Активное воображение

Автор статьи: Илья Архипов

Активное воображение - метод, разработанный Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической психологии. Он установил, что взаимодействия сознания с бессознательным возможно через осмысление снов и с помощью специфического вида воображения. Метод работы с бессознательным, в котором сознание остается бдительным и осознающим, проявляет волю в процессе взаимодействия с образами бессознательного, К. Юнг назвал Активным воображением.

В сознание часто всплывают образы бессознательного. Эта пассивная форма воображения называется фантазия. Пассивная она потому, что, образы фантазии возникают спонтанно, формируясь вокруг желания человека, при этом сознание отождествляется с разворачивающейся историей и не проявляет независимую волю. Например, у человека есть желание иметь автомобиль. У него возникает фантазия - "он владелец роскошного автомобиля, едет в нем по улицам города, на него смотрят другие люди и восхищаются его машиной".

В этой фантазии сознание человека словно спит, оно не участвует активно, не сомневается, не взаимодействует с образами, как отдельный элемент. В фантазии эго становится частью образа, формируется фантазийная идентичность, в нашем примере - "я-обладатель авто", в которой сознание застревает в эмоциях, и растворяется, проживая эти желанные моменты бессознательно.

Активное воображение

Активное воображение отличается от фантазии тем, что эго-сознание частично или полностью разотождествлено с бессознательными образами и осознанно взаимодействует с ними посредством диалога или действий. Например, в активном воображении, человек почувствовал импульс совершить полет, его сознание дает команду - превратиться в орла и взлететь, бессознательное ее выполняет и сознающий уже летит над пустыней, но при этом его воля не пассивна, она не подчинена эмоциям, - она управляет событиями и присутствует понимание, что в любой момент можно изменить событие.

Для управления событиями даются ментальные команды. А это уже диалог сознания с бессознательным - участвуют две силы. Первая сила - воля эго, вторая - реакция подсознания. В фантазии двух сил нет, она больше похожа на монолог, исходящий из бессознательного, который порабощает волю эго, заставляя ее быть пассивным участником эмоциональных событий нахлынувших образов.

Попробуем понять как бы выглядело активное воображение в примере с автомобилистом, с фантазией "я-обладатель авто".

Осознав, что на сознание нахлынула фантазия, эго должно сделать усилие, чтобы остановить ее, чтобы перестать быть бессознательным участником. Затем сознание может установить диалог с автомобилем - спросить его, "зачем ты мне нужен?", "что ты хочешь сказать мне этой фантазией?", "о каких качествах моей психики ты хочешь поведать?". Для сознания иногда сложно представить, что неодушевленный образ может ему отвечать, поэтому, для удобства, образ можно персонифицировать.

Персонификация - это создание нового одушевленного образа, например, человека, который бы воплощал в себя качества неодушивленного образа.

В нашем примере эго может проявить намерение, чтобы образ фантазии об автомобиле превратился в образ человека и поговорил с ним. Такой образ появится и с ним можно будет провести диалог.

- зачем ты мне нужен?

- ТЫ ДУМАЕШЬ ТЕБЯ НИКТО НЕ ЛЮБИТ.

- а причем здесь автомобиль и любовь?

- ИНОГДА ЛЮДИ ПОКУПАЮТ ЛЮБОВЬ.

После практики активного воображения, лучше записать все, что происходило. Потом поразмыслить над записанным. Во время самой практики - размышлять не нужно, нужно взаимодействовать своей волей с образами бессознательного. Записывать можно свои слова строчными буквами, а послания подсознания заглавными, так сразу становится понятно кто говорил.

Общие условия для практики активного воображения

Нужно уединиться в тихое место, чтобы никто не мешал, закрываем глаза. Изъявляем волю чтобы к вам пришел проводник (психопомп), который вас проводит в неизведанный мир бессознательного. Кому-то является мудрый учитель, кому-то женщина, а может кролик - образ может быть любой. Просите проводника вас проводить - можно задавать намерение куда именно вам хотелось или спросить у него - что будет лучше в данный момент. Он вас может перенести в другой "мир", либо вы с ним можете пройти через "кроличью нору", войти в дверь в горе, пройти через туннель и попасть в другой дивный мир. Там начинаете работу.

После окончания нужно так же пройти с проводником обратно в действительность, можно еще придумать ритуал, который вас "заземлит" после возвращения.

Активное воображение при работе с мыслями

1. Прислушайтесь к вашим мыслям, к его потоку, который течет в уме, беспорядочно возникая, мысли навязчиво вторгаются в ваше сознание.

2. Проявите сознательную волю, чтобы мысли предстали вам в виде фигур-образов, возникающих и исчезающих в уме. Сами же вы словно парите в свободном пространстве.

3. Осознайте одну мысль, она должна быть представлена в виде большого мыслеобраза, к которому вы приближаетесь. Приближаясь, образ растет, словно двухметровый мыльный пузырь.

4. Войдите (влетите или как угодно) в эту мысль-образ, на миг почувствуйте, что же он содержит в себе.

5. Не застревая в образе - проходим сквозь него дальше, в свободное пространство, оставляя "пузырь" позади себя.

6. Ощущаем себя в пространстве, наблюдаем мыслеобразы.

7. Пришла мысль - снова входим в ее образ, проходим сквозь него, оставаясь в свободном пространстве.

8. Повторяем циклы "наблюдения пространства" - "вхождения в образ" - "выхода из образа" к другим мыслеобразам, минут 15.

9. В заключении, постарайтесь минут 5 побыть просто в тишине ума, закончите практику, вернитесь к действительности.

Источник: Психология Good!



Просмотров: 450
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Короткометражка "Лалай-балалай" как образ ловушки, в которую каждый может попасть
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Метафорические карты "Дерево как образ человека" в работе с подростком.
  • "Замедляться, чтобы чувствовать" или "Что у меня с лицом?"
  • "Хроники школьного психолога" Тест-мотив "Настрой на образ"
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.
  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.
  • Работа с метафорическими картами "Дерево как образ человека".
  • Творческая мастерская "Дерево, как образ Человека"
  • Где у человека находится "батарейка" энергии жизни и как она "заряжается"
  • "Я тебя люблю..." Что люди "прячут" за этой фразой!?
  • "Образ женщины. Образ мамы. Почему не ладится с мужчинами"
  • "Что можно подарить девушке-еврейке?". " Газовую камеру!"
  • Чудо "оживления" или мысли вокруг ощущения, что "Жывешь".
  • Как мне перестать быть "хорошей" и "удобной" для других?
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • "Как мой сын мог жениться на "этом"? Она еще и эксплуатирует моего мальчика!"
  • "За что?" или "Для чего?" - психология греха
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • "Работа с МАК". Расклад "Что лучше для меня".
  • Мотивация для движения : Техника "Образ Желания"
  • Парадоксальная теория изменений или "Что же еще сделать, чтобы моя жизнь стала лучше?"
  • Что такое "быть дома"? Или "Я в домике"
  • Что такое сценарий жизни? Можно ли его "переписать"?
  • Лицо агрессии. Работа через зеркальный образ "я".
  • Через психологию к литературе: "Координаты чудес" Р.Шекли и образ смерти
  • Фантазии обо исцелении: пути из точки "А" в точку "Б" не существует



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь