|
Развитие отношений младших школьников со сверстниками.Автор статьи: Афанасьев Александр Юрьевич
В число требований Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по результатам освоения обучающимися основных образовательных программ входят готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению, наличие у них системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающие личностные и гражданские позиции в деятельности [1]. Это, в свою очередь, означает необходимость наличия и достаточности коммуникативного опыта выпускников школы. Чем раньше и продуктивнее этот опыт начнет развиваться, тем богаче будет арсенал средств коммуникации к моменту окончания школы. Развитие навыков общения со сверстниками является важным в любом возрасте. Но наиболее значимым является младший школьный возраст, в связи с тем, что начиная развиваться в дошкольном детстве, развитие взаимодействия становится осознанным для ребенка в начальной школе, и от того, как сформируются навыки общения и взаимодействия в младшем школьном возрасте, будет зависеть во многом благополучие личностного развития подростка. Младший школьный возраст - это качественно уникальный этап развития ребенка. Развитие высших психических функций и личности в целом происходит в рамках ведущей на этом этапе учебной деятельности, заменяя в этом качестве деятельность игровую, выступавшей в роли ведущей в дошкольном возрасте. Начало обучения в школе приводит к фундаментальным изменениям в социальном положении ребенка. Он становится «публичным» субъектом и теперь имеет социально значимые обязанности, выполнение которых влечет за собой социальную оценку. Появляются значительные изменения в отношениях с другими людьми. Прежде всего, специфика и интенсивность контактов значительно вырастает - большую часть дня дети проводят в общении с малознакомыми окружающими их людьми: одноклассниками, учителями и другими детьми. Поэтому младший школьник должен активно осваивать коммуникативные навыки для выстраивания новых контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия со сверстниками и умение заводить друзей - одна из важных задач развития на этом возрастном этапе.
На втором и третьем годах обучения отношение ученика к своему классу меняется. Эти изменения в первую очередь связаны с новым отношением к обучению и развитием личности ученика. Влияние учителя на характер восприятия ребёнком других учеников уменьшается, а с одноклассниками у него устанавливаются более тесные и дифференцированные отношения, интенсивно налаживаются дружеские контакты. Постепенно эти отношения начинают наполняться моральной оценкой поведения каждого из детей. Сверстник обретает индивидуальность в глазах ребенка, становится значимым лицом общения, формируя разнообразные коммуникативные качества ребенка. Ребенок учится устанавливать эмоциональный контакт со сверстником, слушать его, понимать, принимать, давать адекватный отклик [3]. С сожалением необходимо отметить, что современные исследования указывают на неразвитость коммуникативных навыков и навыков межличностного взаимодействия среди младших школьников со сверстниками, в том числе это: - трудности в поведении, незнание того, что и как сказать; - трудности, обусловленные неверным пониманием партнера по общению, то есть недостаточное формирование его собственной перцептивной стороны общения; - трудности, связанные с переживанием недовольства и раздражения по отношению к партнеру [5].
Чтобы преодолеть эти трудности в общении, ребенку необходимо обладать способностью к самосовершенствованию, самообучению. Эти навыки, а также самоанализ, самопознание, знание других и т. д. называются навыками рефлексии. Данный компонент обеспечивает перестройку мыследеятельности: «Ей принадлежит функция восстановления и реформирования сознания, личности, индивидуального и коллективного мышления» [5,с.74]. В ходе рефлексии осуществляется переход неявного знания в явное, формализованное и логически расчлененное. Результатом рефлексивного самопонимания становится объяснение «человеком своих мыслей и чувств, мотивов поведения; умение обнаруживать смысл поступков; способность отвечать на причинные вопросы о своем характере, мировоззрении, отношении к себе и другим людям, а также о том, как они понимают его» [6]. Способы рефлексии - выдвижение гипотез, идеализация, анализ причин, впечатлений и опыта. Наряду с рефлексией также различают рефлексивность. Степанов С.Ю. приводит следующее определение рефлексивности: «рефлексивность - это качество, свойство типа личности, ценностной ориентации, способа жизнедеятельности, особенности общения людей, их взаимодействия, в процессе осуществления которых разворачивается рефлексия во всей своей полноте» [4,с.5]. Различается несколько типов рефлексии. Наиболее распространенной и общепринятой классификацией типов сегодня является классификация, предложенная И.Н. Семенов и С. Ю. Степановым [5], согласно которой различают четыре типа рефлексии: интеллектуальную, кооперативную, коммуникативную и личностную. Интеллектуальный тип рефлексии - это «мышление о мышлении»; - кооперативный тип рефлексии заключает в себе осознание своей собственной деятельности; - коммуникативный тип - осознание человеком того, как он воспринимается партнером по общению; -личностный тип рефлексии - это представление человека об образах своего «я» [5 с.72]. В соответствии с четырьмя типами рефлексии различают четыре функции рефлексии: интеллектуальную, личностную, коммуникативную и кооперативную. Функция интеллектуальной рефлексии состоит в том, чтобы «переосмыслить и трансформировать оригинальную образно-концептуальную модель объекта в более адекватную, основанную на новой информации о нем». Функция личной рефлексии заключается в «самоопределении человека и обосновании его личного права отклоняться от данного указания и компенсировать его неадекватность новым самообучением с учетом особенностей ситуации». Функция коммуникативной рефлексии состоит в том, чтобы «изменить представления о другом субъекте на более адекватные для данной ситуации». Функция кооперативной рефлексии состоит в том, чтобы «переосмыслить и реорганизовать коллективную деятельность» [5, с.38] Понимание сущности механизма рефлексии, знание его этапов чрезвычайно важно для родителей и для учителей, особенно учителей начальных классов, поскольку формирование у ребёнка навыков рефлексии, в частности интеллектуальных и личностных, происходит именно в начальной школе. Учитель должен подвести учеников к необходимости рефлексии, иначе могут возникнуть помехи на пути развития личности. Детям нужно объяснить, как осуществлять рефлексию, особое внимание уделяя обучению ребят анализу того, что они делают и что с ними происходит. Для этого применяются самые разные способы: устное обсуждение, письменное анкетирование, рисуночное или графическое изображение изменений, происходящих с учеником в течение урока, дня или недели [2]. Используя эти способы, учитель должен сначала научить ребенка осознанному, поэтапному рефлексированию, а затем привить ему умение использовать свои навыки в любой возникающей проблемной или конфликтной ситуации на личном, интеллектуальном или каком-то другом плане.
Библиографический список
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|