|
Представление темы и обоснование проекта «Академия семейного счастья»Автор статьи: Тамара Николаевна Коренькова
«Проектирование и модельная организация работы ДОУ в поддержке семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, «Академия семейного счастья» Обоснование проекта. Актуальность проекта для развития системы образования, соответствие ведущим инновационным направлениям развития образования Краснодарского края В настоящее время система дошкольного образования развивается в новых условиях, отличающихся прежде всего пристальным вниманием к психологическим проблемам психосоциального развития ребенка, что обусловливает необходимость разработки действенных методов и технологий организации работы психологической службы дошкольного образования, ориентированной в том числе и на оказание помощи семьям в воспитании своих детей. В связи с трансформацией модели современной семьи и реформированием системы дошкольного образования, проблема взаимосвязи и взаимоотношений дошкольной образовательной организации и семьи как отношений между двумя центральными институтами воспитания, обучения и развития ребенка представляется весьма значимой и актуальной. На значимость данной проблемы указывается и в Новом действующем Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО). В соответствии с требованиями ФГОС ДО, реализация основной образовательной Программы должна быть направлена на создание в дошкольной образовательной организации «социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды», котораяне только гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечивает их эмоциональное благополучие, но и «создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности. ФГОС ДО предусматривает разработку специальных Программ поддержки родителей и вовлечения семей непосредственно в образовательную деятельность. Особую значимость выполнение требований ФГОС ДО приобретает в связи с дошкольным образованием особых детей, имеющих отклонения в психофизическом развитии. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ, с каждым годом во всех станах мира увеличивается численность детей с различной степенью инвалидности. За последние 30 лет, которые прошли со времени принятия в 1984 году «Декларация ООН по правам инвалидов», и ратификации данного документа подавляющим большинством стран мира (в том числе, и РФ) проблема полноценной интеграции лиц с инвалидностью в социум, к сожалению, остается актуальной для многих государств. Без участия семьи, без адекватного детско-родительского взаимодействия достижение ожидаемого эффекта невозможно. Помимо этого, трудности, которые постоянно испытывает семья с особым ребенком, значительно отличаются от повседневных забот, которыми живет семья, воспитывающая нормально развивающегося ребенка. В результате рождения ребенка с отклонениями в развитии отношения внутри семьи, а также контакты с окружающим социумом меняются. Ситуация стресса, возникающего с самого рождения особого ребенка, ведет к формированию феномена инвалидизации семьи и возникновению дополнительных сложностей в психологической адаптации ребенка. Опыт работы в психологической службе дошкольного образования позволяет говорить о том, что многие родители в сложившейся ситуации оказываются беспомощными, что связано и с психологическими особенностями больного ребенка, и с колоссальной эмоциональной нагрузкой, которую несут члены его семьи в связи с длительно действующим стрессом, и с физической нагрузкой, и материальными затратами, и отношением самого социума к больным детям и их семьям. Здесь необходимо отметить, что в Краснодарском крае семьям, воспитывающим детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, уделяется достаточно большое внимание: разработана система социальной защиты таких семей, оказания им социальной и психологической помощи. Более того, о взаимодействии образовательной организации и семей воспитанников говорится и во всех нормативных документах, регламентирующих деятельность образовательных организаций. Однако таких мер оказывается недостаточно, и эффективного взаимодействия специалистов, педагогов и родителей удается добиться далеко не всегда, что связано с отсутствием научных знаний о психологических закономерностях построения такого взаимодействия, о тех технологиях, методах и приемах, которые смогли бы обеспечить действенное вовлечение родителей в процесс воспитания своих детей, имеющих отклонения в психофизическом развитии. Разработка инновационных способов организации взаимодействия дошкольного учреждения и семьи особых детей должна исходить из понимания психологических трудностей функционирования таких семей, принятия факта, что сами родители нуждаются в оказании им эффективной психологической помощи. Научная значимость и недостаточная разработанность данной проблематики в современной психологии и педагогике – это и есть то противоречие, которое и обусловливает актуальность разработки инновационного проекта, ориентированного на проектирование и модельную организацию психолого-педагогической поддержки семей, воспитывающих ребенка-инвалида, с целью действенного вовлечения их в образовательный процесс дошкольной образовательной организации. Исходя из вышеизложенного, была определена актуальность внедрения данной инновационной программы, которая отражает актуальные тенденции государственной политики Российской Федерации и Краснодарского Края, муниципалитета в области дошкольного образования. Для муниципального и регионального органов управления образования: - создание условий для повышения качества дошкольного образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья; - развитие современного механизма и технологии по внедрению технологий психологической поддержки семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в дошкольном образовании; - оптимизация детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья; - вовлечение семей, воспитывающих ребенка с инвалидностью и ОВЗ, в образовательный процесс дошкольной образовательной организации. Для Дошкольной образовательной организации: - расширение применяемых технологий организации психологической службы в ДОО; - обеспечение преемственности дошкольного и начального общего (инклюзивного или специального) образования в интеграции детей с особыми образовательными потребностями в социум; - расширение и обогащение развивающей предметно-пространственной среды ДОО; - расширение возможностей использования инновационных психологических технологий и методов поддержки семей, воспитывающих ребенка с инвалидностью и ОВЗ; - качественное изменение взаимодействия с родителями на основе построения эмоционально благоприятной атмосферы в ДОО. Для детей: - реализация потребности ребенка в гармоничных внутрисемейных отношениях; - увеличение времени нахождения ребенка в кругу семьи и в атмосфере семейной защиты; - приобщение к адекватному взаимодействию с родителями и сверстниками; - знакомство с новыми способами межличностного взаимодействия; - создание эмоционального комфорта за счт включения родителей в совместную образовательную деятельность. Для родителей: - приобщение к активному семейному досугу и к организации продуктивного взаимодействия с ребенком-инвалидом; - повышение компетентности в вопросах формирования у детей с инвалидностью и ОВЗ дошкольного возраста адекватного (не инвалидизированного) отношения к сверстникам и другим людям; - повышение эмоционального комфорта во взаимодействии всех участников образовательного процесса; развитие осознанного родительства и активной социальной позиции. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|