Представление о времени как условие организации самостоятельной работы младших школьников

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ВРЕМЕНИ КАК УСЛОВИЕ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

 

Проблема самостоятельной работы младшего школьника актуальна в связи с модернизацией системы образования, внедрением новых образовательных программ в процесс обучения. Развитие способности детей организовывать свою деятельность самостоятельно предполагает выделение условий, которые определяют данные способности. Любая деятельность опосредуется внутренними условиями. Как отметил С.Л.Рубинштейн, внутренние условия играют активную роль, определяя значимость и влияние внешних факторов (Рубинштейн, 2002). Всякая деятельность протекает во времени, организация, упорядочение и координация деятельности предполагает согласование во времени этапов, соотнесение различных темпов и ритмов процессов (Абульханова, 2001). В связи с этим представления о времени являются внутренним условием, через которое преломляется восприятие временных характеристик в различных аспектах, в свою очередь, обуславливая характер и особенности организации работы и самоорганизации (Дьячук, 2014).

Целью исследования является выявление представлений о времени младших школьников и их связи с особенностями организации самостоятельной работы.

В качестве гипотезы выступило предположение, что представление о времени, выделение его различных характеристик соотносится с определенной организацией самостоятельной работы младшими школьниками.

Рассматривая организацию самостоятельной работы как организацию внеучебной активности, направленной на решение поставленных задач самостоятельно, без помощи взрослых (Зимняя, 2000), нами были разработаны анкеты для родителей, классного руководителя и детей. Анкета для родителей содержала вопросы о режиме дня, о том, успевает ли ребенок выполнять домашние задания, один их выполняет или обращается к взрослому, ориентации ребенка на сроки при выполнении заданий и занятость в свободное от уроков время, составление планов. Анкета для классного руководителя была направлена на то, как ребенок распределяет свое время в течение дня, во время уроков. Беседа с детьми содержала вопросы о том, хватает ли ему времени на выполнение домашнего задания, досуговых занятий; при помощи взрослых или сам выполняет задания; чему отдается приоритет при распределении времени – делам или развлечениям.

При рассмотрении представлений о времени для нас было важным не то, ориентируются ли дети в днях недели, времени суток, временах годах, могут ли установить их последовательность, а выделение образов, возникших в результате опыта, которые ребенок соотносит с временем, понятием времени. Для этого было предложено детям младшего школьного возраста изобразить время.

В исследовании приняли участие младшие школьники одной из школ г.Красноярска в возрасте 9-10 лет, посещающие группу продленного дня, 9 девочек, 17 мальчиков, их родители, а также классный руководитель.

Поученные результаты были проанализированы с помощью контент-анализа. Категориями анализа изображений времени выступили: предмет, через который представлено время, количество предметов, с помощью которых изображается время, эмоциональные отношения, динамика образа.

Частотный анализ показал, что большинство детей изображают время в виде часов, представляют время одним предметом, превалирует положительное эмоциональное отношение и большинство изображений характеризуется динамичностью. Если ребенок изображает время в виде часов, то, в большинстве случаев, других объектов не представлено. В данном случае можно отметить понимание времени через инструмент измерения, носящее одну единую форму, но изменяющееся и динамическое.

Бола выявлено значимое соотношение между эмоциональным отношением и количеством объектов, с помощью которых отображается время. Статистический анализ, проведенный с помощью критерия φ Пирсона, показал, что отрицательное эмоциональное отношение проявляется при изображении более одного предмета (φ=0,414; n=24; р=0,04), т.е. при дифференцированном переживании времени ребенок использует несколько предметов, чтобы изобразить свои различные эмоциональные переживания, связанные со временем. Интересным в этом отношении является рисунок девочки, которая изобразила время в виде часов двумя различными способами: в ситуации, «когда все успеваю сделать» были изображены часы в светлых ярких красках, при этом у часов нарисованы крылья и ступни. При нехватке времени часы изображаются с преобладанием темных тонов. Форма часов сконцентрирована, сжата. Подобные рисунки встречаются не часто, но они свидетельствуют о дифференциации детьми своего опыта, переживаний в отношении времени.

Помимо изображения времени с ребенком была проведена беседа, которая содержала вопросы на понимание времени, его представление. Ответы на вопросы позволили получить более объективное и полное понимание представлений детей о времени.

При соотнесении изображений и словесного описания времени выделились два типа представлений о времени. При изображении времени в виде часов никаких иных образов не представлено, время понимается как то, с чем можно взаимодействовать, сотрудничать, распределять. При изображении времени в виде реки, свечи, дороги и др. объектов, время оценивается как то, на что очень трудно повлиять, у детей нет ощущения возможности его распределять. Таким образом, можно выделить два представления о времени: одно связано с переживанием его последовательности, расписания, смены одного явления другим, т.е. инструментальность времени. Второй способ связан с метафорическими представлениями о времени.

На следующем этапе были выделены критерии, по которым был проведен анализов ответов на анкеты для выявления особенностей организации самостоятельной работы младших школьников. В качестве таких критериев мы выделили: распределение заданий, дел, выполнение заданий без обращения за помощью ко взрослому, наличие режима дня и соблюдение его, постановка сроков, выполнение работы к срокам, планирование.

По результатам анализа анкет родителей, классного руководителя и бесед с детьми методом контент-анализа, были выделены три группы детей.

В первую группу вошли дети (25%), которые выполняют домашнее задание без помощи, за исключением редких случаев, сроки выполнения какой-либо деятельности ставятся ими самими, т.е. данную группу можно назвать самостоятельной.

Во вторую группу вошли дети (37,5%), которые обращаются за помощью к родителям, постановка сроков и составления режима дня происходит совместно, либо родителями.

В третью группу вошли дети (37,5%), организация работы которых не самостоятельна, сроки ставят родители, и они не соблюдаются, либо их никто не ставит. Домашнее задание выполняется при помощи взрослых.

В дальнейшем данные особенности организации работы были соотнесены с представлениями о времени. При соотнесении полученных данных мы получили следующие соотношения.

В группе детей, которые организуют и выполняют свою работу самостоятельно, за исключением редких случаев, представления о времени инструментально (часы, единицы времени), его можно распределять. Время по сравнению с другими группами представлено достаточно динамично. При этом преобладает положительное эмоциональное отношение ко времени.

Во второй группе, в которую мы включили детей, выполняющих деятельность совместно со взрослым, которым необходима поддержка взрослого в организации своей работы, представление о времени встречается инструментальное и метафорическое. Эмоционального отношения встречается примерно с  одинаковой частотой. Преобладает динамика в представлениях, но показатель ее ниже, чем в первой группе.

Третья группа младших школьников характеризуется несамостоятельной организацией работы, выполнением заданий только при организации со стороны взрослого. В данной группе время представлено более часто метафорически, в виде реки, свечи, роста дерева. Встречается и изображения часов, но при этом на них отсутствуют стрелки, представлена форма часов. Преобладает положительное эмоциональное отношение, в большей степени рисунок статичен.

Обобщая результаты, можно выделить определенные тенденции: если представлено инструментальные аспекты времени, то организация работы более  самостоятельна. Дети, понимающие время как всемогущую силу, на которую невозможно повлиять, имеют проблемы с организацией самостоятельной работы, так как не ориентируются на время и не воспринимают его как необходимый компонент организации работы.

Особенности организации самостоятельной работы связаны с таким критерием представления о времени как «динамика-статика». Чем более самостоятелен в организации своей работы ребенок, тем в большей степени выражена динамика в представлениях.

Полученные нами результаты позволяют рассматривать переживание времени младшими школьниками, выраженное в представлении, как одно из условий, определяющих самостоятельность организации работы.

 

Список литературы

  1. Абульханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. – СПб.: Алетейя, 2001. – 372 с.
  2. Дьячук А.А. Переживание времени как условие организации самостоятельной работы студентов // Психология обучения – 2014. – №4. – С.30–
  3. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов.– М.: Лотос, 2000. – 384 с.
  4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с.


Просмотров: 438
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Психология времени, гл. 4: Репрезентация и конструирование времени (2: Субъективное время)
  • Психология времени, гл. 4: Репрезентация и конструирование времени (5: Основные концепции пси-времени)
  • Психология времени, гл. 4: Репрезентация и конструирование времени (3: Теории репрезентации времени)
  • Психология времени, гл. 5: Социальная психология времени (1: Понимание социального времени)
  • Психология времени, гл. 3: Психофизиология восприятия и оценки времени (5: Иллюзии восприятия времени)
  • Время и наше отношение к времени.
  • Психология времени, гл. 3: Психофизиология процессов восприятия и оценки времени (3: Ритм и эмоции)
  • Психология времени, гл. 3: Психофизиология процессов восприятия и оценки времени (1: Теории)
  • Психология времени, гл. 6: Развитие восприятия, репрезентации и конструирования времени в онтогенезе (4)
  • Психология времени, гл. 6: Развитие восприятия, репрезентации и конструирования времени в онтогенезе (1)
  • Психология времени, гл. 6: Развитие восприятия, репрезентации и конструирования времени в онтогенезе (5)
  • Психология времени, гл. 6: Развитие восприятия, репрезентации и конструирования времени в онтогенезе (2)
  • Психология времени, гл. 6: Развитие восприятия, репрезентации и конструирования времени в онтогенезе (3)
  • Психология времени, гл. 7: Методы исследования субъективного времени (1)
  • Психология времени, гл. 4: Репрезентация времени (4: Пси-возраст, перспектива, таймфреймы и др)
  • Психология времени, гл. 3: Психофизиология восприятия и оценки времени (4: Временные ускорения)
  • Психология времени, гл. 3: Психофизиология восприятия и оценки времени (2: Закономерности и нарушения)
  • Психология времени, гл. 4: Репрезентация и конструирование времени (1: Базовые термины)
  • Психология времени, гл. 2: Проблематика психологии времени (2)
  • Психология времени, гл. 2: Проблематика психологии времени (1)
  • Машина времени изобретена! Секреты управления машиной времени
  • Борьба за время: 3 способа увеличить капитал времени для достижения целей
  • Психология времени, гл. 1: Философия времени (1)
  • Психология времени, гл. 1: Философия времени (2)
  • Время года моей души. Практикум для самостоятельной работы№4
  • Время года моей души.Практикум для самостоятельной работы№1
  • Время года моей души. Практикум для самостоятельной работы№3
  • Время года моей души. Практикум для самостоятельной работы№2
  • Психология времени, гл. 5: Социальная психология времени (2: Социальные ритмы)
  • Психология времени, гл. 8: Психология времени и эффективность деятельности



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь