На золотом крыльце сидели: царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной. Кто ты будешь такой?

На золотом крыльце сидели: царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной. Кто ты будешь такой?
Такая вот известная детская считалочка, отражающая суть вещей в современном мире, где правит жесткая конкуренция. Странно было бы отрицать то, что все мы с раннего детства в той или иной степени вовлечены в конкуренцию между собой. Причем конкурируем мы на разных уровнях: за успешность у мужчин и женщин, за профессиональные успехи, за место в важной для нас компании, за свой статус, положение в обществе, за друзей и подруг, конкурируем у кого умнее и удачливее дети, дороже автомобили, пышнее пироги, красивее цветы, больше грудь, длиннее ноги и так далее.
В свое время я работала в детском центре с маленькими детками, приглядываясь к детям, я стала замечать, что среди них выделяется часть детей какой- то особой уверенностью в себе, своей правоте, истинности того, что они делают.Вот выходят маленькие дети на улицу, и через какое- то время замечаешь, что большая часть детей играет уже по чужим правилам, в какую- то игру, позабыв свои игрушки и то, чем они занимались. А может быть и так, что выходит ребенок младший по возрасту, предлагает свою игру, и через некоторое время смотришь, а большие дети играют уже по его правилам, абсолютно признавая его право командовать ими. Меня такие ситуации до сих пор удивляют. Причем такие дети попадались у совершенно разных родителей и по культурному и материальному уровню. Похоже, что определенная уверенность в себе, природная наглость что ли проявляется у детей на генетическом уровне. Подняв источники, я нашла подтверждение этому в работе А. Протопопова" Трактат о любви...". ( Человеческая конкуренция описывается с точки зрения этологического подхода ).
Однако, на наши задатки быть уверенными в себе людьми очень сильно влияют многие факторы. Это и то, была ли беременность желанной, как она проходила, были ли угрозы пребывания беременности, какой стиль воспитания принят в семье, в которой родился малыш, насколько принимающая и поддерживающая среда вокруг ребенка.
Что мы можем сделать в такой ситуации? Мы можем помочь своему ребенку, детям стать более уверенными в себе, более конкурентоспособными среди других детей. Современными научными исследованиями доказано, что дети начинают осваивать навыки конкурентного поведения с двухлетнего возраста. Особенно ярко это проявляется в семьях, где есть несколько детей с небольшой разницей в возрасте. Такие дети поставлены в условия постоянного дефицита (внимание мама, папы, достаточность ресурсов, игрушки, конфеты, деньги) , то есть они знают на собственном опыте, что последний кусок торта не обязательно будет их, что мама может быть занята другим ребенком и нужно приложить много усилий, чтобы опять привлечь ее внимание к себе, что папа тоже не всегда по первому позыву придет и будет только с тобой, что голову у твоей куклы могут оторвать, а твою постройку разрушить, могут нарисовать в твоей тетради или забрать конфету, которую дали тебе. Дети с младшего возраста сталкиваются с ситуацией, когда они вынуждены прилагать усилия для того, чтобы получить желаемое. У них формируется стрессовая устойчивость к таким ситуациям. Единственные же дети в семье растут в благоприятных условиях, где все ресурсы доступны и их точно хватит ( за исключением тех семей, где изначально не хватает ресурсов для полноценной жизни). Такие дети впервые сталкиваются с конкуренцией за пределами дома, в детских группах: сад, школа, спортивная секция. Они оказываются не подготовлены к таким условиям, для них конкурировать значит испытывать сильный стресс, а в сильном стрессе часто побеждает желание уже не получить вожделенное нечто, а просто выжить с наименьшими потерями для себя. Часть детей, особенно с сильными природными задатками к конкурентному поведению ( высокая самооценка) достаточно быстро осваивается в таких ситуациях, а часть детей наоборот " тушуется" , испытывает сильные негативные переживания и уступает, прекращает борьбу за то, что им хочется получить. Как же помочь детям? Хорошую пользу принесет посещение спортивных секций, где конкуренция между детьми за результат носит регламентированный характер, существуют правила и значимые взрослые, которые регулируется спортивную деятельность детей в рамках правил. Хорошо зарекомендовали себя домашние игры по правилам, в том числе и настольные, где есть взрослый, который приучает к конкуренции за выигрыш по правилам. Конечно проще дойти до выигрыша, воспользовавшись грубой силой или невнимательностью, или обманом другого, однако с повторением таких игр до ребенка доходит, что уважение вызывает у других выигрыш, заработанный по правилам, а те, кто правила нарушают, чаще оказываются в изоляции. Еще прекрасный способ - это так называемые жесткие контактные игры. В эти игры дети очень любят играть практически уже с трехлетнего возраста. Это контактная борьба ребенка со взрослым, борьба, когда нет перехода на личности, когда есть возможность с помощью взрослого регулировать уровень агрессии ребенка, избегая эмоциональных аффектов злости и ярости. Останавливают игру на уровне возбуждения от схватки, радости и удовольствия от контакта с сильным противником. Дети в этой игре учатся измерять свои силы, выносить достаточно высокий уровень напряжения и конфликтности, при этом не сваливаться в обиду или аффективную злость на уничтожение. Такое " тузанье" друг дружки улучшает взаимопонимание между родителями и детьми, снимает лишнее напряжение, насыщает телесными прикосновениями и, в целом, очень позитивно влияет на контакт родителей с детьми и параллельно приносит огромную пользу в формировании конкурентного поведения детей.

Анушкина Ольга Владимировна.

anushkina.by

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Просмотров: 568
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Мотивация детей, или что слышат дети.
  • Когда учеба в радость, или что можно сделать уже сегодня, чтобы завтра дети сами захотели пойти в школу
  • Когда дети ничего не хотят...или где взять для них мотивацию?
  • "Взрослые дети алкоголиков" для детей непьющих родителей
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Вести из песочницы: что делают дети на детских площадках, когда истощенная мама не дает им внимание.
  • Между мной и тобой: что бывает, когда дети встают между родителями
  • Кто такие медицинские психологи, что они умеют и на что имеют право
  • Король, Королевич, Сапожник, Портной, КТО ТЫ БУДЕШЬ ТАКОЙ?
  • Деньги «живут» по своим правилам. Вот что происходит с теми, кто не знает эти правила
  • "Квест-игры убийцы". Или что на самом деле убивает наших детей.
  • Что есть сон, а что реальность, и есть ли между ними грань?.... А может все наоборот и спим мы наяву?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • О чем думают наши дети? Что у них в головах творится?
  • Типы автоматических ответов родителей и что слышат в них дети.
  • Дети - "вспышки", или что делать с неконтролируемой агрессией?
  • Синдром "опустевшего гнезда". Что делать, когда дети вырастают.
  • Как объяснить родителям, что ты уже вырос. Или почему в нас видят детей.
  • Достаточно ли мы принадлежим себе? "Нарциссическое расширение" - что/кто это?
  • «Делай, что должен, с тем, что имеешь, там, где ты есть». Остановка на действие. Часть 1.
  • «Я такой какой есть. И не изменюсь!» — о мужской иллюзии, что их примут такими, какие они есть.
  • Кто такие взрослые люди, почему среди нас их так мало и что значит психологическая зрелость
  • Дети в однополых семьях (Фрагмент моего проекта-книги "Все дети любви" укр)
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Сделайте мне ребенка таким, как я хочу или "неудобные" дети
  • Родители и дети. Где "взрослый"? Где "ребенок"?
  • Понять ребенка - это как? .... или "непослушно послушные" дети.
  • Что и когда дети знают о смерти?
  • Подростковая агрессия: что нужно сделать, чтобы наши дети стали добрее?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь