|
Терапия как домашнее заданиеАвтор статьи: Ольга Кошелева
Меня часто просят дать домашнее задание, как будто от него результат терапии будет лучше, выше, быстрее. Да, есть некоторый объем ситуаций, когда задание на неделю помогает мне понять динамику процессов клиента, и в этом случае я действительно жду обратной связи. Но это скорее исключение, нежели правило. Главным домашним заданием в совместной работе я вижу способность клиента снова приходить на терапию. А это бывает ужас как непросто: «А оно мне надо? Может так как-нибудь сойдет? Вдруг со мной что-то не так? А о чем говорить-то? Мне что, деньги больше некуда деть? А об этом вообще можно говорить? У меня столько всего — может, лучше не начинать? Что обо мне подумают? Вдруг изменений никогда не будет?». Если вы были хотя бы на одной консультации у психолога, думаю, вы сможете найти в себе отголоски этого внутреннего диалога. От сессии к сессии человек живет с этими и другими внутренними вопросами и противоречиями, учится на них смотреть, анализировать, рефлексировать и быть в контакте с собой и со мной даже тогда, когда это бесит или выглядит страшным. И не только быть, но и говорить об этом. Сложно. Дико. Непривычно. Конечно, легче избегать. Это понятно, просто и обкатано годами. Легче сделать домашнее задание или забить — бездумно выполнять или игнорировать «полезные» инструкции нас учат с детства. – Слушай взрослых. – Почему? – Вырастишь, поймешь. «Зачем ты просишь меня дать тебе домашнее задание? – Не знаю, ну так надо. – А ты хочешь? – Не знаю». Обсуждать не принято, нужно просто получать задания и делать-делать-делать. Прямо какая-то внутренняя мантра как из сериала Agents of S.H.I.E.L.D.: «Ты подчинишься. Ты знаешь, что для тебя лучше всего. Подчинение будет вознаграждено». Подчинение, принятие чужого мнения без рефлексии и анализа «нужно/не нужно, вредно/полезно, хочу/не хочу» приводит к тревоге, одиночеству, злости (чаще подавленной), страху и жесткости по отношению к себе. Анализируя терапевтический процесс, я понимаю, что наиболее глубоки те периоды, когда мы продвигаемся от интеллектуализации к чувствам и ощущениям, когда мне удается конфронтировать внутреннего критика клиента и помогать в развитии эмоциональной грамотности. Здесь нет острой необходимости в заданиях, для этого вполне достаточно контакта двух людей в «здесь и сейчас». Чему вы уделяете внимание – то и растет. Уделяйте внимание мягкости, пониманию, бережности и уважению. К себе. Такое вот домашнее задание) Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|