|
«Базовая позиция медиатора» как техника внутренней рефлексииАвтор статьи: Ершова Елена Васильевна
Обучение медиаторов, как и специалистов других помогающих профессий, требует особого подхода, а именно - выработки в процессе обучения и совершенствования в дальнейшем культуры отношения к человеку как уникальной системе, которая включает также отношение к себе. Как отмечает Г.Ф. Похмелкина «медиация — это, по сути, комплекс рефлетехнологий конфликтных переговоров, где спорящие стороны с помощью независимого посредника медиатора сами рефлексируют возникшие противоречия, вырабатывают решение, создают договоренности, разрешая конфликт. При этом медиатор рефлексирует как позиции конфликтующих сторон, так и сам процесс своего посредничества»[1]. Термин «позиция медиатора» как основной личностно-профессиональный инструмент работы медиатора рассматривается некоторыми авторами в качестве «ценностей, реализуемых в конкретных, в том числе инновационных, способах организации деятельности». Такая трактовка позиции, позволяет перенести акцент с ценностного пласта самоопределения на пласт средств и действий. Постижение позиции медиатора – это обучение средствам гигиены социальных отношений. Медиация помогает вычищать отношения от негативных чувств и напряжений, а тем самым – сохранять социальное здоровье [2]. Рефлексия как процесс, присущий человеку и отличающий его от животного мира, исследовалась на протяжении всей истории человечества, начиная с античных времен. Изначально, понятие рефлексии сформировалось и развивалось в рамках философской науки и лишь, затем перешло и в психологию. В настоящее время в зарубежной психологии изучение рефлексии как особой психической реальности выражается в виде двух основных направлений развития взглядов на эту проблему. Первое - как на проблему самоконтроля и контроля деятельности. Второе - хронологически более позднее, берет начало в ранних работах по исследованию мышления в когнитивной психологии. Ее дальнейшее развитие связано с выделением и исследованием процессов, не участвующих непосредственно в переработке информации, а регулирующих ее осуществление, которые впоследствии были обозначены как «метапроцессы». Общий интеллектуальный смысл метакогнитивистского понимания рефлексии выражен в определении Д. Дернера, в соответствии с которым, рефлексия — «это способность думать о своем собственном мышлении с целью его совершенствования» [3]. Анализируя соотношение рефлексии и профессии можно говорить о профессиональной рефлексии, то есть о рефлексии своей профессиональной деятельности, осознании себя в данной профессии и о рефлексии как о навыке, способствующем успешной работе конкретного профессионала. Необходимо разграничивать понятия внешней и внутренней рефлексии. Согласно мнению А.В. Карпова рефлексию необходимо дифференцировать по критерию её направленности: в соответствии с этим автор разделяет два вида рефлексии «интрапсихическую» (внутреннюю) и «интрапсихическую» (внешнюю). Первая соотносится с рефлексивностью как способностью к самовосприятию содержания своей собственной психики и его анализу, вторая со способностью к пониманию психики других людей, включающей наряду с рефлексивностью как способностью «встать на место другого» также и механизмы проекции, идентификации, эмпатии [4]. При проведении процедуры медиации для специалиста важны оба вида рефлексии, но в рамках данной статьи мы исследуем именно внутреннюю рефлексию. Внутреннее состояние медиатора, находящегося в процедуре, включающее в себя рефлексию своих эмоций, рефлексию своего отношения к данному конфликту и к конфликту в целом, рефлексию сохранения желания понять стороны, а не изменить их ситуацию, рефлексию нейтральности своей позиции и уважения и принятия позиции каждой из сторон мы будем называть «базовой позицией медиатора». В целом работа практически всех представителей помогающих профессий во многом связана с зоной конфликта – как внешнего, так и внутреннего и, путь его урегулирования требует от специалистов соответствующих изменений в своей личности, поэтому все, что мы будем называть «базовой позицией медиатора» относиться и к другим представителям помогающих профессий. Рассмотрим более подробно ее компоненты. При обучении специалистов помогающих профессий нам представляется важным развитие эмоционального интеллекта специалистов, как компонента «базовой позиции медиатора». Эмоциональный интеллект включает в себя четыре компетентности: умение осознавать свои эмоции; умение осознавать эмоции других; умение управлять как своими эмоциями, так и эмоциями других людей [5]. Рефлексия своего эмоционального состояния позволяет медиатору, а также любому специалисту помогающих профессий избежать профессионального выгорания и эффективней выполнять свою работу. Не менее важна рефлексия медиатора своего отношения к конфликту: медиатор воспринимает конфликт как неотъемлемую составляющую человеческого бытия и должен не просто достойно выдержать его, а искренне считать, что стороны могут использовать конфликт для улучшения своей жизни [6]. Занимая позицию «ухода» от конфликта мы становимся его жертвой, занимая позицию «борьбы» в конфликте мы становимся агрессорами, занимая позицию «судьи», мы становимся спасателями. Любой из этих вариантов – тупиковый для психического и профессионального развития представителей помогающих профессий. Если не заниматься и не исследовать конфликт, он поглощает нас и подчиняет. Это касается как внешних, так и внутренних конфликтов. Конфликт заставляет нас думать, чувствовать и говорить в рамках жесткой дихотомии: прав-неправ, выиграл-проиграл. Такая позиция рождена так называемым «конфликтным мышлением», которое, по сути своей, является ригидным и бескомпромиссным. Противоположностью «конфликтного мышления» будет «творческое мышление», которое расширяет возможности специалиста в его помощи другим людям [7]. Жить качественно, с точки зрения медиации – это уметь находиться в конфликтах: взаимодействовать с другими людьми, невзирая на конфликты. Медиация не преодолевает конфликты, не проводит профилактику конфликтов. Медиация – это способ согласования интересов, которые всегда потенциально конфликтны [8]. Одними из базовых принципов медиации являются принципы нейтральности и уважения (принятия). Нейтральность медиатора – это умение не становиться на чью-либо сторону, не оценивать позиции, высказанные клиентами. При этом не менее важно соблюдение принципа уважения и принятия, который позволяет медиатору оставаться заинтересованным в позициях и интересах, транслируемых людьми, а не отстраненным наблюдателем. Рефлексия себя и того, как он относится к информации, которую сообщают конфликтующие стороны, насколько она близка или далека личному мировоззрению и жизненному опыту медиатора, позволяет ему оставаться в рамках данных принципов и вовремя устранять их нарушения в своей работе. Четвертый компонент базовой позиции медиатора видится нам в изначальном стремлении медиатора понять стороны, а не изменить их ситуацию или помочь решить их конфликт. Понять стороны – значит понять, какие глубинные их интересы и потребности были нарушения и привели к данному конфликту. Это умение медиатора, опираясь на позиции, заявляемые сторонами, слышать за ними истинные интересы и потребности сторон. Понимая истинные потребности и интересы каждой из сторон, медиатор способствует их объединению, переходу от «демонизации» своего противника к диалогу. Вводя «понимание» как компонент базовой позиции медиатора мы, прежде всего, опираемся на подход, разработанный Гери Фридманом и Джеком Химмельстайном и называемый ими «подход, основанный на понимании или понимающий подход в медиации». Ценностью данного подхода является то, что нахождение выхода из создавшейся ситуации конфликта приходит тогда, когда стороны сами начинают осознавать, что составляет сердцевину, сущность их спора, достигая, совместно с медиатором, всей широты и глубины понимания себя, своего оппонента и ситуации в целом, что приводит к полному исчерпанию конфликтной ситуации, а не решению её только на внешних позициях. Обучение и формирование «базовой позиции» и устойчивого навыка рефлексии у специалистов помогающих профессий нам представляется наиболее эффективным через практика – ориентированное обучение с акцентом на личностную проработку и опыт самопознания. Преподаватель (тренер) в этом случае не просто дает образец действий и знания, но и отслеживает то, как они интегрируются во внутреннем мире ученика, формируя его профессионально-личностную позицию. Как отметил Йозеф Дусс-Фон Вердт, один из самых авторитетных европейских экспертов-медиаторов, много лет практикующий и создающий системы образования: «Медиация – это не простое дело. Она и не просто «процесс». Медиация – это определенный способ (экзистенциональный) Встречи людей, в которой в качестве результата может появиться понимание и взаимное согласие…тренируя действия в медиации, не её сущность (бытие), и сама личность отступает на задний план…однако, освоение медиаторской деятельности требует как тренировки умений пользоваться инструментами, так и тренировки личности в равной мере» [9]. Все это, на наш взгляд, в полной мере относится к обучению представителей всех помогающих профессий, чей труд сложен и эмоционально насыщен именно за счет постоянной работы в зоне человеческой боли и конфликтов. Список литературы
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|