Домашние задания. Ориентированный на решение подход

Автор статьи: Марк Сухорученков

Домашние задания Ориентированный на решение подход

Значительную часть терапии клиент в ориентированном на решение подходе проводит сам между сессиями. Собственно, клиент, придя на сессию с проблемой, уходит с ее решением или частью решения, которую ему надо воплотить в жизнь, чтобы проблема исчезла. Поэтому важнейшей частью работы является домашнее задание.

Есть несколько существенных моментов:

1) Невыполненное домашнее задание не должно давлеть над клиентом,  не должно укреплять опыт неудач и подтверждать низкое мнение клиента о собственной некомпетентности. Поэтому, домашнее задание не проверяется. Терапевт говорит о нем, если клиент сам заводит об этом разговор и фокусируется на том, как именно клиенту удалось его выполнить, на том, какие успешные моменты в его выполнении, а так же какие положительные следствия на ситуацию клиента выполнение задания имело. Делается это подобно тому, как обсуждаются маленькие успехи в начале сессии.

2) Если клиент говорит о том, что он не сделал задание, терапевт фокусируется на том, что хорошего он сделал вместо этого.

К1

Вы мне говорили сделать домашнее, задание… У меня на этой неделе совсем не было времени. Я не успел.

 

Т1

Хорошо. А что полезного для себя Вы сделали вместо него?

Поиск позитивного «вместо»

К2

Ну не знаю, все было как обычно...

 

Т2

Попробуйте вспомнить. В то время, когда Вы планировали выполнять домашнее задание, Вы, ведь были заняты чем-то другим. Давайте, попробуем вспомнить, что именно Вы делали?

Приглашение к анализу, что клиент делал «вместо»

К3

Ничего. Я планировал делать это вечером, но вместо того, чтобы делать, просто приходил с работы и ложился спать.

 

Т3

Ложились спать? Скажите, на этой неделе Вы лучше высыпались?

 

К4

Да нет, вроде бы так же… Но, надо сказать, что я засыпал лучше.

Клиент называет позитивное следствие деятельности вместо домашнего задания.

Т4

Засыпали лучше? Правильно ли я понимаю, что то, что Вы делали вместо домашнего задания, можно назвать: «Лучше засыпали»?

Подчеркивание этого позитивного следствия

К5

Да, действительно, мне удавалось лучше засыпать

 

Т5

Очень хорошо! Вы научились лучше засыпать. Какие следствия для Вашей ситуации это может иметь?

Поиск смысла этого факта (подробнее о сдвигах фокуса в статье «Сдвиг фокуса при поиске решения»)

Т…

Давайте, подумаем вместе, что именно во всей этой ситуации, делает так, что Вы лучше засыпаете?

Поиск того, что помогло

Т…

Подумайте, пожалуйста, что Вы можете повторить, или использовать в этой ситуации, чтобы в будущем лучше засыпать?

Поиск того, что может помочь еще.

3) Важнейшим фактором успеха клиента является внимание. Поэтому большее воздействие домашнего задания направлено именно на внимание. Внимание должно сниматься с тех параметров, которые клиент наблюдает, наблюдение за которыми не приводит к успеху. Это в первую очередь критический контроль. Т.е. если клиент наблюдает за тем, произойдет ли еще одна ссора с женой, еще хуже наблюдает негативно ожидая этой ссоры, используя мысли: "Ну вот, опять" и т.п., то такое наблюдение будет способствовать увеличению количества ссор. Вообще такой контроль разрушает спонтанную и творческую деятельность. Все получается хуже (более подробно об этом написано у Т. Голви «Работа как внутренняя игра»). Одно только перенесение внимания на какой-то параметр ситуации, который свидетельствует об успехе, и который интересно наблюдать, способно сделать весь терапевтический успех. Часто, особенно на первой сессии звучит такое домашнее задание:

«Вы начали терапию, и сейчас могут происходить большие изменения. Пожалуйста, внимательно наблюдайте за всем тем, что с Вами теперь происходит, и фиксируйте все то, что бы Вы хотели, чтобы происходило с Вами дальше».

Задание на наблюдение, может быть более предметным. Допустим, клиент во время сессии сказал, что, когда он хочет работать и не прокрастинирует свою работу, то у него возникает интерес. Задание может звучать так:

«Пожалуйста, прежде, чем заняться какой-либо работой, оцените по 10 бальной шкале свой интерес к этой работ»е (более подробно про шкалы в статье «Шкалирование для психологической поддержки. Ориентированный на решение подход» ).

Подобное задание вполне может привести к тому, что клиент пусть незначительно, но будет увеличивать свой интерес к работе, направив на него свое внимание.

4) Проблему поддерживают специальные действия клиента, которые он выполняет раз за разом, шаблонно. Если клиент перестанет их выполнять, или поменяет порядок, то очень часто проблема исчезает. Вариант заданий:

«Пожалуйста, когда Вы принимаетесь за работу, прежде чем начать, сделайте что-то, что угодно, по-другому, не так, как Вы всегда делаете».

Здесь же, для того, чтобы нарушить шаблон, можно направить внимание клиента на какую-то часть ситуации, которую он не замечал, но которая может помочь ему избавится от проблемы или ослабить ее.

«Каждый раз, когда Вы захотите закурить, прислушайтесь к своему желанию и попробуйте определить, продиктовано оно в этот момент желанием тела, зависящим от никотина или привычкой всегда курить в это время, или в этом месте, или в подобной ситуации».

«У меня к Вам обоим будет задание. Вы сказали, что часто ссоритесь из-за того, что обвиняете друг друга. Пожалуйста, каждый день придумайте по одному обвинению, с которым Вы не согласны. Но не говорите о том, что Вы его придумали и Вы с ним не согласны другому. Обвиняя друг друга, как обычно, используйте это обвинение, а партнер, пусть попробует определить, когда это было сделано. Только не обсуждайте это друг с другом, записывайте, не показывая друг другу. Мы обсудим это вместе на следующей сессии».

Так же шаблон помогает разрушить случайность.

«Каждый раз, когда Вам захочется поссориться, пожалуйста, подкиньте монетку. Если выпадет «орел» - ссорьтесь как обычно, «решка», просто разойдитесь в разные комнаты на полчаса».

«Каждый раз, когда Вы захотите курить, подкиньте монетку. Если Выпадет «орел» - курите, «решка» потерпите еще полчаса».

5) Часто решение, которое избавит клиента от проблемы очевидно. Но клиент не берется за него, не веря, отрицая, что это поможет. Тогда ему дается задание сделать это в качестве эксперимента, как элемента терапии. Здесь же его можно попросить сделать что-либо как будто бы он уже решил проблему или часть проблемы:

«Представьте, что Вы уже бросили курить. Попробуйте первые два часа своего дня вести себя так, как будто бы Вы уже бросили».

6) Когда решение или его часть стало очевидно на сессии, к примеру, клиенту для улучшения его ситуации надо начать составлять паны на день, очень важно, чтобы клиент взял как можно больше ответственности за это на себя. Поэтому у клиента спрашивают, когда и как ему будет удобно сделать это в первый раз, делать это регулярно.

«Хорошо, когда именно Вам будет удобнее начать планировать? В какое время дня Вы будете заниматься планированием? Когда Вы придете на следующую сессию, сколько дневных планов Вы принесете?»

7) Ответственность клиента. Если клиент может взять много ответственности за выполнение домашнего задания, ему дается поведенческое задание, фактически решение проблемы. Если он мало способен сейчас взять ответственности, задание более на наблюдение.  Наиболее продвинутому с точки зрения ответственности клиенту задание может быть дано так:

«Что бы Вы хотели сделать к следующему разу в качестве домашнего задания? Когда, как и сколько раз Вы будете его выполнять? Как Вы планируете за него отчитаться?»

8) Если проблема клиента поддерживается бессознательно, ему может быть дано парадоксальное предписание, в том числе предписание симптома. Эти домашние задания пришли в ориентированный на решение подход из стратегической психотерапии. Там такие задания очень развиты, многообразны, и все они могут использоваться в ориентированном на решении подходе. Например, у клиента панические атаки. Задание:

«Я Вас сейчас попрошу выполнять очень трудное, но абсолютно необходимое задание. Я Вас попрошу делать это в строго определенное время (кстати, когда Вам это удобно делать?) Каждый день по 10 минут. Поставьте себе на 10 минут будильник, и пробуйте вызвать у себя все симптомы панической атаки, о которых Вы говорили. Следите за тем, чтобы как можно больше симптомов было вызвано, и они были как можно сильнее. Когда зазвонит будильник, прекращайте вызывать симптомы, встаньте, глубоко подышите, можно умыться холодной водой».

При проверке домашних заданий следует обращать внимание на:

1) Позитивные исключительные ситуации. Как удалось не допустить ухудшения ситуации. Что было сделано так словно бы проблема не существует.

2) Позитивные изменения. Произошло-ли что-то хорошее во время, когда выполнялось домашнее задание. Что именно произошло. Что помогало и что мешало тому, что произошло. Как клиенту удалось помочь хорошему произойти, и сдерживать мешающие этому факторы. (Подробнее об этом в статье: «Поддержка продвижения к цели. Беседа о маленьких успехах»).

3) Продвижение в решении. Важно отмечать продвижение в решении проблемы. Для этого в самом начале хорошо бы найти и согласовать с клиентом количественную оценку продвижения и проверять ее изменение на каждой сессии. Это можно сделать при помощи шкал или других методик, например «колесо жизни». И так же важно спросить: что помогало, а что мешало продвижению, что клиент делал, чтобы продвинуться, а что, чтобы сдержать мешающие факторы.

Вся сила домашних заданий, конечно же, проявляется при работе с психологом, коучем, тренером. Задавать домашние задания себе самому менее эффективно. Однако и это тоже можно делать. Но работа с самим собой, конечно, тоже возможна. Лучше всего делать такую работу письменно.

Прежде чем дать себе домашнее задание продумайте и запишите:

1) На что оно будет направлено. Варианты: на наблюдение позитивного процесса, на наблюдение негативного процесса, разрушение шаблона, выработка нужного поведения, обучение новому опыту (эксперимент).

2) Как можно будет понять, что задание выполнено (какой результат об этом скажет).

3) Когда, как, где его надо будет выполнять и как, где и когда перед собой за него отчитываться.

4) По окончанию заполните табличку:

Вопрос

Ответ

Как меня продвинуло в решении той проблемы, которой я занимаюсь данное задание?

 

Если продвинуло или не продвинуло, как я могу это объяснить?

 

Что хорошего в моей жизни появилось в следствии выполнения домашнего задания?

 

Что (кто) помогало этому хорошему произойти?

 

Что (кто) мешало этому хорошему произойти?

 

Что я делал, чтобы это хорошее произошло?

 

Как я нейтрализовал мешающие факторы?

 

 

Если настоящая статья показалась Вам полезной, нажмите, пожалуйста, «Сказать спасибо». Действительно, приятно читать Ваши комментарии и считать «лайки».



Просмотров: 465
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Клиент не выполнил домашнее задание: роль терапевта
  • Мануал, как быть, когда ребенок саботирует домашнее задание
  • Делать ли с ребёнком домашнее задание или нет?
  • Помогать ли ребенку делать домашнее задание?
  • Школа:делать ли с ребенком домашнее задание?
  • Домашнее задание в психотерапии: Зачем оно нужно? Сложности его выполнения и их разрешение.
  • Терапия как домашнее задание
  • Домашнее задание в РЭПТ
  • Пишите письма. Домашнее задание
  • Домашнее задание или как научиться учиться
  • Домашнее задание: помогать или не мешать?
  • «Домашнее задание» – страшный сон родителей.
  • "Посмотрите фильм..." - домашнее задание в терапии супружеских пар.
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Как сделать так, чтобы клиент сам решил свою проблему?
  • Когда мы хотим изменений,мы смотрим вперед. А начать лучше с того, чтобы посмотреть в зеркало.
  • Что делать, если друг живет в ситуации домашнего насилия?
  • Как помочь ребенку самостоятельно выполнять домашние задания. Часть 1
  • Как помочь ребенку самостоятельно выполнять домашние задания. Часть 2
  • Как что-то захотеть или что делать, когда клиент не знает, что хочет?
  • Гуси-лебеди. 2 часть анализа + практическое задание.
  • Что делать, чтобы клиент не бросил терапию. Часть Пятая
  • Что делать, чтобы клиент не бросил терапию. Часть Шесть
  • Когда учеба в радость, или что можно сделать уже сегодня, чтобы завтра дети сами захотели пойти в школу
  • Задание при неврозе и ВСД
  • Что делать, когда клиент говорит "нет".
  • "Ах, какое трудное задание". Случай из практики.
  • Как не злиться на ребенка даже когда проверяешь домашние задания
  • Что клиент не может сделать сам?
  • Начинаю писать дневник! (Практическое задание)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь