Терапия как домашнее задание

Автор статьи: Ольга Кошелева

Меня часто просят дать домашнее задание, как будто от него результат  терапии будет лучше, выше, быстрее.

Да, есть некоторый объем ситуаций, когда задание на неделю помогает мне понять динамику процессов клиента, и в этом случае я действительно жду обратной связи. Но это скорее исключение, нежели правило.

Главным домашним заданием в совместной работе я вижу способность клиента снова приходить на терапию.

А это бывает ужас как непросто: «А оно мне надо? Может так как-нибудь сойдет? Вдруг со мной что-то не так? А о чем говорить-то? Мне что, деньги больше некуда деть?  А об этом вообще можно  говорить? У меня столько всего — может, лучше не начинать? Что обо мне подумают? Вдруг изменений никогда не будет?». Если вы были хотя бы на одной консультации у психолога, думаю, вы сможете найти в себе отголоски этого внутреннего диалога.

От сессии к сессии человек живет с этими и другими внутренними вопросами и противоречиями, учится на них смотреть, анализировать, рефлексировать и быть в контакте с собой и со мной даже тогда, когда это бесит или выглядит страшным. И не только быть, но и говорить об этом. Сложно. Дико. Непривычно.

Конечно, легче избегать. Это понятно, просто и обкатано годами. Легче сделать домашнее задание или забить — бездумно выполнять или игнорировать «полезные» инструкции нас учат с детства.

Терапия как домашнее задание

– Слушай взрослых. – Почему? – Вырастишь, поймешь.
– Прописываю вам прием вот этих таблеток. – Почему? – Я врач и лучше знаю.
– Делай как я говорю. – Почему? – Что, умный самый?

«Зачем ты просишь меня дать тебе домашнее задание? – Не знаю, ну так надо. – А ты хочешь? – Не знаю». Обсуждать не принято, нужно просто получать задания и делать-делать-делать. Прямо какая-то внутренняя мантра как из сериала Agents of S.H.I.E.L.D.: «Ты подчинишься. Ты знаешь, что для тебя лучше всего. Подчинение будет вознаграждено».

Подчинение, принятие чужого мнения без рефлексии и анализа «нужно/не нужно, вредно/полезно, хочу/не хочу» приводит к тревоге, одиночеству, злости (чаще подавленной), страху и жесткости по отношению к себе.

Анализируя терапевтический процесс, я понимаю, что наиболее глубоки те периоды, когда мы продвигаемся от интеллектуализации к чувствам и ощущениям, когда мне удается конфронтировать внутреннего критика клиента и помогать в развитии эмоциональной грамотности. Здесь нет острой необходимости в заданиях, для этого вполне достаточно контакта двух людей в «здесь и сейчас».

Чему вы уделяете внимание – то и растет. Уделяйте внимание мягкости, пониманию, бережности и уважению. К себе.

Такое вот домашнее задание)



Просмотров: 487
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Мануал, как быть, когда ребенок саботирует домашнее задание
  • Помогать ли ребенку делать домашнее задание?
  • Домашнее задание в психотерапии: Зачем оно нужно? Сложности его выполнения и их разрешение.
  • Делать ли с ребёнком домашнее задание или нет?
  • Школа:делать ли с ребенком домашнее задание?
  • Домашнее задание: помогать или не мешать?
  • Домашнее задание в РЭПТ
  • «Домашнее задание» – страшный сон родителей.
  • Домашнее задание или как научиться учиться
  • Пишите письма. Домашнее задание
  • Клиент не выполнил домашнее задание: роль терапевта
  • "Посмотрите фильм..." - домашнее задание в терапии супружеских пар.
  • Почему моя дочь(сын) меня слушать не хотят? Как помочь, когда тебя об этом не просят
  • Роли выживания – Фанат: «Только я знаю, что, как и когда нужно делать»
  • Ну почему так просто тебя мужчина не любит, а для этого нужно что-то делать?
  • Что лучше - школьное или домашнее обучение?
  • Слушайся меня, потому что я лучше тебя знаю, как Мне Страшно.
  • Гуси-лебеди. 2 часть анализа + практическое задание.
  • Ваша жизнь может быть лучше, но это сложно себе представить!
  • Когда легче попросить помощи или чем стоматолог лучше психолога
  • Грань 16. Я лучше знаю, кем тебе быть.
  • Чтобы научиться жить в этом мире, нужно всего лишь позволить себе иногда злиться
  • Надо заставить ребёнка учиться! Пусть ребёнок лучше умрёт, чем тройки будет в школе получать!
  • Когда лучше задать вопрос на форуме, а когда лучше получить личную консультацию?
  • Я знаю лучше тебя, что ты хочешь...Взгляд на лечение энуреза.
  • «Жестокость – это то, что я знаю лучше всего». Воспитание матерью - нарциссом. Рецензия на фильм.
  • Задание при неврозе и ВСД
  • Изобилие это когда всё есть и даже немножко больше, а лучше много про запас.
  • Домашнее насилие: главное по теме, что нужно знать каждому
  • Домашнее насилие. Что делать?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь