|
Гуси-лебеди. 2 часть анализа + практическое задание.Автор статьи: Виктория Николаевна Браткова
Встреча с Бабой-ЯгойЧто видит девочка, когда приходит к избушке Бабы-Яги? Старая страшная бабка прядет кудель, а на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками. Баба-Яга имеет несколько имен — Ягибиха, Ягишна, Баба-Йога. Избушка ее стоит всегда в дремучем лесу, куда нужно продираться сквозь плотные заросли деревьев и колючих кустов. Такой лес всегда вызывал неподдельный ужас у наших предков, так как мыслился ими как граница между мирами. Они представляли себе, что Баба-Яга — богиня, которая сопровождает умерших с этого света на тот и потому наделяли ее безграничными возможностями. Она дает мальчику играть с серебряными яблоками, что отражает народные представления о том свете, где растут золотые яблоки на серебряных деревьях. Существует также старое название яблони «серебряный сук», что происходит от поверья, что яблоки растут на серебристых ветвях и обладают свойствами бессмертия. Отметим, что избушка стоит на курьих ножках. Игра слов нас привела к куриным лапам, тогда как по мнению этнографа Д. Зеленина: «Древние славяне погребальные сооружения ставили на столбах, которые окуряли дымом можжевеловых веток, отсюда и „курьи“». Надо заметить, что Баба-Яга во многих сказках прядет пряжу или кудель, что наводит меня на мысль о трех пряхах из сказок братьев Гримм или богинях судьбы Мойрах из античной мифологии, они же — Парки у римлян или Норны у древних скандинавов. Они пряли и перерезали нить жизнь, определяя судьбу. У славян считалось, что роженицы или суджаницы определяли судьбу новорожденного. И Баба-Яга в сказке «Гуси-лебеди» пряла кудель, что отражает ее прогностическую функцию и неотвратимость. Заметили, что во многих русских сказках именно Баба-Яга дает герою заветный клубочек, который выведет его на верный путь? Здесь, когда девочка заходит в избу (повествование в обработке А. Н. Толстого), старуха поручает ей прясть, а сама уходит топить баню. Случайно ли это? Детям еще рано покидать этот свет — обрывать нить судьбы, поэтому нужно, чтобы прядение не останавливалось, а также старуха дает им выбор: уйти или остаться. За прядение временно взялась мышка. Она, как известно, считается одним из хтонических животных, ведь ее нора находится в земле. Хитрая мышь знает много секретов нижнего мира. Девочка сначала кормит мышку, а после слушается ее совета. И это не единственная сказка, где так происходит. В одной из самых древних «Мачеха и падчерица», когда девушка приходит к медведю, именно мышка помогает ей обмануть медведя — смерть, обыгрывая его в жмурки. Девочке непременно нужно было повидаться с Бабой-Ягой, но зачем? Сложив все части вместе можно сделать вывод, что встреча с этой старухой символически отражает встречу с собственной смертью. Целостный человек всегда включает аспект смерти в свою жизнь. Это переосмысление, приобретение новых ценностей, и девочка понимает, что она не вернется после такого испытания прежней. И, да — про количество персонажей, которые встречаются на пути девочке: три плюс один будет четыре, а это число земли, число завершенности и стабильности. Баба-Яга — это четвертая часть архетипа Великой Матери в этой сказке. Как говорит Юнг, «четвертый надевает на троичное мышление оковы реальности». Четвертый элемент соединяет противоположности и создает новое единство. Их стало четыре, чтобы девочка смогла осознать свою реальность такой, как она есть, избавиться от детских иллюзий, расширить сознание за счет присоединения частей из бессознательного. И это уже не та маленькая девочка, что шла в гущу леса в поисках брата. Обратный путьСестра схватила брата и потащила вон из избушки. Но на этом история не закончилась, потому что Баба-Яга приказала гусям-лебедям мчаться за беглецами. То есть, мало себе вернуть свою часть, важно ее присвоить и сберечь, от того на обратном пути героиню ожидали не меньшие опасности. Вы заметили, что на пути за братом, девочка несговорчива, не проявляет должную скромность и почтение перед великими символами (печь, яблоня и речка)? Она рассчитывает только на себя в поисках пропавшего брата. Так и в реальной жизни: когда мы все рационализируем, не придавая подобающего значение интуитивному знанию из бессознательного, то оно нас наказывает, накрывая Тенью с головой. Юнг говорил: «Многие люди ошибочно переоценивают роль воли и полагают, что ничто не может произойти в их собственном разуме без их решения и намерения». А слышали же поговорку «Хочешь насмешить Бога — расскажи ему о своих планах» или «Человек полагает, а Бог располагает»? Они как раз об этом! А у глубоко верующих напротив, есть такое выражение «как Господь управит». Истина же где-то посредине. Изначально наше бессознательное имеет огромную мощь, и если мы ему не оказываем необходимого почтения и уважения, не приносим жертву (а жертвой здесь могут быть и гордыня, и многословие, и желание посплетничать, желание