|
Условия полноценного развития дошкольниковАвтор статьи: Попов Юрий Алексеевич
Условия полноценного развития дошкольников Ю.А. Попов, к.психол.н. Вряд ли найдется хоть один родитель, который не испытывал бы никаких проблем в воспитании своего ребенка и во взаимодействии с ним. Воспитание - это деятельность, требующая и времени, и напряжения, и творчества, и личностных качеств воспитателя, и знаний, и многое др. Неизбежные трудности данного процесса могут усиливаться и нравственной атмосферой общества, окружающей социальной ситуацией и т.п. Немудрено, что в полной мере необходимый объем внимания не достается каждому ребенку. Тем более что дети уже при рождении не являются одинаковыми в своих реакциях, задатках, здоровье и т.д. Соответственно, ко всем перечисленным требованиям необходимо добавить еще и понимание индивидуальных особенностей ребенка, а также умение нейтрализовать их негативное влияние на процесс развития. Всевозможные проблемы поведения детей, как уже многократно показано в авторитетной психологической литературе [3, 6 и др.], - это, прежде всего, личностная слабость, слабое развитие саморегуляции и отсутствие поведенческих навыков. Личность же - психическое образование или психическая структура, строящаяся от начала и до конца прижизненно, в обществе, на основе социального влияния. Поэтому и причины её слабости имеют социальные корни – невнимание родителей, их психолого-педагогическая неграмотность. При этом необходимо заметить, что количество детей с признаками наличия трудностей в поведении много шире, чем то, что очень заметно бросается в глаза. Многие дети, не принося заметного беспокойства родителям и педагогам в силу своей робости, рано или поздно приобретают всевозможные виды невротических реакций, сниженное настроение, страх перед интеллектуальными занятиями и т.д. Таким образом, любая форма трудностей в поведении имеет общее основание – низкий уровень развития личности. Соответственно, преодоление этих трудностей связано в первую очередь с личностным ростом, повешением уровня личностного развития. Что касается специфики возникающих трудностей в поведении, степени их отрицательных последствий, то здесь, конечно, необходимо подключение соответствующих психологов. Это необходимо для того, чтобы уделить больше внимания той форме нарушения поведения, которая захватила ребенка на данный момент. Однако нейтрализация конкретной формы нарушения поведения без развития личности ребенка, может имеет лишь временный успех. Единственным же настоящим способом преодоления возникающих поведенческих трудностей является повышение уровня личностного развития. В силу отсутствия педагогически-грамотной работы с детьми, наложенной на их индивидуально-типологические особенности, некоторые трудности в поведении ребенка приобретают особую трудность педагогического взаимодействия в силу их повышенной конфликтности и агрессивности [1, 2, 4, 5]. В данном случае педагогам и другим специалистам необходимо знать логику и источник этой конфликтности и быть психологически готовым к неизбежности более высокого внутреннего напряжения, или внутренней собранности при общении с данными детьми. Однако принципы работы с ними и общая направленность этой работы остается ориентированной на повышение уровня их личностного развития. В основе этого развития мы видим четыре фактора, или четыре кита, полноценное выполнение которых гарантирует положительный результат. Остановимся кратко на каждом из этих факторов. Барьеры. Система правил, договоренностей, поощрений, наказаний, препятствий и т.д. Основой барьерного фактора может стать продуманная система накопления и потери индивидуальных баллов, совмещенная с адекватным отношением педагога на положительные и отрицательные действия воспитанников. Рост внутренних ресурсов ребенка. Стержнем данной подсистемы является поиск и развитие его способностей на фоне его разностороннего развития. Реализация этого фактора осуществляется через общешкольное и дополнительное образование. Настраивание. Суть данного фактора заключается в создании благоприятного внутреннего эмоционального фона воспитанника. Этому способствует педагогический такт, психологическая поддержка, дружественный доброжелательный тон, доверительный стиль общения, индивидуальный подход, стремление вникнуть и понять внутренние проблемы ребенка, почувствовать его, принять и т.п. Узнавание. Обучение воспитанников эмоциональной саморегуляции, спокойному реагированию на возникающие трудности. Привитие положительного отношения к спокойным уравновешенным состояниям и отрицательного отношения к возбужденности, капризности, крикливому стилю взаимодействии и общения и т.п. Каждый из этих факторов необходимо превратить в развитую подсистему единой четырехкомпонентной системы воспитания в детском образовательном учреждении. В настоящее время только один из четырех факторов может претендовать на роль подсистемы и то с определенными оговорками. Речь идет о росте внутренних ресурсов ребенка – знаний, умений, навыков и т.п. В отношении других факторов ситуация менее оптимистичная. Если говорить о барьерах как факторе, стимулирующем развитие, то здесь можно найти учреждения, где предпринимаются попытки превратить данный фактор в системный вид, в том числе с использованием балльной системы. Хотя в большинстве учреждений он присутствует в стихийном виде. Настраивающая часть, несмотря на профессиональную подготовку педагогов, имеет массу нареканий и не может претендовать на роль организованной подсистемы. Большинству педагогов не хватает психологических знаний и навыков доверительного общения. Наименее развит фактор «узнавание». Его практически нет в современных детских образовательных учреждениях. В тоже время по значимости он вполне сопоставим с фактором увеличения ресурса личности ребенка. Кроме того, его присутствие значительно усиливает положительное влияние и всех других факторов. Осуществление фактора «узнавание» требует от педагога определенных психологических знаний. Возможно, также необходима разработка некоторого количества занятий для детей дошкольного возраста, в которых прививался бы интерес и мотивация к умеренному эмоциональному реагированию на происходящие события. Литература Леонгард К, Акцентированные личности. Киев, 1989. 375 С. Личко А.Е. Подростковая психиатрия. Л., 1985. 416 С. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. СПб., 1999. 478 С. Попов Ю.А. Психологическое исследование учащихся специальной общеобразовательной школы № 5 «Доверие» ЮОУО г. Москвы // Подросток с девиантным поведением: поиск модели обучения, воспитания и развития. М., 2006. Попов Ю.А. Социально-педагогические особенности детей с девиантным поведением // Подросток с девиантным поведением: педагогическое проектирование компонентов образовательной системы (из опыта работы городской экспериментальной площадки на базе специальной школы № 5 «Доверие»): Сборник 6. М., 2011. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека / Пер. с англ.; Общ. ред. и предисл. Е.И. Исениной. М., 2001. 480 с. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|