Метод активного воображения. Что общего у К.Г. Юнга, К. Кастанеды и алхимиков?

Начальная статья про активное воображение вот ЗДЕСЬ.

Как же выполняется активное воображение? М.Л. Фон Франц приводит 4 фазы этого процесса с различными уточнениями и предостережениями о возможных ошибках. В целом, процесс выглядит следующим образом:

Фазы активного воображения.

  • Остановить внутренний диалог. Здесь как раз поможет рисование, песочная терапия и прочее творчество, захватывающее мысли.
  • Позволить образам из бессознательного проникнуть в область внутреннего восприятия. При этом не следует как концентрироваться на образе, так и «запускать внутренне кино», находясь абстрагированным свидетелем.
  • Третья фаза состоит в том, чтобы дать внутренним фантазиям форму. То есть, нарисовать, вылепить, станцевать свои восприятия. Первый тип ошибок в этой фазе в том, что результату деятельности придается слишком эстетическая форма, уводящая от сути, второй тип – в том, что работа выполнена совсем небрежно.
  • Основная фаза, которая упускается в большинстве техник на основе воображения. Это – моральная конфронтация с тем материалом, который был произведен.
  • Естественно, эти фазы активного воображения легче описать, чем совершить в реальности. Несмотря на то, что если прочитать и освоить материал полностью и помнить обо всех ошибках. Это как с медитацией (повторюсь). Даже те, кто открывает для себя, что интуитивно они входили в состояние медитации, и пребывали в  нем, то пытаясь сделать это по описанию в книгах у них ничего не получалось, потому что это  – совсем другая, практически невыполнимая история.  

     «Новый (или, скорее очень давний) подход к активному воображению описан в книгах Карлоса Кастанеды. Это – метод шамана ДонаХуана, который он назвал сновидением. За ним стоят древние традиции мексиканских индейцев-шаманов. Ходят слухи, что многое в этих книгах было придумано Кастанедой, хотя и на основе подлинного материала шаманов. «Сновидение» - несомненно часть этого подлинного материала. Оно- исключительно индейское и никогда не могло бы быть изобретено белым человеком. «Сновидение достигается при помощи внешних явлений природы. Учитель Дон Хуан берет Кастанеду на прогулку в дикие пустынные места. В вечерних сумерках Кастанеда думает, что видит темную фигуру умирающего животного. Испуганный до смерти, он хочет бежать прочь, но затем вглядывается более пристально и видит, что это всего лишь сухая ветка. После всего Дон Хуан говорит: «То, что ты сделал, — это отнюдь не триумф. Ты зря растратил прекрасную силу — силу, вдохнувшую жизнь в сухой хворост.  Ветка действительно была зверем, реальным зверем, и этот зверь был жив, когда сила коснулась ветки. И поскольку сила делала его живым, весь фокус состоял в том, чтобы, как в сновидении, сохранять образ зверя как можно дольше» [К. Кастанеда, «Путешествие в Икстлан»].

    Метод активного воображения Что общего у К Г Юнга К Кастанеды и алхимиков

    То, что Дон Хуан называет здесь силой, — это мана, мулунгу и т.д., другими словами, энергетический аспект коллективного бессознательного. Из-за обесценивания своей фантазии вследствие рационального её рассмотрения, Кастанеда растратил силу и упустил шанс «остановить мир» (это выражение Дона Хуана для приведения эго-мышления к остановке). Дон Хуан также называл такое сновидение «контролируемой глупостью», что отсылает нас к замечанию Юнга о том, что активное воображение является «добровольным психозом».Такая разновидность активного воображения с использованием внешних природных объектов напоминает об искусстве алхимиков, которые проводили своё активное воображение с металлами, растениями и камнями, но с одним отличием: у алхимиков всегда был сосуд. Сосуд был их imagination vera et non fantastica или их theoria. При этом они не теряли себя, но обладали неким «пониманием» событий в буквальном смысле, нечто вроде религиозной философии. Дон Хуан также обладал таким пониманием, но он не мог передать его Кастанеде и всегда был вынужден занимать лидирующую позицию.Как мы уже упоминали, ритуалы, сопровождающие активное воображение, чрезвычайно эффективны, но также опасны. В этом случае часто констеллируется большое количество синхронистичных событий, которые легко интерпретировать как магию. Люди, находящиеся под угрозой превращения в психотиков, также часто ошибочно интерпретируют такие события очень опасным образом.»[М.Л. Фон Франц Психотерапия»]

    Поэтому, прежде чем самостоятельно осваивать какие либо практики, удостоверьтесь в том, что вы имеете на это основания. Как в этой притче:

    Жил-был в одной стране король, и было у того короля множество слуг и еще больше подданных. А еще  в его правительстве было много министров.

    И вот дошли как-то до короля слухи, что один из его министров пользуется тайными знаками, да еще бормочет какие-то странные заклинания.

    Потребовал король от своего министра объяснений, и тот охотно все рассказал. Он поведал, что действия его направленны на овладение духовным миром.

    Король был ужасно озадачен и обеспокоен. Как же так? Оказывается, существует целый мир, который ему не подвластен!

    Мучась сомнениями, хитрый король выслушал своего министра, который чистосердечно рассказал ему все, что мог. Однако, когда король потребовал от министра научить его пользоваться этими знаками и заклинаниями, тот ответил: «Нет, Ваше Величество, к сожалению, это невозможно. Я не имею права посвящать Вас в эти знания».

    Король, испугавшись, что он может  утратить свою  власть, и не желая, чтобы министры заметили это, отправил гонцов во все концы своей страны на поиски знающих людей,

    И нашел-таки человека, которого ему удалось заставить научить его пользоваться знаками и  мантрами.

    Встретив через некоторое время министра, он с гордостью продемонстрировал ему знаки, сопроводив свои действия произнесением  заклинаний, и в заключение спросил его, все ли правильно он сделал.

    В ответ министр рассмеялся от всей души.  «Нет, не правильно, - ответил он. – Хотя, конечно, это правильные знаки и правильные мантры. Но у Вас, Ваше величество, нет права ими пользоваться».

    Тогда король потребовал он него пояснений, что все это значит. В отчет на это министр подозвал слуг и повелел им: «Арестуйте Короля!»

    Слуги отказались выполнять такой приказ, и, сколько министр не настаивал, его приказ так и остался невыполненным.

    Королю надоело наблюдать это представление, оно показалось ему весьма глупым, и он отдал приказ слугам: «Арестуйте этого министра!»

    И слуги тотчас заковали министра в цепи.

    Хохоча во все горло , министр сказал королю: «Вот Вы и получили ответ на свой вопрос.»

    «Каким образом?»,  - удивился король.

    И министр ответил: «И приказ, и исполнители были одни и те же, а вот право отдавать такой приказ есть не у каждого. Когда приказ отдал я, никто и не подумал его исполнять, а вот когда его отдали Вы, Ваше величество, он был исполнен немедленно.

    Как у короля, у Вас есть власть над Вашими подданными, а у меня есть власть над этими знаками.  Для того, чтобы знаки и слова начали действовать, нужно получить власть над ними.

    И король понял то, что хотел сказать ему министр.



    Просмотров: 617
    Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




    Другие новости по теме:

  • «Помнит ли Король твоей страны, что он – Король?...» Сказкотерапия
  • Король умер, да здравствует король! Психология наследства. Часть III
  • Открытие бессознательного: активное воображение
  • Раба любви: когда мужчина твой король.
  • Активное воображение
  • Активное воображение
  • Активное воображение
  • Упражнение на активное воображение
  • Активное воображение - путь к индивидуации.
  • Король, Королевич, Сапожник, Портной, КТО ТЫ БУДЕШЬ ТАКОЙ?
  • Король говорит.
  • Король говорит!
  • "Я король своей страны"
  • На золотом крыльце сидели: царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной. Кто ты будешь такой?
  • Мультфильм «Король-лев» как метафора работы с внутренним ребенком
  • Король, королева и принц в одной постели. Кто лишний?
  • А был ли король?
  • «Король и его придворные»
  • Красный - король или шут?
  • Клеенка и Король
  • Ложный король
  • Сероглазый король
  • А король то — голый!
  • Профессия ли - король?
  • Жил-был... Денежный король...
  • Я королева, где же ты, мой король?
  • Активное рисование: Чтобы меня все любили!
  • Король среди свиней
  • Король и яблоко (притча)
  • Сказкотерапия. Одинокий король.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь