О сущности и значении некоторых психологических ресурсов в детском периоде развития личности


Прочитал заметку Ани Забелоцкой вот тут: https://web.facebook.com/rusjena/posts/2436143483109388
и обнаружил, что у меня есть что сказать по этому поводу. 

Прежде всего необходимо уточнить часто используемое психологами понятие "ресурс". Он может пониматься, с одной стороны, как источник чего--либо в процессе жизни (например энергии, знания или понимания, как отчетливой ассоциации воспринимаемого из вне с фрагментами собственного чувственного опыта). С другой стороны в качестве ресурса может пониматься наличие безусловного аутентичного состояния, используемого личностью в качестве аксиоматической точки опоры в толковании и последующем позиционировании себя в происходящем. С этой точки зрения в феноменологии развития личности отчетливо просматриваются следующие ресурсы, формирование которых происходит в среднем и старшем детстве.

а) Материнская забота, принятие, участие, внимание формируют состояния нужности (мой слэнг - "кчемности"), ценности для кого-то другого и как следствие - способность к открытости для другого (других).

б) Отцовская поддержка, позитивная оценка, защита и покровительство формируют состояния безусловной базовой уверенности (мой слэнг - "да-это-так-тчк") и как следствие - способность к открытости самому себе.

И а) и б) в своем сочетании являются крепким фундаментом для последующего начала формирования в младшем подростковом возрасте основ таких сложных переживаний, как самоценность и достоинство. И именно эти переживания являются основными "поставщиками энергии" для саморазвития и самосовершенствования и на них опирается такой феномен, как воля.
И а) и б) также являются основой для формирования такого чувственного феномена, как доверие. Это связано с тем обстоятельством, что только открытость к самому себе открывает саму возможность в качестве изначальной точки любого движения выбирать позицию "быть как есть" (а не, например, широко распространенную "быть как надо") и уже из этой точки начинать "выстраивать маршрут" и намечать для себя все, что необходимо и предстоит сделать для достижения любого желаемого. Эта позиция вне всякого сомнения более тверда и надежна и она же показывает весь без исключений объем предстоящей работы, что, в свою очередь позволяет более точно рассчитывать свои силы в достижениях.
С другой стороны предоставление себе права "быть как есть" открывает возможность предоставить такое же право и другому при входе в отношения с ним. А это существенно снижает риск фатальных разочарований и острых форм тупикового переживания, например, предательства.


(с) Сергей Чернышев, 2019



Просмотров: 401
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Бабочка на плече" или что такое "счастье" с точки зрения различных психологов.
  • о фильме "Стыд" ("Shame") с точки зрения психодинамической теории
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Фантазии обо исцелении: пути из точки "А" в точку "Б" не существует
  • Как сдвинуться с "мертвой точки"? Упражнение "Параллельный план".
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • Конфликт "хочу" и "надо" в человеке: причины формирования и как помочь
  • Может ли страдание быть "нормальным" и "патологическим"?
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • "Хочу быть счастливым человеком" или "я по другому не умею"
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Где у человека находится "батарейка" энергии жизни и как она "заряжается"
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Как мне перестать быть "хорошей" и "удобной" для других?
  • "Неудобная" профессия: может ли психолог помочь своим близким и… самому себе?
  • "Я тебя люблю..." Что люди "прячут" за этой фразой!?
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • Принимай то, что можешь (про идею "принятия" и "непринятия" себя и других)
  • "Мужские" и "женские" энергии, и почему эти представления вредят отношениям
  • "Я ошибка!", или "Меня не должно было быть!"
  • "Есть такая "помощь", которая вовсе не помогает..."
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Сайт Серьезных Знакомств: "плюсы" и "минусы" о которых обязательно надо знать
  • Быть мальчиком "хорошо" или "плохо"? Первая возможная травма маленького мальчика.
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • Когда вы перестанете быть "удобной" для многих вы сразу станете "стервой"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь