Созависимость, как личностная характеристика специалистов «помогающих» профессий

Автор статьи: Наталья Суркова

Предметом настоящего исследования является феномен созависимости. Это понятие впервые возникло в 1979 году. Его открыли Роберт Сабби и Эрни Ларсен. Изначально это понятие относилось только к жёнам алкоголиков, чья жизнь была подвержена отрицательным изменениям в связи с проживанием с зависимым партнёром. За каждой проблемой стояла семейная история, где есть больной алкоголизмом.

Далее в это понятие вошли и другие проблемы: пищевая и игровая зависимости, зависимость от работы и интернета, а так же сексуальные аддикции. Общим для всех видов проблем было то, что ближайшее окружение, родные зависимых страдали определённым комплексом нарушений. В их поведении было много общего, как и у жён алкоголиков [3].

Итак, человек с чертами созависимого поведения – это тот, на чью жизнь повлияла зависимость или болезнь близкого. Созависимые люди пытаются контролировать всех и всё, кроме себя и своей жизни [1].

Москаленко В.Д. и другие авторы указывают на взаимосвязь созависимости и зависимости близкого. Короленко Ц.П. и Дмитриева Н.В. называют созависимость отклонением в сфере отношений, которое  «...предполагает взаимную зависимость друг от друга» [2,с.278].

Специалисты, изучающие феномен созависимости (Москаленко В., Емельянова Е., О.Шорохова), выделяют несколько групп созависимых:

- супруги и близкие родственники (особенно дети) больных наркотической и алкогольной зависимостью;

- родственники и ближайшее окружение людей с хроническими заболеваниями;

- родители детей с поведенческими проблемами;

- лица, выросшие в эмоционально-репрессивных семьях.

В.Д.Москаленко предлагает также рассматривать дополнительную группу созависимых: это люди «помогающих профессий» - работающие в сфере педагогики, психологии и медицины. Мы полагаем, что к данной группе можно отнести и специалистов по социальной работе [4].

Созависимость как личностная черта начинает формироваться ещё в раннем детстве, когда к трём годам ребёнок решает определённые задачи психического развития.

 Если эти задачи решены успешно, то у ребёнка формируется базовое доверие, и он готов исследовать внешний мир. Ребёнок становится зависимым, вырастает не зрелым в том случае, если не удалось установить доверительные отношения с матерью на раннем этапе. Тогда у ребёнка не формируется внутреннего ощущения самости, «Я», ощущения своей уникальности среди других людей. «Созависимость взрослых людей возникает тогда, когда два психологически зависимых человека устанавливают взаимоотношения друг с другом» [5, с.5].

Сотрудники центра «Преодоление» работают с людьми, имеющими нарушения функций опорно-двигательного аппарата, вследствие травм или заболеваний позвоночника и суставов, инвалидность. Учитывая приведённые выше группы созависимых, мы предполагаем, что работа в центре может оказаться поддерживающей средой для формирования и развития созависимости. Таким образом, очень важно выявить и исследовать степень проявления этого феномена среди работников «помогающих профессий» центра «Преодоление».

Б.Уайнхолд и Дж.Уайнхолд среди симптомов созависимости указывают на низкую самооценку и преобладание таких психологических защит, как: проекция, отрицание и рационализация. Таким образом, гипотеза нашего исследования состоит в том, что для специалистов «помогающих» профессий: психологов, социальных и медицинских работников характерны такие психологические защиты, как проекция, отрицание и рационализация, а так же низкий уровень самооценки и высокий уровень созависимости.

Для того, чтобы выявить основные показатели созависимости и сравнить их с теми, что описаны в литературе, мы подобрали следующие методики:

-опросник уровня созависимости, предложенный авторами Б.Уайнхолд и Дж.Уайнхолд.

-методика определения уровня самооценки Дембо-Рубинштейн.

-методика Келлермана-Плутчика «Индекс жизненного стиля» для определения основного вида психологических защит.

В исследовании приняло участие 30 человек: 28 женщин и 2 мужчин. Возраст: от 25 до 64 лет. Среди них: 6 психологов, 8 специалистов по социальной работе и 16 медицинских работников. Стаж работы в учреждении варьируется от года до 12 лет. Стаж работы важно учитывать потому, что это создаёт условия для  развития созависимых черт. О.Шорохова указывает: «Заражение этой болезнью, как и любой  другой, происходит постепенно, и у каждого человека – в силу его характера, личностных особенностей, образа жизни, жизненного опыта, событий прошлого, заражение и течение болезни происходит специфическим, только одному ему присущим образом» [6, с.6].

Методика Келлермана-Плутчика выявила следующие результаты:

Проекция = 43,3%,

Регрессия = 23,3%,

Отрицание = 16,6%,

Рационализация = 16,6%.

Таким образом, мы видим, что наиболее часто используются такие виды психологической защиты, как проекция, регрессия, отрицание и рационализация, что свидетельствует о наличии созависимых моделей поведения.

