Поможет ли мир воображения справиться с утратой?

Автор статьи: 404

На примере кинофильма "Братья Гримм"

История о потерянной сестре и о мире сказок, в котором возможно возвращение умерших

Эта история начинается с детства. Трагедия разворачивается в семье – девочка больна, мать посылает одного из сыновей, Якоба, за доктором, но возвращается он с «волшебными бобами». Других возможностей спасти девочку нет. Другой брат, Вил, накидывается на Якоба с кулаками. Ситуация сложилась так, как будто вся ответственность за жизнь сестры лежала на Якобе, соответственно и ее смерть – исключительно его вина. Это центральный эпизод для понимания смысла этой истории.

Дальше мы видим историю двух главных героев – братьев. Они выросли, но не забыли детскую трагедию с погибшей сестрой. Братья имеют прямое отношение к сказочному миру: Якоб собирает и записывает сказки, а Вил – использует их, чтобы заработать. В то время как Вил полностью живет в прагматической реальности, Якоб лишь частично смиряется с ней. В глубине своей души он остается тем же ребенком, который верит в сверхъестественное и не принимает жестких законов материального мира. Разыгрывание сказочных спектаклей для тех, кто верит в волшебство, таким образом, становится для Якоба компромиссом между реальностью и миром воображения. А для Вила эти спектакли – возможность «разоблачить» заблуждения своего брата, которые однажды оказались столь опасными и убийственными.

Взаимоотношения между братьями весьма двойственны: они и очень сплочены, любят и заботятся друг о друге, и в то же время между ними много противоречий. Вил свысока относится к своему «наивному» брату, считает своим долгом опекать и контролировать его. Злость на Якоба все еще сильна в душе Вила, потому он высмеивает его «недостатки», унижает его. Вил не упускает случая напомнить брату о его неискупаемой вине: «ты погубил нашу сестру своей глупостью!» Этим он обезоруживает брата, заставляет его чувствовать себя плохим, никчемным и опасным для других. Помня об этом, Якоб безропотно сносит оскорбления. Вина лежит на нем тяжелым грузом.

Поможет ли мир воображения справиться с утратойИ вот развитие сюжета – братья попадают в некую деревню, где пропали девочки. И продолжают пропадать! А ведь это то, что уже случилось однажды с нашими героями. Одна очень важная в их жизни девочка пропала бесследно, это их умершая сестра. Некий очень тиранический персонаж в фильме (генерал или Ковальди) вынуждает их искать девочек.

В этом месте можно начать рассматривать происходящее с братьями как нечто, что происходит в их душевной жизни. Стремление найти пропавшую сестру так велико, но трудности на этом пути непреодолимы. В то же время есть какой-то обвиняющий внутренний голос, который силой заставляет идти в глубины сказочного леса, то есть в темные глубины собственной души. Ведь только там ее можно найти. Если переплести свою душевную жизнь с внешней реальностью так плотно, чтобы не замечать разницы, то можно воссоединиться с чем-то утраченным.

Куда же пропали девочки? Как они пропадают? Их уносит волк в лес? Их проглатывает лошадь? Их похищает грязь? Их засасывает под воду? Тенденция такова, что девочки оказываются схвачены, выхвачены из жизни, из реальности и поглощены чем-то природным, что вдруг стало враждебным. Где же теперь девочки? Они лежат в гробах, наряженные как невесты или принцессы, прекрасные, но бездыханные. Вокруг них только жуки и черные вороны. Все это образы смерти. Как ребенку понять смерть другого ребенка? Какие фантазии нахлынут?

До какого-то момента пропавшие девочки довольно далеки от братьев, им, в общем-то, нет до них дела. Пока не появляется Анжелика. Это девушка-ангел, она же чертовка (ведьма), она же охотница-Диана и пацанка. Примерно такой могла бы быть сестра Гримм, если бы выросла вместе со своими братьями. По крайней мере, именно такова она в фантазиях Якоба или Вила. Она сразу становится важна для них. Они любят ее, каждый по-своему. Она говорит с ними на их общем детском языке – языке совместных игр и сказок. Для нее важно то, что происходит между братьями.

И вот Анжелика в опасности. Она встретилась со своим давно пропавшим (умершим) отцом, который хочет забрать ее к себе. Ее засосало вглубь пруда, Якоб бросается спасать ее, но их разделяет прочный лед, он лишь беспомощно наблюдает за ее гибелью. Таковы ли были его переживания в детстве, когда он вынужден был наблюдать умирание сестры, не в силах чем-либо помочь? Думал ли он тогда о том, что это пропавший (или умерший) отец забирает его сестру к себе, в волшебный загробный мир?

Якоб не сломлен. Он восстает против этой утраты. Он идет в самый центр своих фантазий. Это ужасно пугает Вила, который не привык иметь дело с внутренним миром. Вил больше адаптирован к событиям вовне, чем к душевным переживаниям. Сопереживать брату для него равносильно тому, чтобы самому сойти с ума, допустив всю глубину душевной раны.

Это именно то, что пытался контролировать и ограничивать Вил: душевную жизнь брата. Поскольку быть в контакте со своими собственными тяжелыми переживаниями для Вила чрезмерно, его способ справляться – это возлагать всю вину на Якоба и злиться на него.

Но теперь Якоб не пасует перед братом. Он позволяет себе наконец агрессию в ответ на унизительные нападки брата, он теперь жаждет защитить свою веру. И он просит у брата поддержки, чтобы тот не отрицал реальность переживаний Якоба, чтобы Вил помог ему пройти невозможный путь к спасению.

В борьбе против королевы-ведьмы (архетипической матери, самой природы, враждебной человеку-мужчине, инаковой для него) может все же помочь какой-то отцовский символ – серебряный топор например.

И вот Якоб в центре фантастического мира, в башне без дверей. Он встречается со своими глубочайшими фантазиями. Прекрасная и ужасная королева-ведьма – архетипический, сказочный персонаж. Она всемогущая, она обладает властью над ним и над всеми, ей подвластны стихии, природа и смерть. Она победила смерть и собирается победить время. Она старая как мать и юная как невеста. Якоб может остаться в ее власти, в плену архетипа, но тогда ему надо окончательно попрощаться с реальным миром. То есть погрузиться в свои грезы навсегда.

Вил приходит на помощь, чтобы сразиться с архетипической матерью-ведьмой, которая убивает детей-девочек ради вечной молодости. Могла ли быть такой фантазия братьев в детстве, объясняющая, почему мать позволила их сестре умереть? Забрала ли мать себе юность и красоту девочки, погубив ее? А отец (оборотень, принц, отец Анжелики) не смог уберечь дочь от опасности… Хотя обещал защищать ее от королевы. Но в результате сам стал соучастником, принеся дочь в жертву нарциссической матери, которая любит лишь саму себя и свое отражение в зеркале. В это грандиозное зеркало смотрят и ее дети, видя там великолепие вместо реального запустения. Королева соблазняет, заставляет верить ей и повиноваться, теряя самого себя. Королева полностью подчиняет себе личность (своего мужа, своих детей), делая из них своих рабов, а точнее, они становятся ее предметами, теми зеркалами, в которых должно отразиться ее совершенство. Но она не наполняет никого любовью, поскольку сама лишена ее. Она лишь высасывает жизнь и силы из других, поскольку ее душа мертва.

Королева-ведьма незримо заставляет братьев направить оружие друг на друга. Это из-за нее они готовы убить друг друга, сами того не желая, хотя она занята и вроде как ни при чем, так, слегка поводит кистями рук. Так мальчики-братья дерутся не на жизнь, а на смерть за любовь своей матери, одолеваемые своими фантазиями, что это брат может стать «новым любимым принцем» королевы-матери.

Есть только один выход из всех этих убийственных фантазий – разбить волшебное зеркало, в котором видишь все таким, каким его сотворило чьё-то враждебное воображение (даже если оно – твое собственное). Необходимо избавиться от чар и власти королевы-ведьмы, даже ценой возвращения к жесткой реальности. Некоторые фантазии столь губительны, что могут привести к реальной смерти. К счастью в нашей истории фантазии остаются фантазиями, смерть Вила не окончательна, все возвращается вспять, Вил вовсе не убит своим братом Якобом.

В сказке счастливый конец – Якоб пишет историю о чудесном возвращении умершей сестры, поцеловавшей на радостях обоих своих возлюбленных братьев. Якоб находит приемлемый компромисс: своим писательским талантом он воскрешает сестру. Но ее призрак не витает теперь над всей его жизнью, у него теперь есть границы и место обитания - это история в книге, это место в душе читателя, ребенка, верящего в волшебство.

Панкова Т.В. психотерапевт в Москве

Другие статьи о кино и психоанализе

 



Просмотров: 441
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • На стыке: Якоб Морено
  • Взаимоотношения брата и сестры или короткий эпизод в аэропорту, который не оставил меня безучастной
  • Чтобы научиться жить в этом мире, нужно всего лишь позволить себе иногда злиться
  • Тело оно не только чтобы в него есть
  • Как сообщать ребенку о смерти близкого (отец/мать, дедушка/бабушка, брат/сестра).
  • Братья и сестры. Как отношения с ними влияют на взрослую жизнь?
  • История Девочки, которая не могла стать взрослой
  • Почему ваш мужчина может продолжать мастурбировать и смотреть порно, даже если у него уже есть Вы
  • Как сказать ребенку о смерти.(взрослого,брата или сестры)
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Что происходит с детьми, когда они не знают про своих умерших братьев и сестер.
  • Что есть сон, а что реальность, и есть ли между ними грань?.... А может все наоборот и спим мы наяву?
  • Почему внешность матери может стать проблемой для девочки.
  • Жизнь есть любовь… Любовь – есть жизнь…Видео "Искусство отношений между мужчиной и женщиной"
  • Выжить, чтобы погибать или история исчезающей девочки
  • Эмоциональный магнитофон Якоба Морено.
  • Что надо сделать родителям, чтобы гарантировать себе ненависть своих детей?
  • Убить себя или дать самому себе место? Фильм «Ведьма»
  • Хотеть, чтобы что-то случилось в нашей жизни и быть готовым это принять - очень разные вещи!
  • Как подготовить ребенка к появлению брата или сестры
  • Ведьмы вовсе не злые, а смерть не так уж и страшна - рассказ из цикла "Сказки жизни"
  • Смерть -Смена-МЕРы-быТия. Расстановки как путь к наполнению новым для себя смыслом понятия "Смерть".
  • Одиночество - лишь время дозреть друг для друга
  • Не смотрите на себя через призму мужчин. Десять ошибок женщин - для того, чтобы испортить себе жизнь
  • Для того, чтобы наладить отношения со своим ребенком – необходимо исцелить собственное детство.
  • "Неудобная" профессия: может ли психолог помочь своим близким и… самому себе?
  • «В плену у Снежной Королевы». Мать и дочь. Долгая дорога к дому.
  • Страх, который заставляет вас думать о себе как о больном.
  • Почему важно Переживать свою ЖИЗНЬ, чтобы быть здоровым?
  • Между миром детей и миром взрослых: почему так трудно быть подростком



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь