На золотом крыльце сидели: царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной. Кто ты будешь такой? Такая вот известная детская считалочка, отражающая суть вещей в современном мире, где правит жесткая конкуренция. Странно было бы отрицать то, что все мы с раннего детства в той или иной степени вовлечены в конкуренцию между собой. Причем конкурируем мы на разных уровнях: за успешность у мужчин и женщин, за профессиональные успехи, за место в важной для нас компании, за свой статус, положение в обществе, за друзей и подруг, конкурируем у кого умнее и удачливее дети, дороже автомобили, пышнее пироги, красивее цветы, больше грудь, длиннее ноги и так далее. В свое время я работала в детском центре с маленькими детками, приглядываясь к детям, я стала замечать, что среди них выделяется часть детей какой- то особой уверенностью в себе, своей правоте, истинности того, что они делают.Вот выходят маленькие дети на улицу, и через какое- то время замечаешь, что большая часть детей играет уже по чужим правилам, в какую- то игру, позабыв свои игрушки и то, чем они занимались. А может быть и так, что выходит ребенок младший по возрасту, предлагает свою игру, и через некоторое время смотришь, а большие дети играют уже по его правилам, абсолютно признавая его право командовать ими. Меня такие ситуации до сих пор удивляют. Причем такие дети попадались у совершенно разных родителей и по культурному и материальному уровню. Похоже, что определенная уверенность в себе, природная наглость что ли проявляется у детей на генетическом уровне. Подняв источники, я нашла подтверждение этому в работе А. Протопопова" Трактат о любви...". ( Человеческая конкуренция описывается с точки зрения этологического подхода ). Однако, на наши задатки быть уверенными в себе людьми очень сильно влияют многие факторы. Это и то, была ли беременность желанной, как она проходила, были ли угрозы пребывания беременности, какой стиль воспитания принят в семье, в которой родился малыш, насколько принимающая и поддерживающая среда вокруг ребенка. Что мы можем сделать в такой ситуации? Мы можем помочь своему ребенку, детям стать более уверенными в себе, более конкурентоспособными среди других детей. Современными научными исследованиями доказано, что дети начинают осваивать навыки конкурентного поведения с двухлетнего возраста. Особенно ярко это проявляется в семьях, где есть несколько детей с небольшой разницей в возрасте. Такие дети поставлены в условия постоянного дефицита (внимание мама, папы, достаточность ресурсов, игрушки, конфеты, деньги) , то есть они знают на собственном опыте, что последний кусок торта не обязательно будет их, что мама может быть занята другим ребенком и нужно приложить много усилий, чтобы опять привлечь ее внимание к себе, что папа тоже не всегда по первому позыву придет и будет только с тобой, что голову у твоей куклы могут оторвать, а твою постройку разрушить, могут нарисовать в твоей тетради или забрать конфету, которую дали тебе. Дети с младшего возраста сталкиваются с ситуацией, когда они вынуждены прилагать усилия для того, чтобы получить желаемое. У них формируется стрессовая устойчивость к таким ситуациям. Единственные же дети в семье растут в благоприятных условиях, где все ресурсы доступны и их точно хватит ( за исключением тех семей, где изначально не хватает ресурсов для полноценной жизни). Такие дети впервые сталкиваются с конкуренцией за пределами дома, в детских группах: сад, школа, спортивная секция. Они оказываются не подготовлены к таким условиям, для них конкурировать значит испытывать сильный стресс, а в сильном стрессе часто побеждает желание уже не получить вожделенное нечто, а просто выжить с наименьшими потерями для себя. Часть детей, особенно с сильными природными задатками к конкурентному поведению ( высокая самооценка) достаточно быстро осваивается в таких ситуациях, а часть детей наоборот " тушуется" , испытывает сильные негативные переживания и уступает, прекращает борьбу за то, что им хочется получить. Как же помочь детям? Хорошую пользу принесет посещение спортивных секций, где конкуренция между детьми за результат носит регламентированный характер, существуют правила и значимые взрослые, которые регулируется спортивную деятельность детей в рамках правил. Хорошо зарекомендовали себя домашние игры по правилам, в том числе и настольные, где есть взрослый, который приучает к конкуренции за выигрыш по правилам. Конечно проще дойти до выигрыша, воспользовавшись грубой силой или невнимательностью, или обманом другого, однако с повторением таких игр до ребенка доходит, что уважение вызывает у других выигрыш, заработанный по правилам, а те, кто правила нарушают, чаще оказываются в изоляции. Еще прекрасный способ - это так называемые жесткие контактные игры. В эти игры дети очень любят играть практически уже с трехлетнего возраста. Это контактная борьба ребенка со взрослым, борьба, когда нет перехода на личности, когда есть возможность с помощью взрослого регулировать уровень агрессии ребенка, избегая эмоциональных аффектов злости и ярости. Останавливают игру на уровне возбуждения от схватки, радости и удовольствия от контакта с сильным противником. Дети в этой игре учатся измерять свои силы, выносить достаточно высокий уровень напряжения и конфликтности, при этом не сваливаться в обиду или аффективную злость на уничтожение. Такое " тузанье" друг дружки улучшает взаимопонимание между родителями и детьми, снимает лишнее напряжение, насыщает телесными прикосновениями и, в целом, очень позитивно влияет на контакт родителей с детьми и параллельно приносит огромную пользу в формировании конкурентного поведения детей.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.