Психология времени, гл. 2: Проблематика психологии времени (1)

Автор статьи: 404
    Психология времени (хронопсихология) является одним из направлений психологической науки. Она не занимается философскими или физическими концепциями времени и не нацелена на изучение объективного времени.

         Предмет  психологии времени: психическое время.

         Объект: закономерности восприятия и репрезентации времени в психике.

         Проблемы психологии времени как науки:

         - является ли темпоральная организация человека единой, или содержит независимые друг от друга уровни;

         - какова единица индивидуального психологического времени человека;

         - каковы индивидуальные характеристики переживания времени;

         - каким образом происходит интериоризация социального времени;

         - каким образом психика конструирует будущее;

         - возможны ли коррекционные подходы к темпоральной организации и каковы они, и другие вопросы.

         Задачи психологии времени:

         - изучение истории исследований времени в психологии (исторический аспект);

         - исследование психофизиологии восприятия и оценки времени в рамках задач психологического исследования времени (психофизиологический аспект);

         - исследование возрастных особенностей психологии времени (онтогенетический аспект);

         - изучение репрезентации и конструирования субъективного времени  и временной перспективы личности (психологический аспект);

         - изучение социальной психологии времени (социально-психологический аспект);

         - изучение методов и методик исследования в психологии времени (диагностический аспект);

         - разработка и апробация методов коррекционной и психотерапевтической  работы с нарушениями восприятия, репрезентации, конструирования времени, нарушениями временной перспективы и темпоральной мотивации (коррекционный аспект);

         - исследование и применение методов и методик повышения эффективности деятельности с использованием разработок психологии времени (консультационно-развивающая работа).

         Несмотря на то, что проблематика времени и его связи с мыслящим человеком рассматривалась и до становления психологии как науки (Гераклит, Зенон, Аристотель, Августин, Декарт, Кант, Лейбниц, Ньютон и многие другие), здесь необходимо в краткой форме коснуться исследований проблемы в научной психологии.

         О способности приспособления внутренних процессов организма и свойств психики под внешние условия пишет еще Г. Спенсер в 1855 году: «приспособление внутреннего под внешние условия». Пожалуй, с этого предположения, началась линия концепций, которые говорят о существовании специальных образований в организме, способных подстраиваться и замечать ход физического объективного времени.

         Г. Вудроу (1883-1974), занимавшийся изучением восприятия времени,  подчеркивал субъективность, «придуманность» восприятия времени в отрыве от реального восприятия: «время представляет собой понятие, которое… связано с восприятием только посредством процессов умозаключения».

         Э. Титченер, изучавший восприятие звука, ритма и мелодии, приходит к выводу о том, что существуют два измерения субъективного времени – и последовательность, и одновременность. Их сочетание образует единое поле восприятия времени: мы воспринимаем мелодию как последовательность нот, однако удерживаем ее целиком в поле внимания.

         Д. Креч, Р. Кратчфилд (1948) говорят о том, что время не является каким-то определенным стимулом, воздействующим на чувства (нет специальных сенсоров, предназначенных для восприятия времени, так же как и нет энергии времени), поэтому предполагают существование физиологического механизма, преобразующего интервалы времени в сенсорные сигналы.

         П. Фресс (1963) предполагает, что для понимания природы психического времени необходимо узнать, согласовано ли время внутренее (субъективное) с временем объективным. Быстро ли или медленно протекает внутреннее время? Успеваем ли мы адекватно воспринимать и оценивать те изменения, которые реально происходят в внешнем мире и в нашем организме? Ведь именно изменения внешнего и внутреннего - те маркеры, по которым мы отслеживаем ход времени и по которым строится субъективное восприятие времени. По Фрессу, время, с одной стороны, - конструкт человеческого сознания, с другой стороны - существуют определенные биологические часы организма.

         Механизмам восприятия и оценки времени, соответственно, посвящено множество работ, как теоретических, так и масса практических, начиная, пожалуй, с самых известных, П. Фресса, до современных нейропсихологических исследований с использованием сложнейшей аппаратуры. Вкратце мы коснемся этого направления исследований в соответствующей главе.

 

Источник: Михальский А.В. Психология времени (хронопсихология): Учебное пособие. – Москва, МПГУ, 2016. – 72 с.     ISBN: 978-5-4263-0360-7



Просмотров: 685
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Психология времени, гл. 3: Психофизиология восприятия и оценки времени (5: Иллюзии восприятия времени)
  • Психология времени, гл. 6: Развитие восприятия, репрезентации и конструирования времени в онтогенезе (3)
  • Психология времени, гл. 6: Развитие восприятия, репрезентации и конструирования времени в онтогенезе (4)
  • Психология времени, гл. 6: Развитие восприятия, репрезентации и конструирования времени в онтогенезе (5)
  • Психология времени, гл. 6: Развитие восприятия, репрезентации и конструирования времени в онтогенезе (1)
  • Психология времени, гл. 6: Развитие восприятия, репрезентации и конструирования времени в онтогенезе (2)
  • Психология времени, гл. 3: Психофизиология процессов восприятия и оценки времени (3: Ритм и эмоции)
  • Психология времени, гл. 3: Психофизиология процессов восприятия и оценки времени (1: Теории)
  • Психология времени, гл. 3: Психофизиология восприятия и оценки времени (2: Закономерности и нарушения)
  • Психология времени, гл. 4: Репрезентация и конструирование времени (3: Теории репрезентации времени)
  • Психология времени, гл. 3: Психофизиология восприятия и оценки времени (4: Временные ускорения)
  • Психология времени, гл. 2: Проблематика психологии времени (2)
  • Психология времени, гл. 4: Репрезентация и конструирование времени (5: Основные концепции пси-времени)
  • Психология времени, гл. 4: Репрезентация и конструирование времени (2: Субъективное время)
  • Психология времени, гл. 7: Методы исследования субъективного времени (1)
  • Психология времени, гл. 5: Социальная психология времени (1: Понимание социального времени)
  • Психология времени, гл. 4: Репрезентация времени (4: Пси-возраст, перспектива, таймфреймы и др)
  • Психология времени, гл. 4: Репрезентация и конструирование времени (1: Базовые термины)
  • Машина времени изобретена! Секреты управления машиной времени
  • Психология времени, гл. 1: Философия времени (2)
  • Психология времени, гл. 1: Философия времени (1)
  • Исследование восприятия времени у юношей
  • Психология времени, гл. 5: Социальная психология времени (2: Социальные ритмы)
  • Психология времени, гл. 8: Психология времени и эффективность деятельности
  • Особенности восприятия времени
  • Время и наше отношение к времени.
  • Глава 3: Восприятие и прогнозирование времени как механизм конструирования будущего /2
  • Глава 3: Восприятие и прогнозирование времени как механизм конструирования будущего /1
  • Борьба за время: 3 способа увеличить капитал времени для достижения целей
  • Психология времени.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь