Подготовка к школе и задержка речевого развития

Подготовка к школе и задержка речевого развитияСовременный мир развивается настолько быстро, что социальные требования к человеку непрерывно возрастают. Этот процесс касается и детей. К примеру, чтобы поступить в 1 класс, малыш должен уметь читать, писать, считать и решать простые задачки. И такие запросы выдвигаются в самой обычной школе. Чтобы ребенка взяли учиться в более престижное учреждение, ему придется пройти настоящий экзамен. Однако это огромная нагрузка на нервную систему и далеко не все дети могут с ней справиться. Особенно это касается малышей с задержкой речевого развития.

ЗРР ‒ отставание от нормы возрастного развития речи. Статистика утверждает, что с начала XXI века количество детей, имеющих подобное отклонение, выросло в десятки раз.

Это заболевание чаще всего диагностируется у детей возрастом старше 5 лет. В этом возрасте малыш должен начать активно разговаривать. Если ребенок молчит, или его речь непонятна, он сильно выделяется на фоне своих сверстников. Именно тогда большинство родителей начинают бить тревогу.

Следует отметить, что 5 лет ‒ это уже поздний возраст для лечения ЗРР. Чем позже начнется терапия, тем меньше шансов на успех. Так, в возрасте 6 лет вероятность составляет всего 0,2%, после семи – надежды на полное выздоровление уже практически нет. Лучше всего начинать лечение, когда малыш только начинает полноценно разговаривать. Как правило, это 2-3 года.

Задержка речевого развития: основные причины

У большинства детей после двух лет происходит настоящий речевой прорыв. Развитие мозга к тому моменту достигает необходимых для полноценного общения параметров. Если же речь малыша запаздывает, на то может быть ряд причин ‒ внутренних и внешних.

Внутренние факторы исходят из особенностей функционирования организма:

  • тяжелое течение беременности и родов;
  • аномалии развития (патология ротовой полости, глухота);
  • перенесенные инфекции и травмы;
  • различные заболевания (аутизм, синдром Дауна, слабоумие, болезни эндокринной системы, ожирение, гормональные расстройства и т.д.).
  • Задержку речевого развития, возникшую по внешним причинам, значительно легче откорректировать:

  • Стресс. Один из главных психологических факторов. Такая ситуация может возникнуть из-за испуга, начала посещения детского сада, переезда и т.д.
  • Невостребованность речи. Некоторым родителям достаточно того, что дети указывают на предмет, не называя его. Таким образом, ребенок теряет интерес к правильному произношению, ведь его понимают и без слов.
  • Разговор на разных языках. Если члены семьи разговаривают с малышом на нескольких языках, ребенок понимает слова, однако не может сопоставить их и отнести к одной языковой группе.
  • Задержка речевого развития: симптомы

    ЗРР может начать проявлять себя очень рано. Поэтому родителям с самого рождения малыша необходимо внимательно следить за возможными признаками заболевания:

  • Ребенок до 8 месяцев не произносит элементарные звуки («м-м-м», «у-у-у»).
  • В 10-14 месяцев малыш не реагирует на свое имя. Внимание привлекает плачем или различными вербальными способами (толкнуть взрослого, бросить какую-то вещь и т.д.).
  • Не выполняет просьбы взрослого («Принеси игрушку», «Не снимай шапку»).
  • Не узнает предметы и явления на слух (как гремит гром, едет машина).
  • У ребенка старше двух лет задержка речевого развития проявляется более выразительно:

  • Малыш знает меньше 20 слов и не умеет их комбинировать (под словами подразумеваются также звуки «ма» ‒ мама, «хо» ‒ хочу и т.д.).
  • Слова произносятся невнятно.
  • Ребенок не играет с другими детьми.
  • Не отвечает на вопросы, не называет членов семьи и простые предметы.
  • Если родители заметили у малыша хотя бы некоторые из вышеперечисленных признаков, нужно незамедлительно обращаться к логопеду. Самое главное ‒ не слушать советы родственников и знакомых, утверждающих, что нужно подождать до 5 лет. Якобы в таком возрасте само наладится. Это заблуждение! Дело в том, что период чувствительности детского мозга очень ограничен. Вот почему вовремя принятые меры способствуют быстрейшей коррекции речевого дефекта.

    Отставание речи обязательно станет причиной появления трудностей с изучением школьной программы. Если задержку вовремя не откорректировать, ребенку будет сложно читать и писать, а также могут возникнуть проблемы с социальной адаптацией. Поэтому врачи советуют обязательно пройти специальные курсы подготовки к школе, разработанные для малышей с ЗРР.

    Обнаружив симптомы, сразу паниковать не стоит! Диагноз «задержка речевого развития» ставится на основании единого заключения нескольких врачей: невропатолога, логопеда и психолога. Иногда требуются консультации фонолога, оторинолариноголога, психиатра. В большинстве своевременная терапия заканчивается полным излечением.

    Курсы подготовки к школе: особенности обучения

    Ребенку с задержкой речевого развития необходим особый подход и специфическая методика обучения. Своими силами родители не способны с этим справиться. Поэтому необходимо обратиться к помощи специалистов.

    В ходе знакомства с ребенком опытный врач или коррекционный педагог должны вызвать у малыша чувство доверия. Для этого существует несколько способов. Один из самых распространенных ‒ исключить ситуацию «доминирования». Во время общения взрослый не «нависает» над ребенком. Он размещается на его уровне лицом к лицу. Таким образом, дети невольно чувствуют расположение к человеку.

    На курсах подготовки к школе педагоги понимают, что ребенку с ЗРР присуща низкая степень устойчивости внимания. Вот почему необходимо специально организовывать и перенаправлять концентрацию дошкольника. Ему следует предоставить большее количество пробных попыток, чтобы малыш смог войти в ситуацию и освоить новый вид деятельности.

    Часто случается, что задержка речи является основным фактором неадекватной вербализации понимаемого или происходящего вокруг. К примеру, если ребенку показать страшную картинку, он ответит, что боится. Однако объяснить почему, не сможет. Многие простые для других детей вещи малышу с ЗРР непонятны. Поэтому всю информацию необходимо дробить на порции. Короткие отрезки важно преподносить ребенку поэтапно. Все задачи должны быть сформированы четко и конкретно.

    Обычный школьный учитель не всегда сможет понять, что детям с проблемами речи может быть присуща быстрая утомляемость или, наоборот, чрезмерная возбужденность. В таких случаях педагог поступит с малышом также как с другими учениками: накричит или накажет иным способом. Это крайне неверный подход! Такое поведение может привести к усугублению ситуации.

    Курсы подготовки к школе необходимы еще и по той причине, что психологи прекрасно понимают, когда дети с ЗРР манипулируют взрослыми. Они могут избегать ситуаций, которые требуют целесообразности действий и волевых усилий. Поэтому врач должен применить всю свою проницательность, чтобы отличить утомленного малыша от «симулянта».

    Огромную роль играет церемония прощания маленького пациента и психолога. Обычных слов «До свидания!» недостаточно, ‒ у ребенка может остаться негативный осадок после посещения курсов. Как правило, педагог использует следующие фразы: «Мне сегодня было очень интересно общаться с тобой. Ты придешь еще?», «Сегодня ты столько всего рассказал. Смотри: я целую страницу об этом написала!» и т.д.

    Успешность лечения и подготовки к школе напрямую зависят от вовлеченности родителей в процесс. Только в тандеме ребенок-родитель-специалист можно добиться положительных результатов и освоить новые знания, навыки и умения!



    Просмотров: 455
    Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




    Другие новости по теме:

  • Задержка речевого развития. Что делать родителям?
  • Если ребенок с задержкой речевого развития...
  • О чем молчит не говорящий ребенок. Психологические причины задержки речевого развития
  • Комплексный подход к преодолению задержки речевого развития у детей
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Почему ребёнок не говорит? Задержка развития речи. Часть 1
  • Почему ребёнок не говорит? Задержка развития речи. Часть 2
  • Об некоторых особенностях развития детей от 1 года до 3 лет. Или почему дети «жадничают»?
  • Летнее время для развития маленького ребенка (от двух лет).
  • Ребенку поставили диагноз СДВГ, гиперактивность, аутизм,задержка психоречевого развития
  • Особенности развития и воспитания детей на отдельных возрастных этапах до начала обучения в школе
  • Что ребенку необходимо для хорошей адаптации к школе?
  • Врач сказал - у вашего ребенка задержка психического развития.
  • Что делать, если ребенок не хочет учиться или учебная мотивация в начальной школе
  • Кризисы развития от 0 до 3-х лет для детей и родителей
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Особенности развития детей, имеющих задержку развития.
  • Важны ли для развития детей хорошие оценки в школе ?
  • Что мама может сделать для малыша, пока он еще не родился?
  • Задержка психического развития у детей
  • Коуч персонального развития - что это и с чем его едят?
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Ребенок 2,5 лет: агрессия или норма развития?
  • Ребенок с задержкой развития: Кто виноват? и Что делать?
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • Важные этапы развития ребенка от зачатия до 15 лет. Что важно сформировать на каждом из них?
  • Если ребенок стал объектом травли в школе: что нужно и чего нельзя делать взрослым
  • Кризис 2-3 лет и его значение для психологического развития человека



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь