О роли воображения...

Автор статьи: Казмирова Нонна

     Безусловно, каждому родителю хочется, чтобы его ребенок был успешен во многом. И кропотливая подготовка к взрослению,например, к поступлению в школу, начинается задолго до приближения непосредственно школьного возраста. С ребятами занимаются в детских садах, развивающих центрах, самостоятельно дома. И чаще всего ориентир этой подготовки – обучающая программа школы. Но известно, что предметные умения и навыки только на первых порах выручают учащихся. Когда учебные задачи начинают требовать высокого уровня развития самостоятельности, инициативности, целеустремленности и, вдобавок, задачу надо выполнить творчески – ученик начинает испытывать трудности. Об этом не редко говорят учителя начальных классов.
     В школу, зачастую, приходят дети читающие, считающие, но имеющие скудный сенсорный опыт. Подчас, «недоигравшие» дети сталкиваются с неумением корректировать своё эмоциональное состояние, невозможностью сохранять внутреннюю позицию, выстраивать отношения с окружающими. И здесь серьёзной проблемой оказывается недостаточное развитие воображения у детей, а без него затруднена  и мыслительная деятельность. 

     Практический опыт показывает, что в выполнении заданий с точными инструкциями у детей возникает намного меньше сложностей, чем в заданиях на «свободную тему». А ведь мы, взрослые, считаем едва ли не главным качеством детства – способность к фантазиям! Считаем воображение - природным, естественным свойством ребенка!  «Уж, чего-чего, а этого у них хоть отбавляй!»
    Факты же подтверждают иную картину. В батарее тестов школьной готовности, самые высокие показатели чаще относятся к определению уровня психомоторной зрелости детей. Показатели здесь достаточно стабильны из года в год. В заданиях на восприятие, удержание и выполнение сразу нескольких задач устной инструкции – есть сложности, и это важно отслеживать и готовить детей в этом направлении, т.к. в школе с этим им придется часто сталкиваться, слушая задание учителя. А вот тестовое задание на воссоздающее творческое воображение, где достаточно свободы и есть где разгуляться фантазии  – сложностей оказалось неожиданно много! Не редко, самые слабые показатели у старших дошкольников -  по уровню развития воображения. Поначалу, это удивляет, а когда в полной мере начинаешь понимать что за этим стоит – хочется бить тревогу! Ведь любое обучение связано с необходимостью что-то представить, вообразить, оперировать абстрактными образами и понятиями. Все это невозможно сделать без воображения и фантазии.
     Развитие этой важной составляющей возможно различными способами.
Главное - стараться  искать и находить все новые пути для развития умения фантазировать. Например, специальные игры. Игра, которую легко организовать в любых условиях – «Функции предметов». Нужно назвать как можно больше вариантов использования одного и того же предмета. Вот, придорожный камень на прогулке. Его можно использовать как строительный материал, как пресс, как мел (если он оставляет следы на асфальте), как ограждение дорожки (если собрать их побольше) и т.п.
Так можно «обрабатывать» любые предметы вокруг, меняться ролями с ребенком ( он назвал предмет, а вы придумываете назначение, показываете пример разносторонности мышления). Здорово вместе придумывать, на что похожи облака в небе, лужи на асфальте, сломанная ветка и т.д. А камушки на берегу реки? Что если это живые существа, «превращенные волшебником»? На что или кого похож каждый из них?!
     Важно, в обычном повседневном общении давать ребенку больше инициативы, ставить новые неожиданные задачи, в разных ситуациях будить собственную творческую активность ребенка. Хорошим помощником может стать использование арт-терапии. Гармонизирующие настрои, творческая визуализация, направленное рисование – вот некоторые техники, которые способствуют раскрытию внутреннего потенциала, обнаружению самоценности, актуализации воображения и творчества ребенка. А творчество, как известно, окрыляет…

     Дети выступают в роли авторов, соавторов, изобретателей и интерпретаторов. Вот здесь и находит место вся широта детской фантазии! Ребята хорошо ощущают как из «ничего» прямо здесь рождается сказка, её герои, иллюстрации к ней…
И это открытие - я могу быть успешным создателем, созидателем, смелым в своем спонтанном проявлении – становится очень ресурсным!
Желание активно участвовать, получать результат – становятся маленьким кирпичиком того фундамента, на котором вырастает будущий  первоклассник: неравнодушный и заинтересованный.
     Развитие воображения способно помочь процессу обучения, ведь вкупе тренируется мышление, внимание, память и другие психические функции, обслуживающие учебную деятельность. Отечественный психолог В.Н. Брушлинский считал, что воображение – одна из форм мышления. Развитие воображения проходит две фазы и очень тесно связано с развитием рассудочной деятельности. Эту связь отражает, так называемая, «кривая Рибо». Когда рассудочная деятельность развивается прогрессивно, а наряду с ней не затухает развитие воображения – тем бОльшие способности проявляет человек. Когда же развитие воображения столь же прогрессивно, как и рассудочной деятельности, то мы говорим об одаренности и даже гениальности.
     Надо только самим взрослым расшевелить себя, разбудить свое, быть может «подуснувшее» воображение, чтобы помочь ребенку узнать радость собственных открытий. Поэтому, дорогие родители, не ленитесь почаще фантазировать вместе с детьми! Выдумывание и проигрывание, зарисовывание невероятных приключений известных только вам героев – способно стать удовольствием для всей семьи. Ведь внутри каждого взрослого до сих пор живёт «маленький ребенок». Доверьтесь ему и пообщайтесь с вашим сыном или дочкой на равных, войдите с ним рука об руку в прекрасный мир неизведанного. Помогите вашему малышу ощутить себя творцом чего-то прекрасного и ценного… Но, будьте деликатны, не форсируйте достижения ребенка, не сравнивайте с кем-то, стараясь подстегнуть, а просто следуйте рядом, пока он совершает свой путь к творческим открытиям. И тогда, возможно, вам удастся познакомиться с одаренностью, рожденного вами...
А такое открытие, согласитесь, многого стоит!!! Доброго вам пути!

Казмирова Н.Л.
Психолог  центра развития ребенка «Эврика»



Просмотров: 377
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Развитие воображения у детей дошкольного и младшего школьного возраста
  • Развитие воображения младших школьников
  • Наклейки как материал для развития воображения
  • Техника улучшения памяти и развития воображения
  • Техники воображения и визуализации
  • А страх всего лишь плод воображения
  • Психология Хеллоуина. Игры разума и воображения.
  • Сила воображения
  • Друдлы. Тренировка воображения
  • Целебная сила воображения
  • Приглашаю в сад вашего воображения
  • Сила воображения. Медитации
  • Поможет ли мир воображения справиться с утратой?
  • «Волшебство в решете» или «Сила нарциссического воображения».
  • Метод активного воображения. Что общего у К.Г. Юнга, К. Кастанеды и алхимиков?
  • О волшебной силе воображения или осознанном чародействе. Обыкновенное чудо.
  • Показатели развития ребенка в период от 3-х лет до 5— 5,5-летнего возраста.
  • Дети I Про развитие и способности ребенка. Реальность и заблуждения.
  • Когда учеба в радость, или что можно сделать уже сегодня, чтобы завтра дети сами захотели пойти в школу
  • А ведь это так важно - «здесь и сейчас»!
  • Развитие символической функции у детей дошкольного возраста.
  • Показатели развития ребенка в старшем дошкольном возрасте.
  • Развитие ребенка. Сколько, когда и зачем?
  • "Алые паруса" или ловушка воображения
  • Развитие ребенка. Когда начинать? Как это правильно делать?
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Как не только снизить негативное влияние компьютера на развитие ребенка, но и уберечь компьютер от чада?
  • Развитие речи ребенка как условие успешного обучения в школе
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Влияние сексуального любопытства ребенка на развитие детского мышления и интеллекта.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь