|
Когда у ребенка два папыАвтор статьи: Галина Зарипова
Иногда поведение ребенка меняется не в лучшую сторону, и явных причин для этого нет. Один возрастной кризис пройден, до следующего ребенок еще не дорос, в садике или школе все без изменений, в семье стабильно. Но все чаще ребенок задирает друзей, огрызается на родительские слова и действия, порой пуская в ход тычки, пинки и щипки. Родители ищут причины такого изменения, перебирая вариант за вариантом, и обращаются за помощью к детским психологам. Об одной причине «плохого» поведения я хочу рассказать далее. Следующая история началась с детского вопроса. «Мама, можно я буду дядю Сережу папой называть?» Мама облегченно выдыхает, вновь обретенный отец смущенно улыбается, семья стала цельной. Снаружи. Но внутри стабильная и целостная система неустойчива. Зыбкость семейного очага чувствует и демонстрирует только ребенок. Что же произошло? У ребенка два папы. Один из них постоянно рядом, именно к нему обращаются «папа, отец», а другой – в отдалении, его могут звать био-папа, папик, козел или ЭТОТ. Ребенок знает обоих отцов, он может видеться с ними, а отцы могут здороваться друг с другом за руку. Ребенку приходится самому принимать решение, кого и как называть. Так на свет рождаются Папа-1 и Папа-2, папа Сережа и Папа Дима, био-Папа и Папа. Казалось бы, полная идиллия! В нашем неидеальном мире у кого-то и одного нет, а здесь – целых два отца! Вот только мама пренебрежительно отзывается и кривит рот, упоминая ТОГО, уничижительно сравнивая родного отца и отчима (пожалуй, я первая начну называть роли своими именами). В беседе с психологом мама смущенно или, наоборот, горделиво рассказывает, что ребенок сделал выбор САМ. Что же происходит в душе ребенка, обладающего таким богатством? Воспользуюсь житейским примером. Представьте себя на своем рабочем месте. Там, где все привычно и налажено. Вы приходите утром, садитесь за рабочий стол и, совершенно случайным образом, узнаете - у вас два равноценных начальника. Каждый из них обладает полномочиями, правами и обязанностями. Ваш директор в своем поведении демонстрирует, что один из них недостойная личность, а вот другой - хороший, при этом вслух ничего не произносится и вам приходится угадывать, кто из них кто. Но это еще не все. Дополним картину отношением директора к вам. Он в случайном порядке может поощрять или наказывать вас, ссылаясь при этом на слова начальства. Комфортно ли вам в придуманной мною ситуации? Как долго вы сможете продержаться в таких условиях, выполняя рабочий функционал? В какой момент времени вам захочется узнать, кто и какую роль выполняет? Но вернемся к семье, где у ребёнка два папы. Принимая решение, кого называть отцом, ребенок берет на себя непомерную ношу. Он взваливает на детские плечи взрослую ответственность. Именно родителям важно сначала для себя, и потом уже для ребенка выяснить, кто и кем является в этой семье. Задачей взрослых становится введение порядка, структуры в новых отношениях: 1) собрать и назвать факты (изменения в отношениях, составе семьи); 2) найти для каждого члена семьи свое место (кто кем стал, кого и как называть); 3) признать изменения; 4) помочь ребенку справиться с ними. В одной семейной истории нам, мне и родителям, удалось восстановить порядок. Результатом такой работы стали слова мамы: «Все стало гораздо спокойнее, сын стал ровнее себя вести. Я понимаю теперь, кто есть кто в моей жизни, в жизни моего сына. И мне стало легче». Итак, одной из причин «плохого» поведения ребенка может быть его эмоциональное напряжение при спутанности семейных ролей. Однако причины трудного, непонятного поведения могут скрываться и в других фактах, чтобы найти их, я снова приглашаю на консультации. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|