Психология времени, гл. 6: Развитие восприятия, репрезентации и конструирования времени в онтогенезе (1)

Автор статьи: 404

Следует предупредить читателя, что психофизиологические механизмы восприятия времени развиваются, безусловно, с самых ранних этапов онтогенеза, но овладение социальным временем (умение определить общепринятые временные единицы, или ответить, сколько времени на часах) - это  уже умение  интеллектуальное, так же, как чтение или письмо, оно расширяет и дополняет психофизиологический план. Говоря о восприятии времени и его физиологических основах на ранних этапах, мы говорим о предпосылках человека к овладению более сложными формами времени.

         Основные закономерности развития восприятия времени в онтогенезе можно сформулировать так:

         1) с формированием прогнозирования ритма происходит формирование пространственно-временного континуума психики;

         2) в ходе развития психика расширяет границы собственного времени - от пребывания в настоящем моменте, к овладению прошлым и будущим;

         3) по мере овладения временем, психика овладевает и пространством, в котором реализуется поведение;

         4) в любом периоде жизни человеку кажется, что раньше время шло медленнее, чем в актуальный период.

         В каждом возрасте, на каждом возрастном этапе, человек по-разному воспринимает, конструирует и использует время.

Как писал П. Фресс, «именно пространственно-временные представления, сочетающиеся со словесным обозначением, порождают условия для дифференциации пространства и времени, разделения прошлого, настоящего и будущего. По мере того как развивается речь, расширяются возможности реконструкции прошлого и предвосхищения будущего».

         На сегодняшний момент можно сказать (определенно - на теоретическом уровне), что развитая способность чувствовать, воспринимать, предвосхищать  время и ритм, заложенная с детства, в юношестве даст возможность почувствовать и адаптироваться к колебаниям настроений других людей, групп, а затем - поможет уже взрослому всесторонне развитому человеку почувствовать дыхание времени, “маятник истории”.

         Особенности восприятия времени, ритмики организма, способности прогнозирования временных интервалов и конструирование поведения на основе адекватного ритма и соответствия внутреннего (психического) времени объективному (внешнему), способность ориентироваться и строить пространственно-временной континуум – основания для способности конструирования будущего, заложенные в организме, развивающиеся в ходе онтогенеза.

 

         Краткая характеристика этапов становления и развития субъективного времени в онтогенезе

         Пренатальный период. Психические закономерности на данном периоде в основном не исследованы. Однако отдельные практические исследования говорят о многих фактах, в которых выражена способность восприятия времени. Формирование специфической пространственной организации мозга человека начинается во втором триместре (16 недель). Ритмика звуков, а также внешняя речевая среда (разговор матери с ребенком во время беременности) служит для формирования способности восприятия и прогнозирования времени, а пространственная антиципация формируется через двигательные акты ребенка и матери (сохранение в памяти различий и совпадений внешних, внутренних стимулов, движений). Антиципирование (предвосхищение)  музыкального ритма формируется рано – задолго до рождения, также существуют и исследования антиципирования ритма новорожденными: у грудничков на датчиках видно «ожидание» новорожденным удара в тот момент, где он должен был бы быть, но не прозвучал. Ритмичность (восприятие и способность повторения ритма) человека является важнейшим показателем сформированности и адаптивности антиципационных процессов.

         К пяти месяцам, вероятно, появляется антиципационный эффект (удовольствие-неудовольствие от проявляемой антиципационной активности), поскольку 4й - 5й месяцы – срок включения гипоталамических центров в общую систему нервной деятельности, их стимуляция как от собственного состояния ребенка, так и от материнских гормонов (эндорфины, катехоламины).  Это также в свою очередь способствует более быстрому развитию способности прогнозировать время – т.о. своеобразное обучение этом на нейрогормональном уровне начинается, как мы видим, уже на 4-5 месяце.

Источник: Михальский А.В. Психология времени (хронопсихология): Учебное пособие. – Москва, МПГУ, 2016. – 72 с.     ISBN: 978-5-4263-0360-7



Просмотров: 692
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Психология времени, гл. 6: Развитие восприятия, репрезентации и конструирования времени в онтогенезе (2)
  • Психология времени, гл. 6: Развитие восприятия, репрезентации и конструирования времени в онтогенезе (5)
  • Психология времени, гл. 6: Развитие восприятия, репрезентации и конструирования времени в онтогенезе (4)
  • Психология времени, гл. 6: Развитие восприятия, репрезентации и конструирования времени в онтогенезе (3)
  • Психология времени, гл. 3: Психофизиология восприятия и оценки времени (5: Иллюзии восприятия времени)
  • Психология времени, гл. 3: Психофизиология восприятия и оценки времени (4: Временные ускорения)
  • Психология времени, гл. 3: Психофизиология восприятия и оценки времени (2: Закономерности и нарушения)
  • Психология времени, гл. 3: Психофизиология процессов восприятия и оценки времени (3: Ритм и эмоции)
  • Психология времени, гл. 3: Психофизиология процессов восприятия и оценки времени (1: Теории)
  • Психология времени, гл. 4: Репрезентация и конструирование времени (3: Теории репрезентации времени)
  • Психология времени, гл. 4: Репрезентация и конструирование времени (5: Основные концепции пси-времени)
  • Психология времени, гл. 4: Репрезентация и конструирование времени (2: Субъективное время)
  • Психология времени, гл. 7: Методы исследования субъективного времени (1)
  • Психология времени, гл. 4: Репрезентация и конструирование времени (1: Базовые термины)
  • Психология времени, гл. 5: Социальная психология времени (1: Понимание социального времени)
  • Психология времени, гл. 4: Репрезентация времени (4: Пси-возраст, перспектива, таймфреймы и др)
  • Психология времени, гл. 2: Проблематика психологии времени (1)
  • Психология времени, гл. 2: Проблематика психологии времени (2)
  • Особенности восприятия времени
  • Машина времени изобретена! Секреты управления машиной времени
  • Психология времени, гл. 1: Философия времени (1)
  • Психология времени, гл. 1: Философия времени (2)
  • Психология времени, гл. 5: Социальная психология времени (2: Социальные ритмы)
  • Исследование восприятия времени у юношей
  • Психология времени, гл. 8: Психология времени и эффективность деятельности
  • Глава 3: Восприятие и прогнозирование времени как механизм конструирования будущего /1
  • Глава 3: Восприятие и прогнозирование времени как механизм конструирования будущего /2
  • Время и наше отношение к времени.
  • «Гостья из будущего» – психологическая методика. Работа с линией времени. Исцеление точек прошлого.
  • Борьба за время: 3 способа увеличить капитал времени для достижения целей



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь