|
Правильное воспитание ребёнка.Автор статьи: Рассохин Дмитрий Александрович
Содержание.
В современном мире, с его стремительными темпами развития и изменения, изменения, как в материальном мире: застраиваются огромные территории, появляются новые технологии, новые способы передачи информации, появляются новые возможности и отпадает необходимость в старых, так и изменения в социальных и культурных областях, традициях и устоях, но при этом что-то хочется оставить неизменным. И не всегда наше осознание, и восприятие успевает адаптироваться к новым условиям. Не всегда есть время остановиться, разобраться, принять взвешенное решение, проанализировать и понять: а правильно ли я живу? И в этих условиях растут, и наши дети… и рано или поздно у каждого родителя возникают сомнения в том, на сколько правильно он воспитывает своего ребенка. Да и что же такое - правильное воспитание? Главной задачей этой статьи ставиться выведение единого понятия воспитания, освещение основных потребностей ребёнка, а также помощи родителям в понимании основной сути родительства, в нахождении ресурсов, которые помогут сделать родительское поведение адекватным, относительно их ребёнка, учитывая то, что к каждому ребенку в семье требуется разный подход. Актуальность. Чтобы получить права на вождение автомобиля необходимо учиться 6 месяцев и сдать теоретический и практический экзамен. И после того как сроки обучения выросли в три раза - аварийность сократилась на 16, 2 % [1]. А чтобы заниматься воспитанием собственного ребёнка - нужно просто его родить и воспитывать. Но все ли знают, что такое воспитание? Давайте рассмотрим этиология слова воспитание - «вос» - новое, «питание» - кормление. Как же правильно кормить ребёнка по-новому, да и только ли ребёнка? Ведь, возможно, если родители уделят этому вопросу достаточное время, то снизиться и «аварийность на жизненных дорогах». Да и так ли просто разобраться, как правильно воспитывать, ведь в современном обществе существует несколько взглядов на то, что такое воспитание. Определение понятия воспитание.1) Воспитание - это процесс перехода внешней культуры, окружающей человека во внутреннюю, когда объективное (внешнее) становится субъективным (внутренним), то есть осознанным. 2) Воспитание - передача, усвоение и приобретение мыслительных и поведенческих паттернов (жизненного опыта), в конкретной культуре и социуме. Воспитывать – это как учить пользоваться библиотекой и находить книги для решения задач. 3) Воспитание - интеллектуальное, духовное и физическое личностное развитие. 4) Воспитание - самовоспитание как саморазвитие, при создании соответствующих условий для выработки внутренней мотивации. 5) Воспитание - воздействие на незрелого человека, у которого есть способность и потребность к дополнению внутреннего мира. [2] Подведём итог: Воспитание - это систематическое влияние внешних и внутренних факторов, на формирование или трансформацию личности и поведенческих шаблонов не зрелого индивида, в определённой социальной и культурной среде. Воспитанный человек тот у которого субъективное отношение к объекту совпадает с культурными и социальными представлениями и проявляется соответствующим, этой среде, поведением. Правильное воспитание.Давайте снова обратимся к словарю. Слово правило – отправное положение, установка, закон, руководство, норма. [3] Тогда правильное воспитание следует рассматривать, как руководство, включающее норму воспитания. К норме следует отнести знание кризисов развития: - кризис новорожденности; - младенчество (2мес - 1год); - кризис 1 года; - раннее детство (1-3 года); - кризис 3 лет; - дошкольный возраст (3-7 лет); - кризис 7 лет; - школьный возраст (8-12лет); - кризис 13 лет; - пубертатный возраст (14-17лет); - кризис 17 лет. А.Н. Леонтьев писал о кризисах: «В действительности кризисы отнюдь не являются неизбежными спутниками психического развития ребенка. Неизбежны не кризисы, а переломы, качественные сдвиги в развитии. Наоборот, кризис — это свидетельство не совершившегося своевременно и в нужном направлении перелома, сдвига. Кризиса вовсе может не быть, потому что психическое развитие ребенка является не стихийным, а является разумно управляемым процессом — управляемым воспитанием» [4] Так же удовлетворение основных потребностей ребёнка: 1. Физиологические: - Еда. - Вода. - Тепло. - Тактильный контакт. - Физиологическая безопасность. - Контроль за здоровьем. 2. Психологические: - Потребность в надежности (безопасность). - Потребность в любви (близость, принятие). - Потребность во внимании (значимость). - Потребность в доверии (открытость). - Потребность в признании (уважение). - Потребность в похвале (признание). - Потребность в эмоциях (отреагирование). - Потребность в игре (интерес). - Потребность в отдыхе (расслабление). - Потребность в ограничении (границы). - Потребность в развитии (обучение). - Потребность в образце (пример) - Потребность в опыте (эксперимент). 3. Так же, создавать экологичную среду воспитания: - Ребёнок, окружённый критикой — учится обвинять; - Ребёнок, окружённый насмешками — учится быть недоверчивым; - Ребёнок, окружённый враждебностью — учится бороться; - Ребёнок, окружённый злостью – учится причинять боль; - Ребёнок, окружённый непониманием – учится не слышать других; - Ребёнок, окружённый обманом – учится врать; - Ребёнок, окружённый позором — учится чувствовать вину; - Ребёнок, окружённый поддержкой – учится защищать; - Ребёнок, окружённый ожиданием — учится быть терпеливым; - Ребёнок, окружённый похвалами — учится быть уверенным; - Ребёнок, окружённый честностью — учится быть справедливым; - Ребёнок, окружённый безопасностью — учится доверию; - Ребёнок, окружённый одобрением — учится уважать себя; - Ребёнок, окружённый любовью — учится любить и дарить любовь; - Ребёнок, окружённый свободой выбора – учится быть ответственным за свои решения. [5] 4. Избегать поведения: - Отстранённых родителей. - Деспотичных родителей. - Сверх опекающих родителей. - Критикующих родителей. - Требовательно – контролирующих родителей. Заключение.Простого знания основных физиологических и психологических потребностях ребёнка недостаточн0о для правильного воспитания. Правильное воспитание ребёнка складывается из адекватного родительского поведения. Современные исследования свидетельствуют, что адекватное родительское поведение помогает детям хорошо развиваться и расти здоровым. Понимая это, каждый родитель может задуматься о том, что у него есть ответственность за то какой он родитель и как выполняет свою родительскую роль. Насколько его поведение адекватно, относительно особенностей его ребенка. Насколько он принимает своего ребенка, с учетом его психических, физиологических и возрастных особенностей. Сделать свое родительство счастливым и гармоничным этапом своей жизни – это важная задача. Быть счастливым родителем, оставаясь на стороне ребенка – это великий и благородный труд. PhD, к.пс.н. Рассохин Дмитрий Александрович клинический психолог 2015г. Список литературы.1. URL: http://www.kolesa.ru/news/avarijnost-v-rossii-v-i-kvartale-2015-goda-snizilas-pochti-na-5-2015-04-17 2. URL: http://www.onlinedics.ru/slovar/fil/i/vospitanie.html 3. URL: http://enc-dic.com/search/?searchid=1913655&text=%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D0%BE 4. «Избранные психологические произведения». Том 2 1983, с 288 Возрастные кризисы детей. 5. URL: http://revol.getdt.ru/docs/112/index-4869.html
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|