Психология времени, гл. 5: Социальная психология времени (1: Понимание социального времени)

Автор статьи: 404

Важнейший аспект психологии времени - социальная, групповая  репрезентация и конструирование времени. Как подчеркивалось выше, личное (психологическое) время всегда обусловлено социальным временем, временными рамками и отношением к времени группы. Не будем забывать слова Л.С. Выготского о том, что «рядом с натуральным рядом развития человека (биология созревания), идет социальный ряд развития – приобщение и овладение нормами социального бытия, усвоение культуры через контакты и социальные роли»  [Болотова, 2006]. Ситуация и группа в данном случае часто первична и несет гораздо большее влияние, чем ожидает индивид. Групповое отношение к времени несводимо к индивидуальному - формируется под воздействием других факторов и имеет свою структуру.  Социальной психологии времени посвящено достаточно много работ, начиная с первой трети ХХ века, раскрывающих вопросы временной перспективы, временной мотивации, организационного времени, целой серии работ по социальной психологии времени (Маграт, Келли, 1983, 1984, 1988), и многие другие. Следует особо упомянуть следующие направления исследований:

         -        причинно-целевой подход, каузометрия в приложении на события жизненного пути целого народа (А.А. Кроник, Р.А.Ахмеров, Е.И. Головаха и др);

         -        время как компонент образа мира, идентичности человека и социума (Г.М. Андреева, 2000), как когнитивный (семантический) феномен (С.А. Безгодова, 2004);

         -        взаимосвязи временной перспективы с Я-концепцией, ценностями личности, профессиональным развитием, коммуникативными процессами и др. (К.А. Абульханова-Славская, Е.П. Белинская, А.К. Болотова, О.Г. Квасова 2012, Н.Н.Толстых);

         -        восприятие времени в больших социальных группах (В.П. Горяинов, К. Муздыбаев, Н.Ф. Наумова, И.М. Попова и др.);

         - социально-культурные типы репрезентации времени (представление о линии времени у человека) в подходе НЛП:

         1. англо-европейский тип («рядом со временем»): прошлое находится слева, а будущее – справа;

         2. арабский тип («сквозь время»): прошлое оказывается сзади, а будущее       впереди.

         -        отношение к времени в организационном контексте (Т.А. Нестик, 2007, 2009, 2011, Ю.В. Дружинина «Время как элемент организационной культуры», 2008 и др.);

         -        временная ритмика групп и рабочих коллективов (А.Н. Лутошкин, 1986, 1988, Л.И. Уманский, 1967, 1975, 1980,  А.Г. Кирпичник, 1988, А.В. Михальский, 2001).

         Социальное время можно определить как, с одной стороны, объективные временные отношения между событиями и действиями людей, а сдругой стороны - как субъективное отражение объективного социального времени в индивидуальном и групповом сознании. Кроме того, выделяется аспект групповой репрезентации (актуализация социальной памяти) и конструирования времени в актах коммуникации и творчества. 

 

Время и коммуникация. Как пишет А.К. Болотова, «результативность психологического воздействия обеспечивается взаимной пространственно-временной упорядоченностью взаимодействующих психологических систем, в том числе субъектов диалогического общения» [Болотова, 2006]. Коммуникация происходит не только на информационном  (содержательном) уровне, но и в определенном времени и пространстве. Мы отражаем и усваиваем время в общении, опираемся на него в коммуникации. Умение высказаться вовремя и в нужном месте – отличительная особенность развитой личности.

Механизмы эмоционального реагирования на музыкальные произведения, на звуки определенной высоты, тембра, ритма и т.п., присущи не только людям, но и животным. Людям, безусловно, доступно осмысление и интеллектуализация музыкальных произведений больших форм. Меньшее значение для людей имеет коммуникативный аспект звука как такового, не осмысленного в словах. Коммуникация животных в этом смысле (на «базовом уровне»), возможно, более разнообразна и более обусловлена именно обработкой пространственно-временных факторов, пространственно-временными прогностическими механизмами, нежели человеческая речевая (семантическая) коммуникация, как можно предположить, изучая коммуникацию птиц, волков, обезъян и т.п. Е.Н. Панов пишет: "временные и пространственные характеристики ситуации могут играть во взаимопонимании не меньшую, если не большую роль, нежели специфика формы сигналов", и далее, "форма сигнала еще ничего не говорит о его функции, если наблюдения строго не привязаны к временной координате". Двусторонние взаимодействия при коммуникации птиц, видимо, могут возникать при взаимодействии систем, каждая из которых обладает собственной ритмикой:  при случайных совпадениях ритмов, многократных совпадениях или при активной настройке ритма одной особи на ритм другой.



Просмотров: 140
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Психология времени, гл. 4: Репрезентация и конструирование времени (2: Субъективное время)
  • Психология времени, гл. 4: Репрезентация и конструирование времени (3: Теории репрезентации времени)
  • Психология времени, гл. 4: Репрезентация и конструирование времени (5: Основные концепции пси-времени)
  • Психология времени, гл. 6: Развитие восприятия, репрезентации и конструирования времени в онтогенезе (1)
  • Психология времени, гл. 6: Развитие восприятия, репрезентации и конструирования времени в онтогенезе (2)
  • Психология времени, гл. 6: Развитие восприятия, репрезентации и конструирования времени в онтогенезе (5)
  • Психология времени, гл. 6: Развитие восприятия, репрезентации и конструирования времени в онтогенезе (3)
  • Психология времени, гл. 6: Развитие восприятия, репрезентации и конструирования времени в онтогенезе (4)
  • Психология времени, гл. 3: Психофизиология восприятия и оценки времени (4: Временные ускорения)
  • Психология времени, гл. 4: Репрезентация и конструирование времени (1: Базовые термины)
  • Психология времени, гл. 2: Проблематика психологии времени (1)
  • Психология времени, гл. 2: Проблематика психологии времени (2)
  • Психология времени, гл. 3: Психофизиология восприятия и оценки времени (5: Иллюзии восприятия времени)
  • Психология времени, гл. 4: Репрезентация времени (4: Пси-возраст, перспектива, таймфреймы и др)
  • Психология времени, гл. 3: Психофизиология процессов восприятия и оценки времени (3: Ритм и эмоции)
  • Психология времени, гл. 5: Социальная психология времени (2: Социальные ритмы)
  • Психология времени, гл. 3: Психофизиология процессов восприятия и оценки времени (1: Теории)
  • Психология времени, гл. 3: Психофизиология восприятия и оценки времени (2: Закономерности и нарушения)
  • Психология времени, гл. 7: Методы исследования субъективного времени (1)
  • Время и наше отношение к времени.
  • Машина времени изобретена! Секреты управления машиной времени
  • Психология времени, гл. 1: Философия времени (1)
  • Психология времени, гл. 1: Философия времени (2)
  • Психология времени, гл. 8: Психология времени и эффективность деятельности
  • Борьба за время: 3 способа увеличить капитал времени для достижения целей
  • Поездка в прошлое или психология времени.
  • "Только не забудь!" Капсула времени или история одного письма
  • Если у него катастрофическая нехватка времени
  • О времени и злых тараканах ч1. Человек и прошлое.
  • Психология времени.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь