Некоторые рассуждения на тему факторов развития ОСР и ПТСР

На основании собственного опыта общения и психотерапевтической работы с лицами, участвовавшими в боевых действиях, был составлен список факторов, которые, по-моему мнению, являются провокаторами острой стрессовой реакции и могут стать предпосылками для развития посттравматического стрессового расстройства. Их перечень не структурирован ни по логическим блокам, ни по значимости. Возможно, этому будет посвящена следующая статья. Я думаю, что их набор и степень проявления у каждого конкретного комбатанта будет составлять свою индивидуальную комбинацию. 

По-моему мнению, стоит обратить внимание на степень влияния на человека такого аспекта войны как её естественности. Да, в настоящем гуманистическом обществе война – это язва, болезнь и патология развития. Однако люди жили в состоянии опасности для жизни, в том числе в состоянии войны, веками. Если рассматривать человеческий вид в филогенезе, то жить в мире, где есть война для человека привычнее, чем жить в гуманистическом обществе, с его ценностью жизни и изолированном существованием в отдельных квартирах. 

С другой стороны, такие новые идеалы современного общества создают новые причины для стрессов и крушения личностных гуманистических ценностей. Только этих двух противоположно направленных векторов достаточно отдельному человеку для ощущения себя «не окей». То есть, одна часть личности легко входит в режим боевого процесса, потому что предки веками воевали и убивали, а другая её часть – находится в состоянии шока и не может уложить в память картины убийств, страданий и страха.

Второй момент, который я считаю одним из самых важных в процессе формирования ПТСР – это возникновение симбиотической связи между бойцами подразделения, рождение боевого братства, близость и контакт, которые при переходе в мирную жизнь сменяются одиночеством и невозможностью разделить свои нужды и переживания с близкими. 

Во-первых, близкие – становятся (или осознаются) не такими уж и близкими. Во-вторых, комбатант получил опыт настоящего человеческого контакта, то, к чему он всегда стремился бессознательно, но не осознавал и не мог назвать. В мирной жизни человек может хотеть таких контактов, но из-за специфики развития и проявления защитных реакций не иметь возможности получить желаемое. На войне защиты «падают» у многих, опасность сближает, изменяет фокус восприятия, и, как результат, есть возможность для душевного соприкосновения. Этого опыта в мирной жизни комбатанта может не быть как до участия в боевых действиях, так и после. Психотерапия как способ обретения себя и других, большинству людей не знакома.

Таким образом, не смотря на ужас пережитого, комбатант с течением времени может вспоминать военное время как лучший период своей жизни. А через некоторое время после перехода в режим мирной жизни испытывать страдание, чувства одиночества и бессмысленности жизни. Ситуация может усугубиться еще больше, если зависимость бойцов друг от друга в подразделении была высока и сформировались конфлюэнтные отношения.


Итак, факторы, которые по моему мнению значительно влияют на развитие ОСР и ПТСР:

1. Возвращение к аутентичности, к древней жизни человека-мужчины – воевать, защищать, нападать, бороться, охотиться, проявлять героизм в битвах. Это более природно для человека, чем сидеть в офисе и работать почасовку. 

2. Отсутствие возможности показать свою мужскую силу, ловкость, сообразительность, реакцию. В обычной мирной жизни обычного человека эти навыки практически не нужны.

3. Кастрация – комбатант при переходе в мирную жизнь сдает оружие. А оружие для мужчины – его часть, психологическая составляющая силы, значимости.

4. Потеря значимости. На войне значимость каждого бойца в подразделении довольно высока. При возврате в мирную жизнь, комбатант может не найти себя, например, на месте младшего клерка какой-нибудь маленькой фирмы.

5. Потеря, отсутствие близости и контакта в его гештальт-смысле, которые часто возникают на войне между боевыми товарищами. Война – один из способов по-настоящему видеть души друг друга. Думаю, еще и поэтому так тяжело переживаются потери военных друзей.

6. Потеря власти – при других равных условиях, человек с оружием всегда значимей человека без оружия.

7. Изменение жизненных ценностей комбатанта и их несоответствие ценностям потребительского общества. Видевший смерть с трудом будет общаться с окружением, которое ценит материальные вещи превыше всего.

8. Потеря настоящих честных отношений, ощущения братства, плеча товарища и возврат в общество, где ценятся умения красиво и эффективно манипулировать людьми, где много формальных отношений, контакт как близость и человечность – часто отсутствуют.

9. Давление социального стандарта (много зарабатывать, делать карьеру) в условиях, когда комбатант живет прошлыми событиями и его ценности изменились.

10. Одиночество, которое резко сменяет постоянное пребывание «на людях», вместе и днем и ночью. 

11. Не возможность больше быть героем. Герой в мирной жизни – человек, который не попадает в психиатрическую клинику после повторяющихся годами идентичных друг другу ежедневных событий (будильник-работа-диван-телевизор-сон).

12. Переживание горя, потери боевых товарищей, особенно если это произошло на глазах комбатанта. А так же отсутствие навыка переживания горя, печали, безысходности и других чувств.

13. Лицезрение смертей, боли и страданий других людей, своих боевых товарищей, мирного населения. Неумение экологично обходится с чувствами жалости, сопереживания, с ощущением боли. В связи с этим появляется необходимость в «замораживании» чувств, как способе сохранить психическое здоровье.

14. Непонимание своего места в целом на войне, в своем подразделении, неумение быть или стать сильным и мужественным. 

15. Переживание чувства вины, за неверное, по мнению комбатанта, личное участие в боевых действиях. (Скорее всего переживание «вины выжившего» так же связано с оценкой и своих действий во время боевого инцидента).

16. Возникновение адреналиновой зависимости от получаемых эмоций, даже негативных. Особенно, если опасные ситуации были пройдены успешно.

17. Потеря чувства свободы. Как не сильна военная структура, но у участников военных действий намного больше свободы в рамках структуры, чем у стандартного офисного работника. Отсутствие графика, нестандартные ситуации, даже при наличии риска для жизни, намного интереснее, чем ежедневное заполнение одинаковых документов.

18. Необходимость убивать, отнимать жизнь. И необходимость подавления появляющихся вслед за этими действиями чувств ужаса, отвращения, слабости, страха. 

19. Сложные выборы, которые необходимо было делать во время боевых действий. Особенно это касается офицерского состава, где присутствует повышенная ответственность, а так же ситуаций выбора между спасением одной жизни или нескольких.

20. Тяжелые климатические и физические условия, после преодоления которых наступает естественный физиологический спад энергии и активности организма.

21. Резкий переход от одного ритма жизни к другому, что само по себе является стрессообразующим фактором.

22. Осознавание своей личностной слабости характера и неумение справляться со сложными эмоциями – страхом, бессилием, пр. 

23. Инфантилизм и неумение брать ответственность на себя, надежда на кого-нибудь кто спасет, поможет, выручит, объяснит, пр.

24. Романтизация войны и как следствие, неготовность к принятию реальности и реалий боевых событий.

25. Лень и наличие жизненной позиции «авось сойдет» и как следствие – неподготовленность физиологическая и моральная к условиям войны.

26. Глубокие переживания страха и ужаса, отсутствие личностных механизмов саморегуляции.

27. Непризнание собственного бессилия, невозможности повлиять и контролировать многие факторы, которые «делают» войну. Неумение выделять продуктивное из полученного во время боевых действий личностного опыта, который может дополнить структуру личности новыми гранями, навыками и умениями.  

28. Отсутствие навыка анализа собственного участия в событиях и преобразования этого в значимый и фундаментальный жизненный опыт.

29. Переживание экзистенциальной сути смерти: человек вроде бы понимает, что смертен, но глубокого признания факта конечности жизни нет. Отсюда возникает шоковое состояние от принятия жестокой реальности, в которой смерть все-таки материальна, а жизнь конечна.

30. Осознание индивидуальных жизненных проблем, «убогости» жизни, отсутствия целей и перспектив, которые актуализируются после перехода из военной жизни в мирную.

31. Отсутствие личного опыта и навыков преодоления сложных жизненных ситуаций.

32. Наличие в жизненной истории не экологично пережитых травм, которые усиливают степень проявления следующей травмы.

 



Просмотров: 572
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Возвращение к своей жизни (или Чему человека может научить кот)
  • ОБМАНЫ ПРИ УСТРОЙСТВЕ НА РАБОТУ (которые были в моей жизни, и в жизни знакомых)
  • В какие моменты жизни человек задумывается о своем предназначении? (Даже если не собирался этого делать…)
  • Смерть – это не отсутствие жизни, скорее иное качество бытия.
  • 5 сложных вещей, которые стоит сделать в своей жизни
  • Страхи, потеря себя, равнодушие к жизни на основе потерь и боли утрат.
  • Быть родителем — одна из радостей жизни. Но это может стать и тяжелым испытанием.
  • Время жизни человека
  • Психологическая помощь участникам боевых действий
  • Время- главный ресурс жизни человека
  • Неустроенность личной жизни женщины, и с чем это может быть связано.
  • Небольшая метафора о смысле жизни, его потере и обретении, творчестве, боли бытия и страхе жизни/смерти.
  • Ангедония - отсутствие радости жизни
  • Отсутствие интереса в жизни (мои размышления, а как видите вы?)
  • ПТСР после жизни с психопатом
  • Как перемены, которые происходят в жизни, превратить в возможности
  • Сценарий и судьба жизни. Механизмы развития и реализации сценария жизни.
  • Семимильными шагами по жизни, или про семилетние циклы развития человека.
  • Отсутствие смысла в жизни: 5 ключей по работе с экзистенциальным кризисом
  • Что делать, если время уходит, а вкус жизни еще не распробован?
  • Утрата. Горе может разрушить, а может помочь обрести смысл жизни.
  • Если в вашей жизни пошел дождь, сосредоточьтесь на цветах, которые зацветут благодаря нему
  • Методические рекомендации по оказанию психологической помощи беженцам из мест боевых действий
  • Особенности психопатологической симптоматики ветеранов боевых действий с различными типами ремиссии
  • Ценностно-смысловая сфера военнослужащих, проходивших службу в зоне боевых действий
  • Жизнь после жизни
  • Жизнь после... жизни
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Виды тревожных расстройств, которые могут приводить к депрессии и значительно снизить качество жизни
  • Причины, из-за которых человек не может выйти из страданий после расставания



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь