|
Психолого-педагогическое сопровождение ФГОС дошкольного образования.Автор статьи: Светлана Павловна Сыпкова (Краснова)
С 1 марта 2013 года вышел Новый Закон об образовании, в котором четко пропсано, что дошкольное образование перестало быть падчерицей по отношению к другим структурам образовательной системы, а вошло в стандарт общего образования, т.е стало являться обязательным уровнем.Таким образом, любое дошкольное образование должно быть обязательным, доступным, качественным. Дошкольники теперь уравнены в праве на образование наравне со школьниками. Основное в любом образовании - это стандарт. И тут мы встречаем выраженное противоречие: детство и стандарт - сочетание несочетаемого. Главное требование к стандарту - не навредить! Прежде всего он должен учитывать и поддерживать разнообразие детства, способствовать развитию ребенка, учитывать его индивидуальность и сохранять уникальность детства. В соответствии со стандартом у ребенка должны быть развиты все задатки. Любой жизненный путь ребенка - это отклонение альтернатив и выбор наиболее оптимальных условий развития. Должна сохраняться самоценность детства. Не подготовка к школе и жизни, в приоритете - полноценная жизнь! Складывается странная ситуация развития: - в детском саду мы готовим ребенка к школе; - в школе мы готовим школьников к профессиональному обучению; - в ВУЗе студентов готовят к будущей успешной профессиональной деятельности; - в профессиональной деятельности человек готовится к достойной пенсии, а уж потом, на пенсии, он готовится достойно встретить конец жизни. Детство - как подготовка к смерти! Это в корне неверно. Не ребенок должен готовиться к школе, а сама школа должна быть готова к ребенку. Ключевая характеристика готовности к школе - это мотивационная готовность, что дает преемственность в формировании УУД. Не секрет, что современные дети живут в новом информационном пространстве. Они не хотят учиться! Чтобы решить эту проблему необходимо вводить новые методы обучения, например, проектирование. Нужны програмы дополнительного образования. Следующий момент - особая программа дошкольного образовательного учреждения - это социально-педагогическая и социально-психологическая поддержка ребенка, его индивидуальности и социального развития через направления: физическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и социально-коммуникативное развитие. Любые области в этих направлениях являются взаимопроникающими и взаимопересекающимися, как друг с другом, так и с личностным развитием ребенка. Изменения затронут примерные и рабочие программы ДОУ, но многие из них могут быть просто переработаны, как программы уникальности детства ("Радуга", "Развитие", "Золотой ключик", "Истоки"). В программах должны быть отражены: зона ближайшего развития, зона вариативного развития, зона задерживающего развития. Изменяется отношение и к мониторингу: ребенка должны ценить, а не оценивать. Должна быть особая диагностика, которая не отбирает детей, а задает зону ближашего развития (Л. Выготский), используется, чтобы составить индивидуальные (парциальные) программы развития, в которой основная задача - сохранить маленьких Почемучек: Он взрослых изводил вопросом «почему?», Сохранить ребенка, как Почемучку - вот главная задача мониторинга и развития. Скорее всего, остануться программы диагностики П.Г. Нежновой, Н.А. Коротковой "Наблюдение за развитием детей в дошкольных группах", в которой представлена нормативная карта развития. Ключом для мониторинга является наблюдение за развитием детей.Первые программы появятся в ноябре-декабре текущего года. На их основе и станут разрабатываться основные авторские программы. Новый станрдарт вступит в силу с 1 января 2014 года, с этого же времени перестают действовать ФГТ. Новый стандарт будет вводиться в течении 3-х лет и для начала апробироваться в 10 регионах РФ. Отдельного стандарта для детей с особенностями развития не будет. Немаловажный момент и в том, что, чтобы дети хотели учиться - должны быть учителя, которые хотят их учить. Изменения надо начинать с воспитателей и учителей. Перегрузка всех участников образовательного процесса и психологов в том числе - глобальная! В помощь им будет создан портал образовательных инициатив, где можно будет обменивaться опытом, делиться друг с другом проблемами, советами и вместе искать ответы на сложные вопросы. Мне очень хочется пожелать, чтобы каждого участника новой образовательной инициативы ждал только успех! Удачи всем и не бойтесь вопросов! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|