Сын, 6,5 лет. Сидит за столом и выполняет домашнее задание в прописях для курсов по подготовке к школе.
- Не хочу писать эти закорючки! - Можешь не писать сейчас, а сделать это позже, когда отдохнешь. Или по частям. Но задание выполнить нужно. Чем чаще тренируешься, тем быстрее станет легче писать. Никто не рождается с умением писать, все тренировались. - [злится] Я разорву эту тетрадку! - Значит тебе придется переписать задание в новой тетради. Потому что рваную тетрадь показывать учителю неприлично.
Спрашиваю, чем помочь, что не получается. Отказывается принять помощь. Еще больше злится. Мнет тетрадь, не поверив моим словам, и с победным видом показывает мне.
- Я вижу, что ты злишься, и тебе трудно писать. Но без тренировки легче не станет. С такой тетрадью нельзя ходить на занятия. Возьми новую и перепиши задание. [Выдала запасную чистую тетрадь]. Можешь сделать это сейчас или в другой день - у тебя есть целая неделя.
Сын упертый, не любит откладывать дела в долгий ящик. Через 10 минут принес мне новую тетрадь с аккуратными прописями.
Ситуация 2.
Весна. Гуляем с дочкой (3,5 года) после садика. Она - в красивой желтой курточке, радуется лужам и голым поребрикам без снега. Не замечая того, подходит вплотную к грязному пыльному забору и трется об него курточкой.
- Пожалуйста, не прислоняйся. Посмотри, какая курточка грязная стала. - А я хочу пачкать! - Окей, значит сегодня вечером ты сама положишь ее в стиральную машину, насыпешь порошок. А потом достанешь и повесишь на сушилку. И хорошо, если успеет высохнуть к завтрашнему дню. - Я устааааану! Не хочу! - Ага...Если устанешь и не хочешь стирать, тогда перестань сейчас же пачкать куртку.
Отошла от забора...
Комментарий.
В этом общении не было насилия и наказания. Я, как взрослый человек, предупреждала детей о последствиях, которые они в силу возраста знать не могли. Давала им выбор столкнуться с этими следствиями или последовать моим рекомендациям.
Важное условие: я сама была в состоянии пережить испачканную куртку и помочь сыну объяснить учителю, если потребуется, куда делась старая тетрадь вместе с записями.
Безусловно, эта система воспитания не идеальна. Например, ни один разумный человек не даст ребенку столкнуться с последствиями выбегания на красный свет. Но на то мы и взрослые, чтобы быть гибкими и в разный момент времени выбирать тот способ общения, обучения и воспитания, который адекватен ситуации, возможностям ребенка и нашим ресурсам.
P.S. Кстати, о гибкости. На минуточку, подумайте о себе и ответьте на вопрос, на сколько просто вы отказываетесь от старых привычек и открыты новому?
Дети очень быстро растут и познают мир. Они постоянно делают вызов нашим старым привычкам и стереотипам. Вы успеваете за ними? Если нет, то можно разобраться почему;) Записывайтесь на индивидуальную консультацию,буду рада помочь разобраться с затыками в воспитании.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.