Взаимоотношения брата и сестры или короткий эпизод в аэропорту, который не оставил меня безучастной

Взаимоотношения брата и сестры или короткий эпизод в аэропорту, который не оставил меня безучастной

Это не статья, а скорее рассказ, основанный на моих недавних наблюдениях и переживаниях, а также размышлений по поводу этих переживаний.

В начале июня этого года я провела пять чудесных дней в Черногории. И вот настал момент возвращения. Я приехала в аэропорт, прошла все этапы регистрации на свой рейс  и присела на свободное место в зале, где пассажиры ожидали объявления о посадке в самолет.

Вылет задерживался, и я уткнулась в книгу по психосоматике, периодически поднимая глаза в надежде увидеть на табло объявление о приглашении на посадку.

И тут мое внимание привлекла одна семья, состоящая из папы, мамы, сына лет 7-8 и маленькой дочки примерно 2,5-3 лет с белокурыми волосами.  Они сидели напротив меня.

Я сидела и читала книгу, когда вдруг мальчик резко вскрикнул и схватился за правое плечо: «Она меня укусила! Мне больно!» Он пытался оттолкнуть сестренку. Но мама с папой одновременно воскликнули: «Не смей ее толкать!» Мальчик продолжал возмущаться: «Но она меня укусила! Мне очень больно!» Он снова попытался оттолкнуть девочку, но родители шлепнули его по руке и продолжали требовать от него, чтобы он не смел трогать малышку. Девочку продолжала стоять рядом со старшим братом, а он махал руками в воздухе, как будто отбиваясь, но не смея ее ударить. Его снова шлепнули по руке, мальчик опустил сжатые в кулаки руки и расплакался.

А дальше я уже не могла не наблюдать за этой семьей, так как суета напротив меня не прекращалась. Все это сопровождалось бурными эмоциями. Какое-то короткое время мальчик сидел спокойно, но как только он отвлекался, тут же к нему приближалась сестренка и на глазах у родителей замахивалась и шлепала его. Мальчик снова начинал возмущаться, замахиваясь в ответ. Но бдительные мама с папой стояли на страже полной неприкосновенности своей дочери и ругали сына за его любую попытку защититься.

Когда мальчик уже в пятый раз получил шлепок по руке и в пятый раз расплакался от обиды и бессилия, я начала уже переживать эти чувства вместе с ним. Во мне «пробудился» спасатель. Тут же возникло непреодолимое желание возмутиться и просто крикнуть родителям: «Что вы делаете? Почему вы запрещаете своему ребенку защитить себя, свои границы? Почему вы игнорируете его чувства? Почему вы ему даже запрещаете злиться в ситуации, где это просто естественно?»

Одновременно с этим я начала тихо ненавидеть маленькую девочку, которая вела себя так нагло и совершенно безнаказанно. Но поскольку я не могла себе позволить все это выразить этим родителям, мне пришлось как-то успокаивать моего внутреннего «спасателя». Он страдал от бессилия и невозможности защитить мальчика, как и он сам.

Я приняла данную ситуацию как возможность продолжать изучать себя и найти способ справиться со своими негативными эмоциями и такой реакцией на происходящее с совершенно посторонними людьми. Я мысленно представила перед собой образ этого мальчика, который явно напоминал мне мою детскую часть личности в моменты, когда я чувствовала себя беззащитной, лишенной поддержки самых близких людей.

Обращаясь к этому образу, я говорила:

- Я разрешаю тебе защищать себя, даже когда тебя не понимают и не поддерживают другие.

- Я разрешаю тебе выражать свои чувства.

- Разрешаю выражать свое недовольство, когда тебе что-то не нравится.

- Я разрешаю тебе требовать к себе справедливого отношения.

Мне стало значительно спокойнее. Я подумала, что, видимо, мальчику суждено пережить этот опыт. И я надеюсь и очень желаю ему найти способ противостоять наглости и агрессивности его сестренки. И возможно, он научится быть гибким или хитрым или разовьет в себе какие-то полезные умения, чтобы не поддаваться манипуляциям младшей сестры.  Во всяком случае, я ему этого искренне желаю. Это в итоге помогло мне не думать о негативных последствиях подобных действий его родителей.

В какой-то момент девочка подошла к братику без намерения его ударить. И тут на его лице появилась улыбка, и мальчик с нежностью обнял сестренку. Я была поражена,  что, несмотря на все неприятные переживания, в нем оказалось столько любви и нежности к ней. Сумеет ли он сохранить это в себе? Что в будущем будет с его чувствами по отношению к сестре, да и вообще к девочкам в целом?

Далее мальчик достал планшет и увлекся им. Но спустя десять минут снова рядом появилась девочка и потянулась за планшетом. Мама тут же забрала планшет у сына и передала дочери. И снова чувство несправедливости накрыло мальчишку, да и меня тоже. Я уже не могла спокойно выдерживать накал чувств и немедленно пересела подальше, чтобы больше не видеть этой возни и не присоединяться к этим негативным эмоциям.

Ожидание вылета затягивалось. Сидя спиной, я слышала, как девочка стала бегать по залу ожидания с громким визгом. Папа бегал за ней и возвращал ее обратно. Это был единственный ребенок в зале ожидания, который вел себя совершенно бесконтрольно.

Мои эмоции сменились большим сожалением по поводу возможного будущего этих детей. Мальчик явно испытывает противоречивые чувства к сестре: он и любит ее, и одновременно ненавидит. Родители запрещают ему выражать свои чувства, защищать свои границы. А девочка нарушает эти границы, причиняет брату боль, и это как будто поощряется мамой и папой. Девочка всегда права и безнаказанна.

На что может повлиять такое поведение родителей и такой неравномерный подход к воспитанию детей? Что сестре можно все, потому что она младшая и девочка. Что брату нельзя ничего, потому что он старше, и он мальчик. Как может сложиться будущая жизнь этих детей, когда они вырастут?

Мое воображение рисовало разные картины, и в основном они были не очень радостные. Мальчик в будущем может бессознательно испытывать  обиду на женщин. Став взрослым, он может перенести эти чувства и на отношения с женщинами. Какие у него будут отношения с собственной женой? Он может неосознанно или даже осознанно делать ей больно, может бояться по-настоящему близких отношений, а может заводить многочисленные романы, изменяя или бросая влюбленных в него женщин. И его действия будут направлены на то, чтобы мстить женщинам за то чувство несправедливости, которое он испытывал в детстве.  

Или он будет абсолютно неуверен в себе как мужчина и выберет женщину, которая будет подавлять и унижать его. А он будет привычно подавлять свою агрессию или направлять ее на самого себя. Он может начать употреблять алкоголь, иметь опасные увлечения. Все возможные варианты невозможно перечислить.

А как будут складываться отношения с мужчинами у его сестры, которая привыкла совершенно безнаказанно нарушать чужие границы и поднимать руку на брата, не получая адекватной обратной связи?

Родители проводят детей к психологу, только когда у них появляются какие-то проблемы. Тогда у них есть шанс пересмотреть свой стиль воспитания, понять свои ошибки и измениться. Но в данном случае мы не можем заранее знать этого.

Мне остается надеяться, что не всегда негативные события в детстве приводят к фатальным последствиям. Хочу надеяться, что у мальчика разовьются способности защищать себя даже в такой непростой ситуации. Он может стать гибким и находчивым и находить способы защищать себя, сохраняя чувство собственного достоинства.

Мы не знаем, как каждый человек сумеет воспользоваться тем опытом, который он получает с детства. Мне бы хотелось, чтобы прочитав эту историю, взрослые, имеющие собственных детей или работающие с чужими детьми, задумались о том, что они осуществляют своими действиями по отношению к детям. Как их поведение влияет на формирование картины мира ребенка? То, каким мир станет в представлении ребенка – враждебным или безопасным – зависит от нас.



Просмотров: 495
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Может ли мальчик любить мальчика
  • Сам себя достал! Как речь человека, произнесённая даже внутри себя, может создавать ему же проблемы.
  • Может ли психолог выражать свои чувства с клиентом?
  • Мужчина - женщина - мальчик - девочка. Об идентичности
  • Кто я: мальчик, девочка или третий пол?
  • Хороший мальчик и Плохая девочка
  • Мальчик или девочка? Причина одиночества...
  • Девочка-мальчик. Нарушение гендерной идентичности
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Хочу сказать маме о том, что мне нравится мальчик, но боюсь, что она меня не поймет
  • Он меня Бьет, потому что сама Виновата. На самом деле он жить не может без меня, а я без него.
  • Мальчик или девочка? Осознание ребенком своего пола (глава из книги)
  • Призраки нерождённых 2: Мальчик, который выжил (только для читателей с крепкими нервами!)
  • Почему они убиваю себя? Механизм психики, который может привести к детскому суициду
  • Почему ваш мужчина может продолжать мастурбировать и смотреть порно, даже если у него уже есть Вы
  • Родительские ожидания: ждали девочку, родился мальчик (глава из книги)
  • Когда ребенок не может постоять за себя
  • Когда мужчина теряет интерес, уходит, не торопится к тебе, когда с ним будто теряешь себя
  • Мальчик, который испугался. Описание случая из практики.
  • Когда женщина может и должна позволить себе негативные эмоции
  • Когда меня стыдят, я замираю и не могу себя защитить
  • Я больше не твой мальчик, мама.
  • Мама, какой у Вас замечательный жирный мальчик!
  • Вопрос — ответ: Не разрешаю себе злиться на мать. Злюсь на себя
  • Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда
  • Каждый может выделить 10 минут, чтобы позаботиться о себе
  • Почему когда я лучше узнаю себя, я перестаю видеть свои проекции в другом?
  • Я хочу чтобы муж меня обнимал, не потому что я этого хочу, а потому что он этого хочет...
  • «Принимай меня таким, какой я есть!» Почему этого нельзя требовать?
  • Когда подросток режет себя и специально делает себе больно



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь