|
Развитие воображения младших школьниковАвтор статьи: Нецветайлова Екатерина Николаевна
По мнению ряда исследователей наиболее интенсивный период развития воображения у детей начинается в 5 лет и заканчивается в конце подросткового возраста. Соответственно, если в этот период воображение специально не развивать, то к моменту окончания школы наступает быстрое снижение активности этого процесса. Именно младший школьный возраст является сензитивным для развития воображения, причем именно воображения творческого – продуктивного. Ребенком накоплен определенный опыт, развита память, в том числе, эмоционально-образная, что является платформой для появления наряду с репродуктивным (преобладающим в дошкольном возрасте), воображения продуктивного. Следовательно, в начальной школе необходимо не упустить момент, благоприятный для формирования творческой личности в целом. Многие психологи, педагоги, методисты обращались к теме развития воображения детей. На сегодня существует большое количество программ, методик, приемов, ставящих своей целью развитие творческого воображения. Однако практика показывает, что если в детском саду развитию воображения внимание уделяется, то в начальной школе развитию творческих составляющих личности (креативность, продуктивное воображение, ассоциативность мышления) отводится минимум времени. В традиционных методиках начального обучения развитию креативности места почти не остается. Нам представляется важным именно в начальной школе включать задания на развитие продуктивного воображения в материал уроков, что помогает развивать и формировать новые виды и элементы воображения учащихся. Условно мы разделили применяемые методы на несколько групп. 1.Сочинение сказок и историй. Важная роль в развитии творческого начала принадлежит таким приемам, как сочинение сказочной истории, тему которой предлагал учитель, придумывание продолжения знакомой сказки, сочинение сказки по картинке. 2.Режиссерская игра-импровизация. Для развития творческих способностей в игре, детям предлагались две роли сказочных персонажей, несвязанных между собой общим сюжетом. Учащиеся должны были разыграть придуманные ими сюжеты. Это мог быть разговор по телефону, сценка или целая драматизация, важным было включение фантазии и воображения. Остальные дети наблюдали за действом, затем происходила смена участников игры. Все заканчивалось обсуждением – рефлексивный момент был важнейшим в ходе каждого урока. 3.Задания на преобразующее воображение. В заданиях этого типа тренируется способность слияния с объектом, мысленное преобразованию его в новый образ, часто используется механизм агглютинации. Преобразующее воображение – важная стадия развития творческого. Выполняя эти задания, дети учатся видеть общие признаки в предметах, очень далеких по сути, но подобных по некоторым особым внешним проявлениям и уже на этой основе создавать образные (не понятийные) обобщения. Задания на развитие воссоздающего воображения. К ним относятся: словесное рисование, музыкальное рисование (создание словесного портрета героя музыки), рисование своего настроения, образ музыки, дорисовка целого по фрагментам, придумывание окончание рассказа или предложения. Задания развивают способность быстро и легко порождать самые неожиданные образы фантазий и смело соединять их с повседневными событиями. Особенно интересны задания на передачу средствами живописи (цветовым, графическим,) или словесным рисованием общего настроения произведения, тех или иных черт характера персонажа. Цель таких заданий – обратить внимание детей на связь средств музыкальной выразительности, художественного решения с характером музыкального образа. 4.Тренировка беглости ассоциаций. Подобные задания служат развитию ассоциативного мышления и воображения. Учат мыслить и представлять, улучшают скорость и управляемость ассоциативного потока, что является важными составляющими многих видов творчества. К ним относятся: создание ассоциативных цепочек, придумывание сравнений и синонимов или антонимов к словам, понятиям и состояниям. 5.Творческое моделирование. Детей учат при помощи воображения предвидеть последствия и принимать решения. Здесь возможны различные варианты заданий: поиск причины по двум следствиям, придумывание следствий исходя из причины и проч. Тренируются такие универсальные характеристики воображения, как возможность легко и быстро видеть различные причинно- следственные отношения, точно устанавливать причины событий, а также находить взаимосвязи между несколькими совершенно не связанными, на первый взгляд, событиями, выстраивая собственную логическую цепочку. 6.Задания на актуализацию субъектного опыта (свободно обсудить, сравнить, передать впечатления). Детям предлагалось рассказать о тех чувствах, эмоциях, которые они испытывают или испытывали, выразить эти чувства в виде образов (рисование, телесные, музыка). Задания формируют умение рефлексировать собственные чувства и переживания при соприкосновении с музыкой, находить образы и метафоры своих состояний, свободно выражать свое мнение, строить эмоциональные обобщения. 7.Задания на формулирование творческих вопросов. Творчество возникает тогда, когда есть удивление и вопрос. Подобные задания развивают поисковую активность, учат воспринимать мир без ограничений, воспринимать предметы по новому, улавливать и обозначать нереализованные функции и смыслы. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|