Наверное, случай о котором я хотела бы написать, стоит отнести к теме «дети и деньги»… В метафорических картах из набора «Мастер сказок» Зинкевич-Евстигнеевой есть такая картинка – «Ложный король». Для меня вся эта история так и выглядела «Ложные ценности»на пьедестале семьи… Это один из распространенных случаев, когда родители используют в качестве поощрения для ребенка и формирования учебной мотивации –Деньги! Пожиная впоследствии печальные плоды такой системы отношений в виде искажения и подмены у ребенка важных жизненных ценностей и переживаний – деньгами… Один из моих пациентов Мальчонка 8 ми лет, с диагнозом СДВГ, основная жалоба родителей в отношении ребенка - это проблемные отношения с деньгами, выражаются в сильном стремлении ими обладать, подчас и не самыми допустимыми способами…
По моим наблюдениям, помимо сложностей самоконтроля в отношении «не брать чужого» (обусловленного во-многом проблемами СДВГ) у ребенка есть особое переживание, что обладая деньгами – он - ценен, важен значим, у него есть больше «МОГУ» в отношении Мира.
На одной из наших встреч я задалась целью прояснить для ребенка ценностный аспект финансовых отношений в его собственной семье. У мальчика была иллюзия – что у папы очень много денег, и он мог бы давать мальчику больше «что ему жалко что-ли…» Мы взяли фигурки с изображением мамы, папы, дедушки, бабушки, мальчика и девочки и стали играть: Жила была семья… Всем членам семьи мы раздали по-немногу денежек, при этом я спрашивала: для чего каждому из них они будут нужны? Папе… он копит на поездку на море… Маме… ей для того, чтобы купить сумочку, продукты и тряпочку для уборки… Деду… отремонтировать машину Бабушке… чтобы она могла помочь дедушке Мальчику… он копит на крутой сотовый телефон Девочке…. Купить сок и конфеты…
Следующий вопрос был: откуда каждый из членов семьи берет денежки? Откуда они у него появляются?
Папа – ходит работать в банк Мама – берет у папы Бабушка и дедушка «ходят на пенсию» и берут у папы Мальчик – получает денежку за пятерки: одна пятерка – 100 рублей Девочка – ей дает мама…
И вот наша игра после некоторого прояснения началась… Папа ходил каждый день на работу и каждый раз приносил немного денежек… Мама, дедушка и бабушка каждый раз брали у папы … мальчик и девочка получали денежку и у мамы… Мы перекладывали денежки из стопочки в стопочку… Наш круговорот денег в семье длился некоторое время, каждый раз кто-то что то получал и каждый раз на что-то тратил.. На каждом кругу игры, в которой было немало азарта для ребенка, я задавала два простых вопроса: хватает ли теперь папе на море? - И каждый раз ему не хватало… так как у него брали мама, дед, бабушка… И второй мой вопрос: хватает ли мальчику на телефон? И мальчик был все ближе и ближе к цели, так как он почти не тратил и все время Брал…
И вот на «Н»-ном кругу нашей игры после вопроса: «А хватает ли теперь папе на море?» после пересчета постоянно утекающих у папы денег… Моего мальчонку посещает Инсайт И он выкрикивает: «Бедный Папа!!!» По моим ощущениям, на этом этапе игры мальчонке удалось преодолеть свой денежный эгоцентризм и по-настоящему почувствовать себя на месте папы... Смайлик «smile»
Я спросила: «почему, что случилось??» Он ответил: «из-за того, что у него все берут, он никак не накопит на море!» Я: А зачем он копит на море? М:- чтобы папа, мама, бабушка, дедушка, мальчик и девочка смогли съездить на море летом! Я: А на море здорово? Или нет? М: Конечно здорово! Надо папе помочь! Ведь он для нас.. для всех… Я: А как это можно сделать? М: Нужно чтобы каждый поделился с ним своей денежкой! Я:А у кого денежек больше всех? М: У мальчика, ведь он копит на телефон! Он сможет отдать часть денег… Я: Но ведь телефон - это так здорово и так важно для мальчика…может не стоит отдавать? М: Ну тогда папа никогда не накопит, если мальчик не даст… На этой фразе мой мальчонка переложил денежки из кучки мальчика в кучку папы… В завершении, мы обсудили, конечно, те чувства, которые возникнут у папы и у мальчика, если мальчик отдаст свои денежки… Это был важный поворотный момент, в нем было новое понимание о системе «брать и давать» в семье, о взаимоподдержке, о цене денег… У меня тоже было особое чувство, как будто мы развенчали «Ложного короля»!
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.