Как сказать ребенку о смерти.(взрослого,брата или сестры)

КАК СКАЗАТЬ РЕБЕНКУ О СМЕРТИ ВЗРОСЛОГО ЧЛЕНА СЕМЬИ

Что нужно принять во внимание.

Некоторые дети от пяти до семи лет не полностью понимают окончательность смерти. Бывает, что им приходится неоднократно говорить, что дорогой им человек умер и больше не вернется.

Дети учатся тому, как переживать горе, от тех, кто о них заботится. Если взрослые стойко переживают смерть близкого человека и не показывают свою печаль, то дети усваивают, что показывать чувства и задавать вопросы недопустимо. И тогда им приходится скорбеть как-то в одиночку. Не скрывайте своих чувств и переживаний.

à   дети будут проявлять эмоции или уходить в себя

à   потеря аппетита

à   могут вступать в споры, стать обидчивыми, раздражительными, замкнутыми и т.д

à   менее добросовестно относиться к урокам

à   изолироваться от прежде приятных им занятий.

à   могут появиться кошмарные сны

à   Некоторые дети станут чересчур за вас переживать и за свою жизнь

à   Большинство маленьких детей способны присутствовать на поминках и похоронах. Почувствуйте сами, брать их туда с собой или нет.

à   Если ваш ребенок собирается присутствовать на похоронах, объясните, что он увидит. "Папа будет лежать в гробу. Его руки будут сложены на груди. Возможно, он будет выглядеть не таким, каким ты его помнишь, потому что, когда человек умирает, его внешность несколько меняется. Каждый захочет встать перед гробом и попрощаться с папой. Если захочешь, ты можешь тоже это сделать." Предупредите ребенка, сколько времени вам предстоит провести на похоронах.

Как нужно говорить.

à   Будьте откровенны и  чувствительны

à   Если у детей есть вопросы, то ответьте на них честно. Страшные подробности следует опустить.

à   Необходимо сказать например,, что бабушка была очень больна и болезнь была очень серьезной

à   Лучше сказать, что вы не собираетесь умирать до глубокой старости. Если ребенок спрашивает, что было бы с ним, если бы и мама, и папа, оба умерли, вы можете разъяснить свои планы об обеспечении его опекуном, который будет заботиться о нем. В то же время успокойте его, что вы не думаете, что такое случится.

à   Лучше сказать: "Мама понимает, что ты сейчас печалишься. Она понимает, что ты не хочешь есть. И я тоже понимаю. Но я также уверен, что мама ждет тот день, когда твоя печаль утихнет, и ты станешь веселее. И она знает, что на это нужно время."

à   Нельзя говорить: "Дедушка сейчас находится в удивительном путешествии, в которое однажды отправляется каждый человек." "Дедушка уснул навсегда." Дети младше восьми-девяти лет мыслят буквально, а не отвлеченно. Используя вместо слов мертвый или умер другие слова, вы можете запутать ребенка. Он может никогда не захотеть путешествовать, или будет бояться засыпать.

Восстановительный процесс

à   Детей будет беспокоить ваша безопасность, а возможно, и их собственная.

à   Лучший способ забыть - это вспомнить. Люди становятся способны лучше отвлекаться от утраты, когда у них есть свобода вспоминать умершего и скорбеть о нем. Если вас удивляет печаль вашего ребенка, то вам поможет его понять выраженное вами СОЧУВСТВИЕ

à   Заупокойная служба, поминки и похороны помогают лучше осознать реальность того, что близкий человек действительно умер

à   Воспоминания. Просматривайте фотографии и видеокассеты

à   Будет много моментов гнетущей печали, - особенно в первый год. Праздники, дни рождения и особые семейные даты могут усугубить эту печаль. 

Душевное восстановление после смерти любимого человека может занять время. Дети быстрее восстанавливаются, если заботящиеся о них люди умеют оказать им поддержку, удовлетворить их потребности, знают, как утешить и успокоить, а также всегда готовы их выслушать. 

КАК СКАЗАТЬ РЕБЕНКУ О СМЕРТИ БРАТА ИЛИ СЕСТРЫ

Смерть ребенка - это трагедия для взрослых. Дети, пережившие смерть брата или сестры, также бывают потрясены реальностью этого факта, поскольку начинают понимать, что даже в их возрасте они не защищены от смерти. Ведь с братом, который теперь умер, они раньше часто играли, спали в одной комнате и каждый день общались. Родные братья и сестры делятся друг с другом своими секретами, и могут положиться друг на друга, когда в их жизни бывают взлеты и падения. Поэтому, когда у ребенка умирает родной брат или родная сестра, ребенок чувствует себя потерянным, сбитым с толку и испуганным. И это происходит одновременно с тем, когда родители сами скорбят об ужасной и безвозвратной утрате. Вот ряд соображений, которые следует учесть при разговоре с ребенком о смерти его брата или сестры.

Что нужно принять во внимание

Переживая горе, дети часто проходят те же этапы, что и взрослые. Сначала бывает шок, потом боль и гнев, и, в конце концов, принятие факта. Эти этапы могут накладываться друг на друга и продолжаться в течение многих месяцев и дольше. Хотя, наблюдая этих детей в повседневной жизни, можно видеть, что если сейчас они горюют, то через минуту они уже могут играть в мяч.

Родители склонны чересчур оберегать ребенка, переживающего смерть брата или сестры. Вполне понятно, что они могут непреднамеренно приучить ребенка тому, что жизнь очень хрупкая, и что смерть может настигнуть его в любой момент.

Некоторые дети справляются с переживанием семейной трагедии, взяв на себя взрослые обязанности, - хотя иногда они представляют себе это только в уме. Бывает, что они чувствуют, что должны облегчить боль своим скорбящим родителям, или стремятся быть "совершенными" детьми, чтобы не расстраивать родителей еще больше. И хотя учиться сострадать и быть ответственным - это хорошо, детям лучше не взрослеть слишком рано.

Переживающий ребенок может захотеть некоторое время спать вместе с родителями. Пусть он это делает.

Как нужно говорить.

à   "Хочешь сегодня спать с мамой и папой?" Наверно, тебе плохо спать одному в такое время. Тебе не обязательно спать с нами каждую ночь, но сейчас это было бы хорошо." (Кроме того, неплохо было бы переставить кровать ребенка в комнату родителей, а также произвести дома некоторые другие изменения дома, которые помогли бы ребенку пережить первые дни после смерти брата или сестры.)

à   "Пусть игрушки твоего брата напоминают тебе о нем. В одни дни ты сможешь легко играть с этими игрушками, в другие тебе будет тяжело. И то, и другое нормально."

à   Некоторые дети чувствуют свою вину в том, что они иногда смеются и радуются, в то время как их родители все еще горюют. "То, что ты можешь смеяться, радует меня и маму. Ребенок не должен так же горевать, как горюют родители."

à   "Ты винишь себя за те моменты, когда вы с сестрой не ладили. Но я помню, что твоя сестра все равно играла с тобой. Ты сердился на нее, и она сердилась на тебя, потому что вы любили друг друга."

à   В первые дни и недели после смерти брата или сестры более спокойных детей можно побудить к разговору. "Давай теперь поговорим немного о Тане. О чем ты хочешь поговорить? Можно вспомнить моменты, которые вызывают у тебя улыбку, можно поговорить о том, что тебя печалит или обсудить вопросы, которые, возможно, у тебя есть."

à   ." Будьте готовы прекратить все свои дела и ответить на вопросы  ребенка. 

Процесс горевания может длиться от двух месяцев до двух лет в норме. 4 - 5 лет может длиться горе родителей, потерявших детей.

 Физические проявления реакции утраты

- Эмоциональный шок, даже если это ожидаемая смерть.

- Кишечные расстройства: тошнота, боль в желудке, чувства напряжения, сжатия, метеоризм.

- Напряжения в шее, позвоночнике, в горле.

- Повышенная чувствительность к шуму.

- Чувство нереальности происходящего.

- Нехватка воздуха, удушье, желание часто дышать, сопровождаемая страхом задохнуться (гипервентиляция) .

- Мышечная слабость, отсутствие энергии, общая слабость.

- Сухость во рту.

- Головная боль, боль в сердце, повышение артериального давления, тахикардия.

- Нарушение сна.

- Нарушение аппетита (отказ от пищи или переедание) .

- Другие физические проявления.

Такие симптомы могут наблюдаться в течении двух - трех недель. Эмоциональные проявления реакции утраты

- Печаль, слезы

- Двигательные реакции

- Раздражение, гнев, аутоагрессия (то есть агрессия на самого себя) . Агрессия в частности может выражаться в обвинениях врачей, родственников, распорядителей похорон и других людей.

- Чувства вины и самообвинения.

- Тревога, беспокойство. Например, человек может ощущать различные страхи, чувства хрупкости себя и мира, угрозу.

- Переживание одиночества, особенно если общение было частым.

- Чувства, что мир рухнул. Вплоть до отказа выйти из дома.

- Чувство беспомощности.

- Тоска.

- Утомление и усталость, апатия или бесчувственность.

- Шок. Оцепенение в фазе шока.

- Если чувства к утраченному человеку были противоречивыми (амбивалентными), то может быть чувство освобождения.

Нарушения в интеллектуальной сфере

- Мысли рассеяны.

- Не верит в происшедшее, это только сон.

- Спутанность мыслей и забывчивость.

-  Навязчивые мысли в голове. Например, об обстоятельствах смерти, о том, что можно было бы изменить или как-то вернуть.

- Чувство присутствия умершего.

- Человеку кажется, что он видит умершего.

-Сны об умершем.

Изменения в поведении

- Безотчетные действия. Например, машинально купил то, что умерший любил есть.

- Избегания социума вскоре после утраты. Это нормальная реакция даже для людей ведущих активных образ жизни. Но если это не проходит несколько месяцев, то можно говорить о депрессии.

- Оберегание вещей умершего. Когда человек внутренне отдаляется, то он избегает этих вещей.

- Избегание всего, что напоминает об умершем.

- Поиск и призыв к умершему.

- Активность без устали, человек что-то делает и не может остановиться.

- Частое посещение памятных мест, забота о могиле.

Как переживают горе дети.

Дети воспринимают смерть по-разному.До двух лет не понятно как ребенок переживает горе, так как в его голове нет постоянного (константного) объекта. До трехлетнего возраста ребенок воспринимает только отделение, удаление другого существа; позже появляется страх увечья, физического разрушения. Именно в этом возрасте ребенок уже осознает целостность своего тела и способен представить, что нечто подобное может случиться и с ним самим От двух до пяти лет дети обладают магическим мышлением, то есть они очень эгоцентричны и все происходящее могут связывать с собой. Например: "Папа ушел от мамы, так как я плохо его слушался", "Бабушка умерла, потому что я не ела кашу"

Смерть не является чем-то вечным для двух - пятилетнего малыша. Это такое же временное явление, как закапывание цветочного корнеплода в землю осенью, с тем чтобы весной из него снова вырос тот же цветок  Например, малыш может уговаривать родителей "починить" умершего пса, чтобы тот снова бегал и играл с ним.

От пяти до восьми лет ребенок интеллектуально уже достаточно созрел, чтобы понять, что произошло. После пяти лет смерть обычно представляется в виде человека, страшного призрака, который приходит и забирает людей с собой. Смерть мыслится как вторжение извне

В восемь лет ребенок горюет уже почти как взрослый. На девятом - десятом году жизни у ребенка формируется более или менее реалистичное понятие о смерти как о неминуемом биологическом процессе

Если ребенок не имел возможности пережить это горе, то это может обернуться для него депрессией и проблемой в установлении близких отношений .Поэтому всегда нужно говорить о случившемся горе с ребенком.

              

 



Просмотров: 558
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • Если у тебя "плохие" мысли - это еще не значит что ты - плохой.
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Понять ребенка - это как? .... или "непослушно послушные" дети.
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Еще не встретился "твой" человек. Как понять что это любовь
  • Что делать, если не знаешь "что делать" или как перестать бурлачить?
  • Работа со страхом: "Что самого страшного может произойти, если..?"
  • "Хочу, чтобы ребенок меня слышал"- что и как говорить?
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • Самая сложная задача Родителя, что такое "плохо/хорошо" и как можно докатиться до ПРЛ или НРЛ
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • РПТ (терапия отправных точек): что это такое и "с чем его едят"?
  • "Что было, что будет, чем сердце успокоится?"
  • Как понять родителей, если тебе 7-10 лет. "Инструкция" детям, о том, как устроены их родители.
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Поговорим про "Это", или что такое здоровые сексуальные отношения? (18+)
  • "Где в теле Вы чувствуете это?" Что делать, если ощущений нет?
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Что такое "Тайм-менеджмент" или почему нужно ценить ВРЕМЯ?
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • "Мама и папа, что же вы делаете" или "Давай построим семью"
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Что ребенок может "сям"?
  • Когда учеба в радость, или что можно сделать уже сегодня, чтобы завтра дети сами захотели пойти в школу



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь