Психолого-педагогическое сопровождение ФГОС дошкольного образования.

С 1 марта 2013 года вышел Новый Закон об образовании, в котором четко пропсано, что дошкольное образование перестало быть падчерицей по отношению к другим структурам образовательной системы, а вошло в стандарт общего образования, т.е стало являться обязательным уровнем.Таким образом, любое дошкольное образование должно быть обязательным, доступным, качественным. Дошкольники теперь уравнены в праве на образование наравне со школьниками. 

Основное в любом образовании - это стандарт. И тут мы встречаем выраженное противоречие: детство и стандарт - сочетание несочетаемого. Главное требование к стандарту - не навредить! Прежде всего он должен учитывать и поддерживать разнообразие детства, способствовать развитию ребенка, учитывать его индивидуальность и сохранять уникальность детства. 

В соответствии со стандартом у  ребенка должны быть развиты все задатки. Любой жизненный путь ребенка - это отклонение альтернатив и выбор наиболее оптимальных условий развития.

Должна сохраняться самоценность детства. Не подготовка к школе и жизни, в приоритете - полноценная жизнь! Складывается странная ситуация развития:    

- в детском саду мы готовим ребенка к школе;

- в школе мы готовим школьников к профессиональному обучению;

- в ВУЗе  студентов готовят к будущей успешной профессиональной деятельности;

- в профессиональной деятельности человек готовится к достойной пенсии, а уж потом, на пенсии, он готовится достойно встретить конец жизни.

Детство - как подготовка к смерти! Это в корне неверно. Не ребенок должен готовиться к школе, а сама школа должна быть готова к ребенку.

Ключевая характеристика готовности к школе - это мотивационная готовность, что дает преемственность в формировании УУД. Не секрет, что современные дети живут в новом информационном пространстве. Они не хотят учиться! Чтобы решить эту проблему необходимо вводить новые методы обучения, например, проектирование. Нужны програмы дополнительного образования. 

Следующий момент - особая программа дошкольного образовательного учреждения - это социально-педагогическая и социально-психологическая поддержка ребенка, его индивидуальности и социального развития через направления: физическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и социально-коммуникативное развитие. Любые области в этих направлениях являются взаимопроникающими и взаимопересекающимися, как друг с другом, так и с личностным развитием ребенка. 

Изменения затронут примерные и рабочие программы ДОУ, но многие из них могут быть просто переработаны, как программы уникальности детства ("Радуга", "Развитие", "Золотой ключик", "Истоки"). В программах должны быть отражены: зона ближайшего развития, зона вариативного развития, зона задерживающего развития.

Изменяется отношение и к мониторингу: ребенка должны ценить, а не оценивать. Должна быть особая диагностика, которая не отбирает детей, а задает зону ближашего развития (Л. Выготский), используется, чтобы составить индивидуальные (парциальные) программы развития, в которой основная задача - сохранить маленьких Почемучек:

Он взрослых изводил вопросом «почему?»,
Его прозвали «маленький философ».
Но только он подрос, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с этих пор он больше никому
Не задавал вопросов «почему?»
 С.Я. Маршак

Сохранить ребенка, как Почемучку - вот главная задача мониторинга и развития. Скорее всего, остануться программы диагностики П.Г. Нежновой, Н.А. Коротковой "Наблюдение за развитием детей в дошкольных группах", в которой представлена нормативная карта развития. Ключом для мониторинга является наблюдение за развитием детей.Первые программы появятся в ноябре-декабре текущего года. На их основе и станут разрабатываться основные авторские программы. 

Новый станрдарт вступит в силу с 1 января 2014 года, с этого же времени перестают действовать ФГТ. Новый стандарт будет вводиться в течении 3-х лет и для начала апробироваться в 10 регионах РФ. Отдельного стандарта для детей с особенностями развития не будет.

Немаловажный момент и в том, что, чтобы дети хотели учиться - должны быть учителя, которые хотят их учить. Изменения надо начинать с воспитателей и учителей. Перегрузка всех участников образовательного процесса и психологов в том числе - глобальная! В помощь им будет создан портал образовательных инициатив, где можно будет обменивaться опытом, делиться друг с другом проблемами, советами и вместе искать ответы на сложные вопросы.

Мне очень хочется пожелать, чтобы  каждого участника новой образовательной инициативы  ждал только успех! Удачи всем и не бойтесь вопросов!



Просмотров: 535
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Игра "Коробка ощущений и эмоций" для развития эмоционального интеллекта ребенка
  • Важность выбора образовательного учреждения для ребенка с нарушением развития.
  • Задачи развития ребенка первого года жизни
  • Особенности развития и воспитания детей на отдельных возрастных этапах до начала обучения в школе
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Методика для развития эмпатии у детей "Путешествие на духолёте"
  • Этапы развития ребенка. №3 - Стадия мышления, 18 месяцев - 3 года.
  • Об некоторых особенностях развития детей от 1 года до 3 лет. Или почему дети «жадничают»?
  • Учим детей новому или зона ближайшего развития на практике.
  • "Ловушки" любви: "Ты должен/должна быть хорошим/хорошей"
  • "Быстрее, выше, сильнее!" или Детство, потерянное из-за развития
  • Важны ли для развития детей хорошие оценки в школе ?
  • Подготовка к школе и задержка речевого развития
  • Особенности развития детей, имеющих задержку развития.
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Развитие речи ребенка как условие успешного обучения в школе
  • Закон Развития или подсказки Жизни на пути развития
  • Проблемы агрессивного поведения ребенка с особенностями развития.
  • Экспресс диагностика развития ребенка до 5 лет.
  • Основные вехи развития ребенка 4-5 лет
  • Основные вехи развития ребенка от 2 до 3 лет
  • Выход из кризиса в сторону осознания и развития или у каждого своя "йога"
  • Драматургия развода. Акт 2-й:"Послеразводный кризис и развитие ребенка"
  • Школа Гармоничного развития женщины "Веста"
  • Готовим ребенка к школе в 3 года - это реально?!
  • "Почему нет масштабного развития моего бизнеса?"
  • Любовь: почему она так важна для развития ребенка
  • Итоги проведения тренинга личностного развития "Твой путь к мечте"
  • Свободная игра детей как средство социально-коммуникативного развития
  • Отрывок из книги Ольги Кавер "Хочу ребенка: как быть, когда малыш не торопится?"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь