Представление темы и обоснование проекта «Академия семейного счастья»


«Проектирование и модельная организация работы ДОУ в поддержке семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, «Академия семейного счастья»

Представление темы и обоснование проекта Академия семейного счастья

Обоснование проекта. Актуальность проекта для развития системы образования, соответствие ведущим инновационным направлениям развития образования Краснодарского края

В настоящее время система дошкольного образования развивается в новых условиях, отличающихся прежде всего пристальным вниманием к психологическим проблемам психосоциального развития ребенка, что обусловливает необходимость разработки действенных методов и технологий организации работы психологической службы дошкольного образования, ориентированной в том числе и на оказание помощи семьям в воспитании своих детей. В связи с трансформацией модели современной семьи и реформированием системы дошкольного образования, проблема взаимосвязи и взаимоотношений дошкольной образовательной организации и семьи как отношений между двумя центральными институтами воспитания, обучения и развития ребенка представляется весьма значимой и актуальной. На значимость данной проблемы указывается и в Новом действующем Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО).

В соответствии с требованиями ФГОС ДО, реализация основной образовательной Программы должна быть направлена на создание в дошкольной образовательной организации «социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды», котораяне только гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечивает их эмоциональное благополучие, но и «создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности. ФГОС ДО предусматривает разработку специальных Программ поддержки родителей и вовлечения семей непосредственно в образовательную деятельность.

Особую значимость выполнение требований ФГОС ДО приобретает в связи с дошкольным образованием особых детей, имеющих отклонения в психофизическом развитии.

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ, с каждым годом во всех станах мира увеличивается численность детей с различной степенью инвалидности. За последние 30 лет, которые прошли со времени принятия в 1984 году «Декларация ООН по правам инвалидов», и ратификации данного документа подавляющим большинством стран мира (в том числе, и РФ) проблема полноценной интеграции лиц с инвалидностью в социум, к сожалению, остается актуальной для многих государств.

Без участия семьи, без адекватного детско-родительского взаимодействия достижение ожидаемого эффекта невозможно. Помимо этого, трудности, которые постоянно испытывает семья с особым ребенком, значительно отличаются от повседневных забот, которыми живет семья, воспитывающая нормально развивающегося ребенка. В результате рождения ребенка с отклонениями в развитии отношения внутри семьи, а также контакты с окружающим социумом меняются. Ситуация стресса, возникающего с самого рождения особого ребенка, ведет к формированию феномена инвалидизации семьи и возникновению дополнительных сложностей в психологической адаптации ребенка. Опыт работы в психологической службе дошкольного образования позволяет говорить о том, что многие родители в сложившейся ситуации оказываются беспомощными, что связано и с психологическими особенностями больного ребенка, и с колоссальной эмоциональной нагрузкой, которую несут члены его семьи в связи с длительно действующим стрессом, и с физической нагрузкой, и материальными затратами, и отношением самого социума к больным детям и их семьям.

Здесь необходимо отметить, что в Краснодарском крае семьям, воспитывающим детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, уделяется достаточно большое внимание: разработана система социальной защиты таких семей, оказания им социальной и психологической помощи. Более того, о взаимодействии образовательной организации и семей воспитанников говорится и во всех нормативных документах, регламентирующих деятельность образовательных организаций. Однако таких мер оказывается недостаточно, и эффективного взаимодействия специалистов, педагогов и родителей удается добиться далеко не всегда, что связано с отсутствием научных знаний о психологических закономерностях построения такого взаимодействия, о тех технологиях, методах и приемах, которые смогли бы обеспечить действенное вовлечение родителей в процесс воспитания своих детей, имеющих отклонения в психофизическом развитии. Разработка инновационных способов организации взаимодействия дошкольного учреждения и семьи особых детей должна исходить из понимания психологических трудностей функционирования таких семей, принятия факта, что сами родители нуждаются в оказании им эффективной психологической помощи.

Научная значимость и недостаточная разработанность данной проблематики в современной психологии и педагогике – это и есть то противоречие, которое и обусловливает актуальность разработки инновационного проекта, ориентированного на проектирование и модельную организацию психолого-педагогической поддержки семей, воспитывающих ребенка-инвалида, с целью действенного вовлечения их в образовательный процесс дошкольной образовательной организации.

Исходя из вышеизложенного, была определена актуальность внедрения данной инновационной программы, которая отражает актуальные тенденции государственной политики Российской Федерации и Краснодарского Края, муниципалитета в области дошкольного образования.

Для муниципального и регионального органов управления образования:

- создание условий для повышения качества дошкольного образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;

- развитие современного механизма и технологии по внедрению технологий психологической поддержки семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в дошкольном образовании;

- оптимизация детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья;

- вовлечение семей, воспитывающих ребенка с инвалидностью и ОВЗ, в образовательный процесс дошкольной образовательной организации.

Для Дошкольной образовательной организации:

- расширение применяемых технологий организации психологической службы в ДОО;

- обеспечение преемственности дошкольного и начального общего (инклюзивного или специального) образования в интеграции детей с особыми образовательными потребностями в социум;

- расширение и обогащение развивающей предметно-пространственной среды ДОО;

- расширение возможностей использования инновационных психологических технологий и методов поддержки семей, воспитывающих ребенка с инвалидностью и ОВЗ;

- качественное изменение взаимодействия с родителями на основе построения эмоционально благоприятной атмосферы в ДОО.

Для детей:

- реализация потребности ребенка в гармоничных внутрисемейных отношениях;

- увеличение времени нахождения ребенка в кругу семьи и в атмосфере семейной защиты;

- приобщение к адекватному взаимодействию с родителями и сверстниками;

- знакомство с новыми способами межличностного взаимодействия;

- создание эмоционального комфорта за счт включения родителей в совместную образовательную деятельность.

Для родителей:

- приобщение к активному семейному досугу и к организации продуктивного взаимодействия с ребенком-инвалидом;

- повышение компетентности в вопросах формирования у детей с инвалидностью и ОВЗ дошкольного возраста адекватного (не инвалидизированного) отношения к сверстникам и другим людям;

- повышение эмоционального комфорта во взаимодействии всех участников образовательного процесса; развитие осознанного родительства и активной социальной позиции.



Просмотров: 365
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Условия формирования базового социального опыта в дошкольной образовательной организации
  • Руководство по защите прав детей с ОВЗ в образовательной организации
  • Проблемы родителей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
  • «Психологическая поддержка участников образовательного процесса в рамках обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования»
  • Психолого-педагогическое сопровождение ФГОС дошкольного образования.
  • Роль психолога образовательного учреждения в сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья
  • Нормативные стрессы семьи ребенка дошкольного возраста
  • Важные аспекты социализации детей с ограниченными возможностя здоровья и детей-инвалидов
  • Арт-терапия как средство развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста
  • Особенности получения среднеспециального образования лиц с ограниченными возможностями.
  • Процесс психологического сопровождения семей, воспитывающих детей с РДА
  • «Сказка, как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»
  • Особенности общения детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста
  • Особенности развития полоролевой идентификации у детей дошкольного возраста
  • Проблемы функционирования семей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра
  • Первичное консультирование родителей в дошкольной организации. Основные этапы.
  • Проект программы по формированию ценностных ориентаций у детей дошкольного возраста с ОНР
  • 4 аргумента против дошкольного образования и поступления в школу в 6 лет
  • Влияние системы образования на ребенка
  • Коррекция психологических проблем детей дошкольного возраста
  • Модель организации службы примирения в школе для детей с ОВЗ
  • Организация индивидуального обучения одаренных детей (в системе дополнительного образования)
  • Учет психологических особенностей детей дошкольного возраста при обучении иностранному языку
  • Семья одинокой матери. Проблемы матерей и детей из таких семей.
  • Психологическая коррекция эмоционального состояния детей дошкольного возраста
  • Развитие символической функции у детей дошкольного возраста.
  • Психологическая поддержка семей, воспитывающих ребенка с ОВЗ.
  • Развитие воображения у детей дошкольного и младшего школьного возраста
  • Как горе-родители формируют тревожность у детей дошкольного возраста
  • «Методы воспитания детей дошкольного возраста- можно обойтись без наказаний?».



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь