. В проекте создается то, чего еще нет.

Отметим, что по классификации, выделяют три класса проектов:

1 класс – мегапроекты (совокупность множества взаимосвязанных проектов, объединенных общей целью: международные, национальные, межотраслевые, отраслевые и т.д.).

2 класс – мультипроекты (комплексные, осуществляемые в организации при переходе к рыночной экономике).

3 класс – монопроекты (инвестиционные, инновационные и другие, имеющие определенную цель).

По срокам: краткосрочные (1-2 года), среднесрочные (3-5 лет),

долгосрочные (более 5 лет).

Образовательные проекты по своему масштабу могут быть любого класса, по типу – социальные, гуманитарные.

Являясь по типу социальными проектами, образовательные проекты имеют ряд подвидов. За основание их классификации принята такая схема: цель – результат и основной вид деятельности в процессе реализации.

Подвиды образовательных проектов:

- учебные (направлены на формирование необходимых ЗУНов и компетентностей);

- исследовательские (направлены на изучение рынка труда, профессиональных потребностей, рынка образовательных услуг; эти проекты создают объективные предпосылки для других образовательных проектов);

- инновационные (обеспечивают разработку и внедрение новых образовательных технологий, учебно - научных структур, техническое программное перевооружение образовательных продуктов);

- комбинированные (распространенный вид проекта учебного, инновационного, исследовательского характера);

- инвестиционные (редкие проекты, реализуемые через издание учебно-методической литературы, программ, создание образовательного процесса на хозрасчетной основе).

Также стоит рассмотреть, специфические черты и характеристику образовательных проектов, иметь общее понимание о проектной деятельности.

Основной субъект проектной деятельности – школьник, учитель, сотрудник, другой участник образовательного процесса.

Главная цель – повышение эффективности образовательной деятельности: развитие личностного и профессионального потенциала, оптимальное и профессиональное становление, создание условий для его карьерного роста, создание предпосылок повышения эффективности труда.

Задачи формируются из главной цели и включают следующие группы:

- задачи обучения;

- исследовательские задачи;

- задачи по материально-техническому обеспечению;

- по информационному обеспечению.

Взаимодействие с родителями младших школьников через технологию, а точнее, реализация проекта включает в себя три этапа:

- подготовительный;

- основной;

- заключительный.

Каждый из этапов, предусматривает свои формы взаимодействия с родителями.

Подготовительный этап.

- беседа (общая и индивидуальная);

- встреча - диалог;

- информация в родительских уголках.

Основной этап.

- участие родителей (в занятиях, в совместной продуктивной деятельности);

- дифференцированные домашние задания;

- рекомендации по поводу предстоящей деятельности (устные, письменные);

- творческие задания (совместное творчество родителей и детей: рисунки, поделки, рассказы, макеты и д.р.);

- совместный досуг по обогащению впечатлений (целевые прогулки, экскурсии, посещение выставок, театров).

Заключительный этап.

- участие в проведении презентации;

- оформление продуктов детской деятельности (выставки, альбомы и т.д.).

Работу по вовлечению родителей в образовательный процесс через технологию проектирования рекомендуется начинать с первого класса. Тему проекта лучше выбирать, учитывая возрастные особенности данного возраста.

Какова цель проекта?

А цель такова:

- приобщенить детей к процессу познания;

- формированать представления о труде;

- побуждать к совместной поисковой деятельности;

- обучать, вместе со взрослыми искать способы достижения цели.

Формы взаимодействия с родителями на подготовительном этапе:

- встреча «Знакомьтесь – метод проекта», цель: заинтересовать родителей, объяснить суть метода проектов;

- информация в родительских уголках, в виде красочно оформленного плана – схемы по реализации проекта, для привлечения внимания родителей, что способствует возникновению их интереса к предстоящей работе, вопросов к педагогу;

- беседы, индивидуального характера, где родители могут задавать интересующие их вопросы.

На основном этапе, родители четко должны понять «Проект ли это?» (признаки проекта):

- целеустремленность – обязательная ориентация на достижение конкретных целей, определяющих результат;

- новизна, направленность на изменение, развитие, создание нового;

- ориентация на выявление и решение конкретных проблем;

- ярко выраженная субъектность проекта (кому, кто), наличие авторского начала. О проекте нельзя сказать, что мы всю жизнь это делаем, не задумываясь, кто и когда это придумал;

- однократность, уникальность целей и самого проекта (больше новизны, меньше рутины);

- высокая и не всегда четко измеряемая степень неопределенности и риска;

- подвижность, возможность развития проекта;

- востребованность и потребность в экспертном подходе к пониманию проекта.

Таким образом, в ходе выполнения проекта родители могут выступить одновременно в нескольких ролях:

- консультировать;

- отслеживать выполнение плана;

- решать оперативные вопросы;

- помогать в предварительной оценке проекта;

- участвовать в подготовке презентации и в самой презентации.

Только при взаимном понимании и доверии, взаимном интересе и обмене мыслями и чувствами между педагогом, учеником и родителями можно достигнуть хорошего результата в работе над проектом и развитии творческого потенциала младших школьников через технологию проектирования.

Список используемой литературы:

1. Брыкова О. В. Проектная деятельность в учебном процессе(О. В. Брыкова, Т. В. Громова – М.: Чистые пруды, 2006.

2. Землянская Е. Н.,Чугреева М. К. Учебные проекты младших школьников.

3. Журнал “Начальное образование” №5, 2006.

4. Журнал “Классный руководитель” №6, 2003.

5. Журнал “Завуч начальной школы” №6, 2007.

6. Журнал “Управление школой” №3, 2007.

7. Журнал “Начальная школа плюс до и после”, №11, №5, 2004.

8. Методические рекомендации к семинару “Проективно-технологическая компетентность преподавателя”, Усть-Илимск, 2003.

Попова Т.Г. Инновации на уроках математики // Сборник X Межрегиональной научно-практ. конф. преподавателей школ, инновационных учебных заведений и ВУЗов. Иркутск.: Март, 2003.

9. Попова Т.Г. Формирование и развитие комбинаторно-логического мышления старшеклассников. // Диссертационные материалы 2006-2007 уч. год.

10. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. Пособие для студентов. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров. – М.: издательский центр “Академия”, 2001.

11. Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка. // Иностранные языки в школе. – 2000. №2, №3.

12. Толковый словарь русского языка. Ожегов С. И. – М.: “Терра”,1996.

13. Толковый словарь русского языка. Под ред. Проф. Д. Ушакова. – М.: ТЕРРА, 1996.

http://www.ioso.ru/distant/project/meth%20project/metod%20pro.htm

http://www.specialschool.ru/experiment/?id=43

http://festival.1september.ru/2005_2006/index.php?numb_artic=314338



Просмотров: 448
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Психологические игры для совместной деятельности детей и их родителей.
  • Познавательная мотивация в учебной деятельности младших школьников
  • Интерактивные формы работы с родителями младших школьников
  • Как русская сказка может помочь в реализации проекта
  • Как сформировать у ребенка дошкольного возраста интерес к учебной деятельности
  • Основные этапы развития проекта
  • Гендерно-маркированная деятельность ребенка в дошкольных образовательных организациях
  • Представление темы и обоснование проекта «Академия семейного счастья»
  • Наука успеха или 7 советов как обрести уверенность в себе в процессе защиты научного проекта
  • НА ПУТИ К ПРОЩЕНИЮ [в рамках проекта "Встреча с собой, встреча с другим"]
  • Влияние системы образования на ребенка
  • Этапы создания проекта для визуалов или метод прогрессивного джипега
  • «Цветущая орхидея». Героини. Начало творческого проекта.
  • Задачи развития ребенка первого года жизни
  • Интервью руководителя творческого проекта Фестиваль Телесных Практик в Минске.
  • Школа или система образования?
  • Материальное поощрение деятельности ребенка: за и против
  • Хотите открыть психологический центр? Как консультанту выбрать партнера для совместного проекта
  • результаты тренинго-коучингового проекта
  • Музыкотерапия в деятельности школьного педагога-психолога
  • Как найти идею для собственного бизнес-проекта!
  • Как Стихии помогают в создании бизнес-проекта
  • Введение в изучаемые проблемы проекта Гармония счастливых отношений.
  • Взаимодействие родителей и педагогов в школьном процессе
  • ICDP как способ повышения качества взаимодействия между родителями и детьми
  • Проект программы по формированию ценностных ориентаций у детей дошкольного возраста с ОНР
  • Мощнейший стимул нашей деятельности, который одновременно является столь же мощным тормозом.
  • Хочу нового уровня в деятельности! Рекомендации!
  • Причина увеличения потока ваших клиентов и провала вашего проекта – одна и та же? Невероятно, но факт.
  • Создание Безопасной Информационной Среды в образовательных учреждениях



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь