Условия формирования базового социального опыта в дошкольной образовательной организации

Условия формирования базового социального опыта в дошкольной образовательной организации для детей с тяжёлыми нарушениями речи

М. В. Рузанова

г. Кемерово, Кемеровская обл.,

 МБДОУ № 9 «Детский сад компенсирующего вида»

 

Дошкольное детство – период формирования базового социального опыта ребёнка. Успешность социализации в ДОО важна как первичный опыт социальной адаптации и индивидуализации в обществе, на который ребёнок будет опираться в дальнейшей жизни. То, как ребёнок научится включаться в новое общение, новое пространство и новую деятельность, определит отношение ребёнка к освоению окружающего мира.

Социализация как процесс, при котором ребёнок перенимает традиции, ценности, культуру общества, в котором он будет жить и развиваться, определяет качество жизни ребёнка.

Период пребывания ребёнка в ДОО совпадает с несколькими значимыми этапами социального развития.

На первом этапе, когда ребёнку  три года, ребёнок требует общества: он хочет общаться в коллективе сверстников. Ребёнок входит в детскую среду, приспосабливается к ней, принимает её нормы и правила. Родители на этом этапе должны быть активными помощниками. Они подсказывают ребёнку, как нужно поступать в новых для ребёнка ситуациях общения. В детском саду, для формирования позитивного социального опыта детей младшего дошкольного возраста, реализуется программа совместного пребывания детей с мамами в период адаптации, что позволяет создать условия для адекватных возрасту возможностей успешной социализации.

На втором  этапе – от 4х до 5 лет -  дети задают множество вопросов. Общение ребёнка становится эмоционально окрашенным, направленным на познание. Речь становится главным способом общения: используя её, он обменивается информацией и обсуждает с взрослыми явления окружающего мира. В  ДОО для детей с тяжёлыми нарушениями речи созданы условия для комплексного сопровождения детей с тяжёлыми нарушениями речи, что позволяет преодолевать проблемы в речевом общении. Система коррекционно-развивающей работы обеспечивает успешность речевой коммуникации воспитанников, поддержку и развитие их познавательной инициативы.

На третьем этапе - от 5 до 7 лет - коммуникация ребёнка приобретает личностную форму. В этот период дети интересуются вопросами отношений людей, ценными личностными качествами. В старшем дошкольном возрасте формируются основы гражданского воспитания. Дошкольник нуждается в беседах о различных ситуациях общения, решениях конфликтных ситуаций.

Дети становятся внимательными к поведению взрослых, копируют наблюдаемый стиль общения, взаимоотношений с другими людьми, особенности их поведения. Это начало формирования собственной индивидуальности.

Для обеспечения возрастных потребностей дошкольников в этот период в детском саду проводятся социально-коммуникативные тренинги. На тренингах, проводимых специалистом психологом, дети осваивают различные способы общения и решения конфликтных ситуаций, а также научаются осознавать и предъявлять собственные потребности в общении со сверстниками.

Реализуется программа клуба «Вместе откроем мир», где проводится активная работа с родителями по развитию опыта конструктивного общения между детьми и родителями.

Воспитательно-образовательный процесс в ДОО реализуется с учётом следующих факторов, влияющих на формирование социального опыта дошкольников: семья, детский сад, окружение ребёнка, кружки, секции, деятельность ребёнка, литература, музыка, природа.

В дошкольной организации уделяется внимание всем факторам социализации воспитанников. Образовательная программа построена на основе активного участия родителей воспитательно-образовательном процессе. Реализуются различные формы сотрудничества с родителями: мастер-классы, форум. Совместные занятия, консультации, тренинги и др.

В ДОО созданы условия для дополнительного образования дошкольников, где на занятиях дети развиваются физически, формируется художественно-эстетический вкус и опыт творческой деятельности.

Образовательная программа обеспечивает развитие воспитанников в различных видах детской деятельности: предметной, игровой, познавательно-исследовательской, двигательной и др. Что также обеспечивает разнообразие социального опыта в ДОО.

Экологическому воспитанию в ДОО уделяется особое внимание, что позволяет формировать бережное отношение к природе и миру людей.

Социальное воспитание в ДОУ реализуется путём создания педагогических условий для позитивного развития личности дошкольников, его духовно-ценностных ориентаций.

Известный современный педагог-новатор и ученый В.А. Караковский предложил несложную классификацию методов воспитания: 1. Воспитание словом. 2. Воспитание делом. 3. Воспитание ситуацией. 4. Воспитание игрой. 5. Воспитание общением. 6. Воспитание отношениями.

В связи с этим огромное значение в социальном воспитании имеет личность педагога, к которому предъявляются новые требования в период внедрения и реализации новых федеральных стандартов дошкольного образования.

 

Ведущей деятельностью, в процессе которой  происходит развитие дошкольников от 3х до 7 лет, является игра. Сюжетно-ролевая игра является основной формой реализации социального воспитания в ДОУ. В сюжетно-ролевой игре дети проигрывают различные осваиваемые модели поведения, решают сложные ситуации общения, связанные с необходимостью договариваться о содержании и правилах игры со сверстниками.

Для социального развития в детском саду организована предметно-развивающая среда для предметной деятельности и сюжетно-ролевых игр для комфортного развития всех воспитанников. Среда является трансформируемой и полифункциональной.

В ДОО обеспечены условия для трудового и гражданского воспитания как в реализации режимных моментов, образовательном процессе, так и ходе занятий по дополнительному образованию на кружке «Моя малая Родина».

В детском саду ребёнок получает опыт общения как со взрослыми, так и с детьми разного возраста. Сложившийся в период посещения ребёнком детского сада, социальный опыт, становится основой успешной адаптации воспитанников в школе, способствует успешному освоению школьной образовательной программы.

 



Просмотров: 499
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Песочница - как опыт первого социального общения!
  • Детский сад в вопросах и ответах. Общение детей в детском саду со взрослыми и сверстниками.
  • Технологии сенсорного развития ребёнка в детском саду
  • Боязнь социального общения и пути ее преодоления.
  • Психолого-медико-педагогическое сопровождение ребёнка раннего возраста и его семьи в период адаптации к дошкольному образовательному учреждению
  • Особенности общения детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста
  • Воспитание детей. Про критику ребёнка
  • Воспитание детей в постразводный период
  • Стабильность vs Развитие: условия формирования успешной личности.
  • Работа с детьми в период адаптации к детскому саду.
  • Ошибки, допускаемые родителями в процессе общения с детьми подросткового возраста.
  • Психологические туры-условия организации. Из опыта-Кипр, Индия, Россия.
  • Детский сад: за (1) и против: детский сад – это школа общения, необходимый опыт социализации.
  • Условия полноценного развития дошкольников
  • Определить Психологическое Состояние ребёнка в детском саду, школе, дома с помощью рисуночных тестов.
  • 8 причин отказа ребёнка есть в детском саду
  • Как снизить частоту заболеваемости ребёнка в детском саду?
  • «Трудности адаптации детей в детском саду и в школе»
  • Авторитет родителей и современные дети. Из опыта работы с родителями
  • Рекомендации по адаптации ребёнка к саду
  • «Советы родителям: Как поддержать ребёнка в период соревнований?!»
  • Надо заставить ребёнка учиться! Пусть ребёнок лучше умрёт, чем тройки будет в школе получать!
  • Рекомендации родителям по адаптации детей в детском саду
  • Подготовка ребёнка к детскому саду с помощью книг (личный опыт)
  • Про школу | Как родителям поддержать своего ребёнка в “трудный школьный период”
  • Значимость общения между детьми юношеского возраста и их родителями
  • Правильное воспитание ребёнка.
  • 22 архетипических лайфхака для развития социального творчества женщины
  • Создание безопасной среды, как одно из условий успешной адаптации ребенка с РДА в детском саду
  • Образ врага, как ведущий принцип, как индивидуального, так и социального развития.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь