|
Взаимоотношения брата и сестры или короткий эпизод в аэропорту, который не оставил меня безучастнойАвтор статьи: Ивлюшкина (Жарова) Татьяна Ивановна
Взаимоотношения брата и сестры или короткий эпизод в аэропорту, который не оставил меня безучастной Это не статья, а скорее рассказ, основанный на моих недавних наблюдениях и переживаниях, а также размышлений по поводу этих переживаний. В начале июня этого года я провела пять чудесных дней в Черногории. И вот настал момент возвращения. Я приехала в аэропорт, прошла все этапы регистрации на свой рейс и присела на свободное место в зале, где пассажиры ожидали объявления о посадке в самолет. Вылет задерживался, и я уткнулась в книгу по психосоматике, периодически поднимая глаза в надежде увидеть на табло объявление о приглашении на посадку. И тут мое внимание привлекла одна семья, состоящая из папы, мамы, сына лет 7-8 и маленькой дочки примерно 2,5-3 лет с белокурыми волосами. Они сидели напротив меня. Я сидела и читала книгу, когда вдруг мальчик резко вскрикнул и схватился за правое плечо: «Она меня укусила! Мне больно!» Он пытался оттолкнуть сестренку. Но мама с папой одновременно воскликнули: «Не смей ее толкать!» Мальчик продолжал возмущаться: «Но она меня укусила! Мне очень больно!» Он снова попытался оттолкнуть девочку, но родители шлепнули его по руке и продолжали требовать от него, чтобы он не смел трогать малышку. Девочку продолжала стоять рядом со старшим братом, а он махал руками в воздухе, как будто отбиваясь, но не смея ее ударить. Его снова шлепнули по руке, мальчик опустил сжатые в кулаки руки и расплакался. А дальше я уже не могла не наблюдать за этой семьей, так как суета напротив меня не прекращалась. Все это сопровождалось бурными эмоциями. Какое-то короткое время мальчик сидел спокойно, но как только он отвлекался, тут же к нему приближалась сестренка и на глазах у родителей замахивалась и шлепала его. Мальчик снова начинал возмущаться, замахиваясь в ответ. Но бдительные мама с папой стояли на страже полной неприкосновенности своей дочери и ругали сына за его любую попытку защититься. Когда мальчик уже в пятый раз получил шлепок по руке и в пятый раз расплакался от обиды и бессилия, я начала уже переживать эти чувства вместе с ним. Во мне «пробудился» спасатель. Тут же возникло непреодолимое желание возмутиться и просто крикнуть родителям: «Что вы делаете? Почему вы запрещаете своему ребенку защитить себя, свои границы? Почему вы игнорируете его чувства? Почему вы ему даже запрещаете злиться в ситуации, где это просто естественно?» Одновременно с этим я начала тихо ненавидеть маленькую девочку, которая вела себя так нагло и совершенно безнаказанно. Но поскольку я не могла себе позволить все это выразить этим родителям, мне пришлось как-то успокаивать моего внутреннего «спасателя». Он страдал от бессилия и невозможности защитить мальчика, как и он сам. Я приняла данную ситуацию как возможность продолжать изучать себя и найти способ справиться со своими негативными эмоциями и такой реакцией на происходящее с совершенно посторонними людьми. Я мысленно представила перед собой образ этого мальчика, который явно напоминал мне мою детскую часть личности в моменты, когда я чувствовала себя беззащитной, лишенной поддержки самых близких людей. Обращаясь к этому образу, я говорила: - Я разрешаю тебе защищать себя, даже когда тебя не понимают и не поддерживают другие. - Я разрешаю тебе выражать свои чувства. - Разрешаю выражать свое недовольство, когда тебе что-то не нравится. - Я разрешаю тебе требовать к себе справедливого отношения. Мне стало значительно спокойнее. Я подумала, что, видимо, мальчику суждено пережить этот опыт. И я надеюсь и очень желаю ему найти способ противостоять наглости и агрессивности его сестренки. И возможно, он научится быть гибким или хитрым или разовьет в себе какие-то полезные умения, чтобы не поддаваться манипуляциям младшей сестры. Во всяком случае, я ему этого искренне желаю. Это в итоге помогло мне не думать о негативных последствиях подобных действий его родителей. В какой-то момент девочка подошла к братику без намерения его ударить. И тут на его лице появилась улыбка, и мальчик с нежностью обнял сестренку. Я была поражена, что, несмотря на все неприятные переживания, в нем оказалось столько любви и нежности к ней. Сумеет ли он сохранить это в себе? Что в будущем будет с его чувствами по отношению к сестре, да и вообще к девочкам в целом? Далее мальчик достал планшет и увлекся им. Но спустя десять минут снова рядом появилась девочка и потянулась за планшетом. Мама тут же забрала планшет у сына и передала дочери. И снова чувство несправедливости накрыло мальчишку, да и меня тоже. Я уже не могла спокойно выдерживать накал чувств и немедленно пересела подальше, чтобы больше не видеть этой возни и не присоединяться к этим негативным эмоциям. Ожидание вылета затягивалось. Сидя спиной, я слышала, как девочка стала бегать по залу ожидания с громким визгом. Папа бегал за ней и возвращал ее обратно. Это был единственный ребенок в зале ожидания, который вел себя совершенно бесконтрольно. Мои эмоции сменились большим сожалением по поводу возможного будущего этих детей. Мальчик явно испытывает противоречивые чувства к сестре: он и любит ее, и одновременно ненавидит. Родители запрещают ему выражать свои чувства, защищать свои границы. А девочка нарушает эти границы, причиняет брату боль, и это как будто поощряется мамой и папой. Девочка всегда права и безнаказанна. На что может повлиять такое поведение родителей и такой неравномерный подход к воспитанию детей? Что сестре можно все, потому что она младшая и девочка. Что брату нельзя ничего, потому что он старше, и он мальчик. Как может сложиться будущая жизнь этих детей, когда они вырастут? Мое воображение рисовало разные картины, и в основном они были не очень радостные. Мальчик в будущем может бессознательно испытывать обиду на женщин. Став взрослым, он может перенести эти чувства и на отношения с женщинами. Какие у него будут отношения с собственной женой? Он может неосознанно или даже осознанно делать ей больно, может бояться по-настоящему близких отношений, а может заводить многочисленные романы, изменяя или бросая влюбленных в него женщин. И его действия будут направлены на то, чтобы мстить женщинам за то чувство несправедливости, которое он испытывал в детстве. Или он будет абсолютно неуверен в себе как мужчина и выберет женщину, которая будет подавлять и унижать его. А он будет привычно подавлять свою агрессию или направлять ее на самого себя. Он может начать употреблять алкоголь, иметь опасные увлечения. Все возможные варианты невозможно перечислить. А как будут складываться отношения с мужчинами у его сестры, которая привыкла совершенно безнаказанно нарушать чужие границы и поднимать руку на брата, не получая адекватной обратной связи? Родители проводят детей к психологу, только когда у них появляются какие-то проблемы. Тогда у них есть шанс пересмотреть свой стиль воспитания, понять свои ошибки и измениться. Но в данном случае мы не можем заранее знать этого. Мне остается надеяться, что не всегда негативные события в детстве приводят к фатальным последствиям. Хочу надеяться, что у мальчика разовьются способности защищать себя даже в такой непростой ситуации. Он может стать гибким и находчивым и находить способы защищать себя, сохраняя чувство собственного достоинства. Мы не знаем, как каждый человек сумеет воспользоваться тем опытом, который он получает с детства. Мне бы хотелось, чтобы прочитав эту историю, взрослые, имеющие собственных детей или работающие с чужими детьми, задумались о том, что они осуществляют своими действиями по отношению к детям. Как их поведение влияет на формирование картины мира ребенка? То, каким мир станет в представлении ребенка – враждебным или безопасным – зависит от нас. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|