|
Поможет ли мир воображения справиться с утратой?Автор статьи: 404
На примере кинофильма "Братья Гримм" История о потерянной сестре и о мире сказок, в котором возможно возвращение умерших Эта история начинается с детства. Трагедия разворачивается в семье – девочка больна, мать посылает одного из сыновей, Якоба, за доктором, но возвращается он с «волшебными бобами». Других возможностей спасти девочку нет. Другой брат, Вил, накидывается на Якоба с кулаками. Ситуация сложилась так, как будто вся ответственность за жизнь сестры лежала на Якобе, соответственно и ее смерть – исключительно его вина. Это центральный эпизод для понимания смысла этой истории. Дальше мы видим историю двух главных героев – братьев. Они выросли, но не забыли детскую трагедию с погибшей сестрой. Братья имеют прямое отношение к сказочному миру: Якоб собирает и записывает сказки, а Вил – использует их, чтобы заработать. В то время как Вил полностью живет в прагматической реальности, Якоб лишь частично смиряется с ней. В глубине своей души он остается тем же ребенком, который верит в сверхъестественное и не принимает жестких законов материального мира. Разыгрывание сказочных спектаклей для тех, кто верит в волшебство, таким образом, становится для Якоба компромиссом между реальностью и миром воображения. А для Вила эти спектакли – возможность «разоблачить» заблуждения своего брата, которые однажды оказались столь опасными и убийственными. Взаимоотношения между братьями весьма двойственны: они и очень сплочены, любят и заботятся друг о друге, и в то же время между ними много противоречий. Вил свысока относится к своему «наивному» брату, считает своим долгом опекать и контролировать его. Злость на Якоба все еще сильна в душе Вила, потому он высмеивает его «недостатки», унижает его. Вил не упускает случая напомнить брату о его неискупаемой вине: «ты погубил нашу сестру своей глупостью!» Этим он обезоруживает брата, заставляет его чувствовать себя плохим, никчемным и опасным для других. Помня об этом, Якоб безропотно сносит оскорбления. Вина лежит на нем тяжелым грузом. И вот развитие сюжета – братья попадают в некую деревню, где пропали девочки. И продолжают пропадать! А ведь это то, что уже случилось однажды с нашими героями. Одна очень важная в их жизни девочка пропала бесследно, это их умершая сестра. Некий очень тиранический персонаж в фильме (генерал или Ковальди) вынуждает их искать девочек. В этом месте можно начать рассматривать происходящее с братьями как нечто, что происходит в их душевной жизни. Стремление найти пропавшую сестру так велико, но трудности на этом пути непреодолимы. В то же время есть какой-то обвиняющий внутренний голос, который силой заставляет идти в глубины сказочного леса, то есть в темные глубины собственной души. Ведь только там ее можно найти. Если переплести свою душевную жизнь с внешней реальностью так плотно, чтобы не замечать разницы, то можно воссоединиться с чем-то утраченным. Куда же пропали девочки? Как они пропадают? Их уносит волк в лес? Их проглатывает лошадь? Их похищает грязь? Их засасывает под воду? Тенденция такова, что девочки оказываются схвачены, выхвачены из жизни, из реальности и поглощены чем-то природным, что вдруг стало враждебным. Где же теперь девочки? Они лежат в гробах, наряженные как невесты или принцессы, прекрасные, но бездыханные. Вокруг них только жуки и черные вороны. Все это образы смерти. Как ребенку понять смерть другого ребенка? Какие фантазии нахлынут? До какого-то момента пропавшие девочки довольно далеки от братьев, им, в общем-то, нет до них дела. Пока не появляется Анжелика. Это девушка-ангел, она же чертовка (ведьма), она же охотница-Диана и пацанка. Примерно такой могла бы быть сестра Гримм, если бы выросла вместе со своими братьями. По крайней мере, именно такова она в фантазиях Якоба или Вила. Она сразу становится важна для них. Они любят ее, каждый по-своему. Она говорит с ними на их общем детском языке – языке совместных игр и сказок. Для нее важно то, что происходит между братьями. И вот Анжелика в опасности. Она встретилась со своим давно пропавшим (умершим) отцом, который хочет забрать ее к себе. Ее засосало вглубь пруда, Якоб бросается спасать ее, но их разделяет прочный лед, он лишь беспомощно наблюдает за ее гибелью. Таковы ли были его переживания в детстве, когда он вынужден был наблюдать умирание сестры, не в силах чем-либо помочь? Думал ли он тогда о том, что это пропавший (или умерший) отец забирает его сестру к себе, в волшебный загробный мир? Якоб не сломлен. Он восстает против этой утраты. Он идет в самый центр своих фантазий. Это ужасно пугает Вила, который не привык иметь дело с внутренним миром. Вил больше адаптирован к событиям вовне, чем к душевным переживаниям. Сопереживать брату для него равносильно тому, чтобы самому сойти с ума, допустив всю глубину душевной раны. Это именно то, что пытался контролировать и ограничивать Вил: душевную жизнь брата. Поскольку быть в контакте со своими собственными тяжелыми переживаниями для Вила чрезмерно, его способ справляться – это возлагать всю вину на Якоба и злиться на него. Но теперь Якоб не пасует перед братом. Он позволяет себе наконец агрессию в ответ на унизительные нападки брата, он теперь жаждет защитить свою веру. И он просит у брата поддержки, чтобы тот не отрицал реальность переживаний Якоба, чтобы Вил помог ему пройти невозможный путь к спасению. В борьбе против королевы-ведьмы (архетипической матери, самой природы, враждебной человеку-мужчине, инаковой для него) может все же помочь какой-то отцовский символ – серебряный топор например. И вот Якоб в центре фантастического мира, в башне без дверей. Он встречается со своими глубочайшими фантазиями. Прекрасная и ужасная королева-ведьма – архетипический, сказочный персонаж. Она всемогущая, она обладает властью над ним и над всеми, ей подвластны стихии, природа и смерть. Она победила смерть и собирается победить время. Она старая как мать и юная как невеста. Якоб может остаться в ее власти, в плену архетипа, но тогда ему надо окончательно попрощаться с реальным миром. То есть погрузиться в свои грезы навсегда. Вил приходит на помощь, чтобы сразиться с архетипической матерью-ведьмой, которая убивает детей-девочек ради вечной молодости. Могла ли быть такой фантазия братьев в детстве, объясняющая, почему мать позволила их сестре умереть? Забрала ли мать себе юность и красоту девочки, погубив ее? А отец (оборотень, принц, отец Анжелики) не смог уберечь дочь от опасности… Хотя обещал защищать ее от королевы. Но в результате сам стал соучастником, принеся дочь в жертву нарциссической матери, которая любит лишь саму себя и свое отражение в зеркале. В это грандиозное зеркало смотрят и ее дети, видя там великолепие вместо реального запустения. Королева соблазняет, заставляет верить ей и повиноваться, теряя самого себя. Королева полностью подчиняет себе личность (своего мужа, своих детей), делая из них своих рабов, а точнее, они становятся ее предметами, теми зеркалами, в которых должно отразиться ее совершенство. Но она не наполняет никого любовью, поскольку сама лишена ее. Она лишь высасывает жизнь и силы из других, поскольку ее душа мертва. Королева-ведьма незримо заставляет братьев направить оружие друг на друга. Это из-за нее они готовы убить друг друга, сами того не желая, хотя она занята и вроде как ни при чем, так, слегка поводит кистями рук. Так мальчики-братья дерутся не на жизнь, а на смерть за любовь своей матери, одолеваемые своими фантазиями, что это брат может стать «новым любимым принцем» королевы-матери. Есть только один выход из всех этих убийственных фантазий – разбить волшебное зеркало, в котором видишь все таким, каким его сотворило чьё-то враждебное воображение (даже если оно – твое собственное). Необходимо избавиться от чар и власти королевы-ведьмы, даже ценой возвращения к жесткой реальности. Некоторые фантазии столь губительны, что могут привести к реальной смерти. К счастью в нашей истории фантазии остаются фантазиями, смерть Вила не окончательна, все возвращается вспять, Вил вовсе не убит своим братом Якобом. В сказке счастливый конец – Якоб пишет историю о чудесном возвращении умершей сестры, поцеловавшей на радостях обоих своих возлюбленных братьев. Якоб находит приемлемый компромисс: своим писательским талантом он воскрешает сестру. Но ее призрак не витает теперь над всей его жизнью, у него теперь есть границы и место обитания - это история в книге, это место в душе читателя, ребенка, верящего в волшебство. Панкова Т.В. психотерапевт в Москве Другие статьи о кино и психоанализе
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|