      По методике определения уровня самооценки Дембо-Рубинштейн получены следующие результаты: по всем шкалам теста («ум, способности», «характер», «авторитет у сверстников», «умение многое делать своими руками, умелые руки», «внешность», «уверенность в себе») выявлен уровень, соответствующий адекватному, который располагается в границах от 68 до 71,8. Эти данные свидетельствуют об отсутствии отклонений в области самооценки и самоотношения, которые присущи людям с созависимыми моделями поведения.

      По опроснику на определение уровня созависимости, предложенному Б.Уайнхолд и Дж.Уайнхолд, выявлен уровень созависимости = 38,5, что соответствует средней степени созависимости.

      Таким образом, обобщая результаты проведённого нами исследования, можно сделать следующие выводы:

  • Для специалистов «помогающих» профессий: психологов, социальных и медицинских работников характерны определённые виды психологических защит. А именно: проекция, регрессия, отрицание и рационализация;
  • Выявлено наличие созависимости – средняя степень проявления в тестируемой группе;
  • По всем показателям выявлен адекватный уровень самооценки.

Таким образом, гипотеза нашего исследования подтверждена частично: основные виды психологических защит в группе выявлены именно те, что описаны в литературе, присутствует феномен созависимости. При этом в  нашей выборке уровень созависимости средний, а самооценка по всем измеряемым параметрам соответствует адекватному уровню.

Это возможно объяснить следующими причинами:

  • Работники центра «Преодоление» регулярно проходят обучение, повышение квалификации, в центре внедрена программа по профилактике профессионального выгорания. Таким образом, смягчается воздействие рабочей среды, как одного из факторов риска. А также большую роль может играть благоприятный психологический климат в коллективе.
  • В выборке присутствуют люди с разным стажем работы. Люди, мало проработавшие в сфере «помогающей» профессии меньше подвержены влиянию этого фактора риска.

Благодаря выявленным результатам мы можем поставить новые задачи исследования:

  • Изучить степень проявления созависимости в зависимости от стажа работы.
  • Изучить степень проявления созависимости в отличии от сферы деятельности специалистов: медицина и психология.
  • Разработать программу профилактики созависимых черт личности для работников «помогающих» профессий.

 

Список литературы:

 

  1. Битти М. Алкоголизм в семье и преодоление созависимости / Пер. с англ. - М.: Физкультура и спорт. – 1997.
  2. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Личностные и диссоциативные расстройства: расширение границ диагностики и терапии // Монография. / Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2006.
  3. Короленко Ц. П., Донских Т. А. Семь путей к катастрофе. Новосибирск: Наука, 1990.
  4. Москаленко В.Д. Зависимость: семейная болезнь. М.: ПЕРСЭ, 2004.
  5. Уайнхолд Б., Уайнхолд Дж. Освобождение от созависимости / Перевод с английского А.Г.Чеславской. М.: Независимая фирма «Класс», 2006.
  6. Шорохова О.А. Жизненные ловушки зависимости и созависимости. СПб.: Речь, 2002.


Просмотров: 446
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • О созависимых: возможно, это о нас. Психолог о зависимости и созависимости(4)
  • Спасатель. Роли созависимых. Психолог о зависимости и созависимости(6)
  • Простак. Роли созависимых. Психолог о зависимости и созависимости(7)
  • Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) у специалистов помогающих профессий: проявления и самопомощь
  • Причины созависимости и как освободиться от созависимости.
  • Особенности проявления созависимости во взрослой жизни дочерей алкоголиков ч.2
  • Особенности проявления созависимости во взрослой жизни дочерей алкоголиков
  • О созависимости и созависимых отношениях.
  • Роли созависимых. Преследователь. - Продолжение "Психолог о зависимости и созависимости"(5)
  • Преодоление травмы, выход из созависимости, возможно ли?
  • Преодоление созависимости
  • Квест «Пробраться в театре на свое место и не быть «жертвой». Уровень 1. Помощь при созависимости.
  • Квест «Пробраться в театре на свое место и не быть «жертвой». Уровень 2. Помощь при созависимости.
  • Трансовая техника работы с созависимыми отношениями, устранение созависимости.
  • психотерапевтическая сказка на преодоление созависимости
  • Ловушки созависимости: понятие, симптомы, пути избавления
  • Профессиональное выгорание специалистов помогающих профессий
  • Психолог о зависимости и созависимости(1)
  • О созависимости в рамках зависимости.
  • Немного о зависимости/созависимости
  • Как избавиться от зависимости и созависимости
  • Проблема вторичной травматизации специалистов «помогающих профессий».
  • Психотерапия созависимости (алгоритм и техники работы)
  • Избавление от созависимости. Что люди пробуют делать?
  • Созависимости, зависимости – это результат насилия.
  • Телесная терапия зависимости и созависимости
  • «Потерянные в переводе»: о профессиональной идентичности специалистов помогающих профессий
  • 5 “Выгод» созависимости (любовной зависимости). Выход.
  • Причины вашей любовной зависимости(созависимости)
  • Экстренная самопомощь в преодолении любовной зависимости и созависимости



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь