|
Условия формирования базового социального опыта в дошкольной образовательной организацииАвтор статьи: Рузанова Марина Викторовна
Условия формирования базового социального опыта в дошкольной образовательной организации для детей с тяжёлыми нарушениями речи М. В. Рузанова г. Кемерово, Кемеровская обл., МБДОУ № 9 «Детский сад компенсирующего вида»
Дошкольное детство – период формирования базового социального опыта ребёнка. Успешность социализации в ДОО важна как первичный опыт социальной адаптации и индивидуализации в обществе, на который ребёнок будет опираться в дальнейшей жизни. То, как ребёнок научится включаться в новое общение, новое пространство и новую деятельность, определит отношение ребёнка к освоению окружающего мира. Социализация как процесс, при котором ребёнок перенимает традиции, ценности, культуру общества, в котором он будет жить и развиваться, определяет качество жизни ребёнка. Период пребывания ребёнка в ДОО совпадает с несколькими значимыми этапами социального развития. На первом этапе, когда ребёнку три года, ребёнок требует общества: он хочет общаться в коллективе сверстников. Ребёнок входит в детскую среду, приспосабливается к ней, принимает её нормы и правила. Родители на этом этапе должны быть активными помощниками. Они подсказывают ребёнку, как нужно поступать в новых для ребёнка ситуациях общения. В детском саду, для формирования позитивного социального опыта детей младшего дошкольного возраста, реализуется программа совместного пребывания детей с мамами в период адаптации, что позволяет создать условия для адекватных возрасту возможностей успешной социализации. На втором этапе – от 4х до 5 лет - дети задают множество вопросов. Общение ребёнка становится эмоционально окрашенным, направленным на познание. Речь становится главным способом общения: используя её, он обменивается информацией и обсуждает с взрослыми явления окружающего мира. В ДОО для детей с тяжёлыми нарушениями речи созданы условия для комплексного сопровождения детей с тяжёлыми нарушениями речи, что позволяет преодолевать проблемы в речевом общении. Система коррекционно-развивающей работы обеспечивает успешность речевой коммуникации воспитанников, поддержку и развитие их познавательной инициативы. На третьем этапе - от 5 до 7 лет - коммуникация ребёнка приобретает личностную форму. В этот период дети интересуются вопросами отношений людей, ценными личностными качествами. В старшем дошкольном возрасте формируются основы гражданского воспитания. Дошкольник нуждается в беседах о различных ситуациях общения, решениях конфликтных ситуаций. Дети становятся внимательными к поведению взрослых, копируют наблюдаемый стиль общения, взаимоотношений с другими людьми, особенности их поведения. Это начало формирования собственной индивидуальности. Для обеспечения возрастных потребностей дошкольников в этот период в детском саду проводятся социально-коммуникативные тренинги. На тренингах, проводимых специалистом психологом, дети осваивают различные способы общения и решения конфликтных ситуаций, а также научаются осознавать и предъявлять собственные потребности в общении со сверстниками. Реализуется программа клуба «Вместе откроем мир», где проводится активная работа с родителями по развитию опыта конструктивного общения между детьми и родителями. Воспитательно-образовательный процесс в ДОО реализуется с учётом следующих факторов, влияющих на формирование социального опыта дошкольников: семья, детский сад, окружение ребёнка, кружки, секции, деятельность ребёнка, литература, музыка, природа. В дошкольной организации уделяется внимание всем факторам социализации воспитанников. Образовательная программа построена на основе активного участия родителей воспитательно-образовательном процессе. Реализуются различные формы сотрудничества с родителями: мастер-классы, форум. Совместные занятия, консультации, тренинги и др. В ДОО созданы условия для дополнительного образования дошкольников, где на занятиях дети развиваются физически, формируется художественно-эстетический вкус и опыт творческой деятельности. Образовательная программа обеспечивает развитие воспитанников в различных видах детской деятельности: предметной, игровой, познавательно-исследовательской, двигательной и др. Что также обеспечивает разнообразие социального опыта в ДОО. Экологическому воспитанию в ДОО уделяется особое внимание, что позволяет формировать бережное отношение к природе и миру людей. Социальное воспитание в ДОУ реализуется путём создания педагогических условий для позитивного развития личности дошкольников, его духовно-ценностных ориентаций. Известный современный педагог-новатор и ученый В.А. Караковский предложил несложную классификацию методов воспитания: 1. Воспитание словом. 2. Воспитание делом. 3. Воспитание ситуацией. 4. Воспитание игрой. 5. Воспитание общением. 6. Воспитание отношениями. В связи с этим огромное значение в социальном воспитании имеет личность педагога, к которому предъявляются новые требования в период внедрения и реализации новых федеральных стандартов дошкольного образования.
Ведущей деятельностью, в процессе которой происходит развитие дошкольников от 3х до 7 лет, является игра. Сюжетно-ролевая игра является основной формой реализации социального воспитания в ДОУ. В сюжетно-ролевой игре дети проигрывают различные осваиваемые модели поведения, решают сложные ситуации общения, связанные с необходимостью договариваться о содержании и правилах игры со сверстниками. Для социального развития в детском саду организована предметно-развивающая среда для предметной деятельности и сюжетно-ролевых игр для комфортного развития всех воспитанников. Среда является трансформируемой и полифункциональной. В ДОО обеспечены условия для трудового и гражданского воспитания как в реализации режимных моментов, образовательном процессе, так и ходе занятий по дополнительному образованию на кружке «Моя малая Родина». В детском саду ребёнок получает опыт общения как со взрослыми, так и с детьми разного возраста. Сложившийся в период посещения ребёнком детского сада, социальный опыт, становится основой успешной адаптации воспитанников в школе, способствует успешному освоению школьной образовательной программы.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|