ускорять события или собственная лень), не обращаем внимания на подсказки из снов, на синхронию мира, то нам и ответ держать. Но вернемся к сказке! Возвращаясь, девочка снова встретилась с теми же символами, но в обратном порядке, и эта очередность здесь важна. По дороге туда сначала была печь, как символ рождения, затем яблоня, как символ жизни, и река, как символ смерти. Словно вся жизнь прошла до смерти в ускоренном варианте. На обратном пути она сперва отведала киселя у молочной реки, затем лесного яблочка, а закусила ржаным пирожком. Эти действия отражают символическую смерть у реки, потом жизнь у яблони, а после, влезая внутрь печи, как бы «перепекаясь» — трансформируясь, снова рождается для жизни в проявленном мире, мире сознания. И именно после перерождения в печи гуси-лебеди прекратили погоню и оставили девочку в покое. Кстати, вам не кажется, что девочка ведет себя крайне странно? Угощения все те же, а на пути за братом она от них отказывается, а по пути домой ест все, что предложили ей архетипические герои. А нашим предкам бы так не показалось, ибо они знают истину, сестрица на пути «туда» ведет себя как непосвященная, не получившая инициацию, потому и не получает помощи от сверхъестественных сил. Инициация«Сказка, — утверждает известный фольклорист Владимир Пропп, — это иносказательное описание обряда инициации. Обряда, характерного для первобытных обществ всех народов, отсюда схожесть сказочных сюжетов по всему миру». И «Гуси-лебеди» не исключение. Инициация — ритуал перехода чаще молодежи брачного возраста из мира детства в мир взрослых. В ту пору юношам и девушкам приходилось несладко, они вынуждены рано сепарироваться от родной семьи и учиться в прямом смысле этого слова выживать (сравните с нынешней инфантильной молодежью, живущей за счет родителей лет до двадцати пяти, а то и дольше). Инициация тесно связана с миром смерти, которая переживалась как собственная смерть и как ее постоянная угроза. Более того, проходившие инициацию неофиты считались мертвыми! Они сами добывали себе огонь, пропитание, обеспечивали себе безопасность, а это не просто остаться без телефона в большом городе, это испытание покруче! Ведь наши предки жили тесно с миром природы и диких животных в том числе. Инициация была призвана научить молодое поколение переживать настоящие трудности, тогда человек особенно ценил жизнь и каждый ее день, ценил хорошие отношения, ценил умение наладить контакт, умел отвечать за свои слова. У тех, кто вернулся (надо заметить, что обратно возвращались не все), существенно повышался социальный статус: они имели право голоса в обществе, право заводить семью. Многие русские сказки символически показывают этот обряд, вы знаете их. Это и «Морозко», «Иван-царевич и Серый волк», «Царевна-лягушка», «По-щучьему велению», «Конек-горбунок» и др. Все они составлены по типу герой вырос и покидает отчий дом, сам или по наущению родителей. Сначала он простофиля, каких свет белый видывал, а обратно возвращается как победитель. Этот же путь зашифрован в старших арканах карт Таро. Посвящение во взрослую жизнь включало в себя тройное откровение: священное общение с надличностным (богами), смерть и сексуальность. Познав все это у Бабы-Яги, девочка на обратном пути ведет себя иначе: склоняется перед священными символами и ест ритуальную еду — кисель, яблоко и пирожок. В ее реальную жизнь сейчас встроились все те знания, которые она получила за время своего длинного путешествия. Вспомните сейчас сказки «Морозко», «Ленивица и рукодельница», «Госпожа Метелица», где скромная девушка-сирота слушает, делает то, что ей приказано и получает награду, а после — возможность выйти замуж за принца, а на худой конец, за купца или просто хорошего парня. А сестра-ленивица за свое поведение в лучшем случае получает антинаграду, а в худшем варианте замерзает, умирает или ее убивают. Этот момент тоже отражает древнюю инициацию. Когда непосвященный не знает как и что делать правильно, согласно архетипу, он лишается силы, а вместе с ней и жизни. Также в этой истории очень много брачных символов: прошел неофит инициацию, а там и до свадьбы рукой подать! На психологическом языке это следует видеть как сюжет о воссоединении женского и мужского внутри личности, происходит марьяж Анимы и Анимуса, что сулит возможность преодолеть разрушительную силу материнского бессознательного — плохой Матери — Бабы-Яги. Людей, тесно связанных с архетипом Матери (переводя на язык нашей сказки — непрошедших инициацию), видно по тому, как они ведут себя в обществе. Часто это неструктурированные, безответственные дети, будь им хоть двадцать пять, хоть пятьдесят два года. Если «Гуси-лебеди» или иные сказки с подобным содержанием ваши любимые, то можно сказать, что прохождение инициации — ваша тема. И пора бы этим заняться, пока жизнь сама вам не дала пинка. Поверьте, за этим дело не станет. Для мужчины ритуалом перехода во взрослую жизнь служит армия, где ему нужно научиться подчиняться командирам, жить в чужом коллективе, повышенные физические нагрузки — год в аскетичной обстановке очень благотворно влияет на мужскую психику. Для женщины инициацией может служить переезд в другой город, самостоятельная аренда квартиры, длинное путешествие за свой счет за границу, где можно научиться ответственности. И работа с психотерапевтом хорошо способствует инициации, а с ней внутреннему росту и гармонии. Но вернемся к нашей истории. В итоге душа и дух вместе, соединились. Девочку получила награду: батюшка с матушкой привезли ей платочек. На Руси существовал обычай «развязывание ума», когда маленькой девочке дарили юбку и платок. Было принято, чтобы первый платок именно отец дарил своей дочери, как символ признания ее женской сущности. И здесь отец символически признает свою повзрослевшую дочь, уже молодой женщиной, а не девочкой. Брат и сестра. Конкуренция, как лейтмотивЕсли мы посмотрим на эту же сказку с психоаналитической точки зрения, то увидим здесь наличие жесткой сиблинговой конкуренции. С определенной долей уверенности можно сказать, что если «Гуси-лебеди» из числа ваших любимых, запоминающихся, или наоборот, неприятных сказок, то детская психика ваша пыталась как-то переработать сильные чувства ревности и зависти к своим братьям/сестрам. В детстве вы не знали, что делать с претендующими на любовь матери, как и вы, братьями/сестрами. Да, эти чувства у нас в обществе не принято показывать, а более того, осуждать их присутствие. Но представьте себе такую картину: вы ведете свой бизнес, у вас активы, у вас прибыль, у вас материальная база. И вдруг, нежданно-негаданно появляется человек, который отбирает у вас половину вашего всего. И кабинет — больше не ваш личный кабинет, вам приходится его делить на двоих. И прибыль, и активы, все делить. Что вы чувствуете при этом? Известный факт, что самое большое богатство для ребенка — это любовь матери. А если мать и так мало дает? То приходится биться за эти крохи. И ребенку приходят в голову крамольные мысли в отношении братьев/сестер: «Лучше бы тебя не было!» Этот внутренний конфликт как раз и отражает сказка «Гуси-лебеди». Подобные чувства сопровождают людей на протяжении многих веков. Есть отражение этого и в греческих мифах, когда Гермес украл у своего родного старшего брата Аполлона стадо коров. Младший забирает у старшего, а не как-то иначе, ведь младший приходит позже и с ним уже другие, более зрелые, более расположенные к отдаванию любви родители, младшего любят больше, он любимчик, ему многое прощается. Бывает и наоборот. Отражение чему мы видим, например, в сказке и одноименном мультфильме «Малыш и Карлсон». Малыш одинок, старшие не играют с ним, и тогда он придумывает себе друга Карлсона, которого никто не видит. К сожалению, эти чувства зачастую подавлены в бессознательном, но от этого не менее актуальны, поэтому после смерти родителей при дележе имущества родные братья/сестры бьются насмерть, и внешне ради материальных благ, а на самом деле, чтобы получить ту часть любви, которую считают своей по праву. Напоследок практическое упражнениеСимволдрама — это метод психотерапии, где с помощью специальных образов-мотивов психотерапевт может вскрыть внутренние конфликты мягче и быстрее, обходя внутреннее сопротивление, узнать и проработать негативные установки эффективнее, так как вопрос задается не напрямую, а в символической форме. Как говорит Э. Вильке: «Это возможность сфокусировать свой бессознательный конфликт под защитой символа и проработать его в переносе на психотерапевта». И работаем мы в образах со внутренним миром, с самым ядром глубинных проблем, ведь именно они становятся причинами наших «любимых неврозов». По нашей сегодняшней теме статьи есть в символдраме мотив — «Любимая сказка». А задается он так: «Представьте себе, что вы попали в свою любимую сказку»… Это поможет вам ответить на тот запрос, который вас мучает (о чем думаете последнее время, не можете принять какое-то решение и пр.). Я предлагаю вам прямо сейчас мысленно послать волнующий вас запрос в свое бессознательное, а после отвлечься от бренных мыслей и пофантазировать на тему этого мотива. Можно работать как с закрытыми, так и с открытыми глазами, в данный момент это не столь существенно. Ответьте себе на вопросы:
Могут события происходить по заданному сюжету, а могут совершенно от него отличаться. Все детали, даже самые мелкие, на ваш взгляд, имеют значение и могут дать доступ к ответу. Важно! После того, как вы вышли из образа, предлагаю вам записать весь образ и порисовать самый яркий запоминающийся момент. Сказка, как волшебный ключ, поможет вам разобрать и решить насущную проблему. И окажется, что все просто: главное — прислушиваться к себе. Мы использовали иллюстрации художников В. Лосина и М. Петрова, В. Конашевича; редактор Ольга Воропай. Моя статья опубликована в журнале «Психология».
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|