О сущности и значении некоторых психологических ресурсов в детском периоде развития личности


Прочитал заметку Ани Забелоцкой вот тут: https://web.facebook.com/rusjena/posts/2436143483109388
и обнаружил, что у меня есть что сказать по этому поводу. 

Прежде всего необходимо уточнить часто используемое психологами понятие "ресурс". Он может пониматься, с одной стороны, как источник чего--либо в процессе жизни (например энергии, знания или понимания, как отчетливой ассоциации воспринимаемого из вне с фрагментами собственного чувственного опыта). С другой стороны в качестве ресурса может пониматься наличие безусловного аутентичного состояния, используемого личностью в качестве аксиоматической точки опоры в толковании и последующем позиционировании себя в происходящем. С этой точки зрения в феноменологии развития личности отчетливо просматриваются следующие ресурсы, формирование которых происходит в среднем и старшем детстве.

а) Материнская забота, принятие, участие, внимание формируют состояния нужности (мой слэнг - "кчемности"), ценности для кого-то другого и как следствие - способность к открытости для другого (других).

б) Отцовская поддержка, позитивная оценка, защита и покровительство формируют состояния безусловной базовой уверенности (мой слэнг - "да-это-так-тчк") и как следствие - способность к открытости самому себе.

И а) и б) в своем сочетании являются крепким фундаментом для последующего начала формирования в младшем подростковом возрасте основ таких сложных переживаний, как самоценность и достоинство. И именно эти переживания являются основными "поставщиками энергии" для саморазвития и самосовершенствования и на них опирается такой феномен, как воля.
И а) и б) также являются основой для формирования такого чувственного феномена, как доверие. Это связано с тем обстоятельством, что только открытость к самому себе открывает саму возможность в качестве изначальной точки любого движения выбирать позицию "быть как есть" (а не, например, широко распространенную "быть как надо") и уже из этой точки начинать "выстраивать маршрут" и намечать для себя все, что необходимо и предстоит сделать для достижения любого желаемого. Эта позиция вне всякого сомнения более тверда и надежна и она же показывает весь без исключений объем предстоящей работы, что, в свою очередь позволяет более точно рассчитывать свои силы в достижениях.
С другой стороны предоставление себе права "быть как есть" открывает возможность предоставить такое же право и другому при входе в отношения с ним. А это существенно снижает риск фатальных разочарований и острых форм тупикового переживания, например, предательства.


(с) Сергей Чернышев, 2019



Просмотров: 359
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как мне перестать быть "хорошей" и "удобной" для других?
  • "Бабочка на плече" или что такое "счастье" с точки зрения различных психологов.
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • Как мать привязывает к себе сына на примере фильма "Мой сын для меня"
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • Как сдвинуться с "мертвой точки"? Упражнение "Параллельный план".
  • "За что?" или "Для чего?" - психология греха
  • "Работа с МАК". Расклад "Что лучше для меня".
  • Где у человека находится "батарейка" энергии жизни и как она "заряжается"
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • Конфликт "хочу" и "надо" в человеке: причины формирования и как помочь
  • Когда вы перестанете быть "удобной" для многих вы сразу станете "стервой"
  • Главный вопрос у "худеющих" клиентов - это как "любить себя?"
  • Акция "Подарки для детей из детского дома" - насколько это "добро" - доброе?
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • "Скажите, где "Я"?" или "Как опираться на себя".
  • Магия присутствия: как и для чего быть "здесь и сейчас" гештальт-терапевту
  • "Я для себя" - что это?
  • "Как мой сын мог жениться на "этом"? Она еще и эксплуатирует моего мальчика!"
  • Эпидемия "славных" людей или как опасно быть хорошим для всех.
  • Что означает для меня "быть самой собой"?
  • о фильме "Стыд" ("Shame") с точки зрения психодинамической теории
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • Грудное молоко для взрослого мужчины или о том, как быть, если вы "мама-жена"
  • Тест "Что мне необходимо для успеха"
  • Быть не "как все". Притча " Иной ход"
  • Как понять, что вы просто "временная женщина" для своего мужчины: 2 основных критерия
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • "Информационный мусор" что это и как он влияет на мой мозг?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь