|
Психотерапия созависимости (алгоритм и техники работы)Автор статьи: Парфенова Ирина Николаевна
Созависимость - это специфическое состояние, которое характеризуется сильной поглощенностью и озабоченностью, а также крайней зависимостью (эмоциональной, социальной, а иногда и физической) от человека или предмета.
Для созависимости характерно:
Алгоритм работы С т а д и я 1 - Что происходит со мной? Клиент рассказывает о том, что происходит у него в жизни и что его беспокоит. Это начальная стадия, на которой могут решаться следующие задачи: 1) идентификация проблемы; С т а д и я II - Кто я? Здесь клиент рассказывает о себе, о своих переживаниях. Решаются задачи: 1) удовлетворение собственных потребностей как образ жизни; С т а д и я III - Кем я хочу стать? Многие перемены возможны, когда выздоравливающий человек чувствует себя свободным в выборе новых убеждений, моделей поведения и точек зрения. Решаются задачи: 1) процесс выздоровления - это скорее приключение, нежели цель;
Направления работы с созависимыми клиентами
1. Работа с прошлым опытом - Выслушивание; - Восстановление событий; - Реконструкция прошлого опыта; - Техники арт-терапии; - Драматизация; - Техники гештальт-терапии (пустой стул, "челночное" движение) и т.д.
Упражнение Составьте два списка. В первом укажите все то, что ваши родители, учителя или другие взрослые люди делали и говорили вам во время вашего взросления и что, на ваш взгляд, не принесло вам никакой пользы и даже в некоторой степени было вредно. Во втором укажите все, что ваши родители, учителя и другие взрослые люди не говорили или не делали для вас, и что, как вы теперь полагаете, пошло бы вам на пользу, если бы они это говорили и делали. Закончив составление списков, изучите их, принимая к сведению следующее. В пунктах первого списка указано все то, за что вы не простили своих родителей. Это то, что сдерживает вас и способствует вашей созависимости. Во втором списке указано все то, что кто-то другой, как вы до сих пор надеетесь, должен сделать для вас. Вам придется взять эти заботы на себя или попросить, чтобы это сделали ваши родители, а если это невозможно, то попросить других людей помочь вам удовлетворить эти потребности. Медитация "Я выбрасываю старые послания" Кто сказал мне, что я – плохая или не такая, как надо? Я все еще позволяю кому-то говорить мне все это? Слушай себя тихо и спокойно. Чей голос ты все еще слышишь? Мамин? Этот голос тебя ранит? Этот голос все еще принижает тебя, мешает твоему счастью, не позволяет принять себя, мешает радоваться, любить? Сделай глубокий вдох и подыши любовью, умиротворением и радостью. Выдыхай негативные послания. Итак, вдох – любовь, выдох – негативные предписания. Прочувствуй, как они зависают, разрываются и ухолят...
2. Возвращение ответственности - Повышение уровня осознанности; - Фокусировка на потенциале клиента, его силе и устойчивости; - Акцентирование его влияния на собственную жизнь; - Провокационные техники и т.д. Упражнение Чтобы почувствовать достоинства и недостатки 2 позиций: «ответственность за других» и «ответственное отношение к другим», продолжите незаконченные предложения:
Упражнение В течение определенного отрезка времени отслеживать свои ощущения, чувства, мысли, действия, мысленно называя их и добавляя фразу"И это делаю я"
3. Установление границ - Сеттинг в терапевтической работе; - Проигрывание отдаления и установления границ в существующих отношениях с другими людьми на сессии вместе с терапевтом; - Принятие себя как ценности, другого как отдельного человека и т.д.
Утверждения, которые дают чувство принятия: • Чувство отдельности говорит, что ты и я – это два уникальных и не связанных намертво индивида. У тебя свои собственные чувства, отношение ко всему и свои ценности. И то, что ты собой представляешь, очень хорошо в моих глазах. А что я из себя представляю, то хорошо в твоих глазах. • Чувство отдельности говорит, что ты можешь позаботиться о себе, а я могу позаботиться о себе. У каждого из нас забота о себе – это первичная обязанность. Я не отвечаю за твою судьбу, а ты не отвечаешь за мою судьбу (имеются в виду взаимоотношения взрослых). • Если я действительно о тебе забочусь и ты мне нравишься, то я позволю тебе быть капитаном своего корабля, который может придерживаться собственного курса. Если я тебе нравлюсь, то ты позволишь и мне делать с моей жизнью то же самое. • Я буду высоко ценить, если ты поделишься со мной своими чувствами, в том числе неприятными чувствами оттого, что я делаю или говорю. Но позволь мне самой решать, менять мне свое поведение или нет.
4. Работа с самооценкой - Исследование клиента, его качеств и достижений; - Создание ситуации поддержки и принятия; - Работа с внутренним Родителем и т.д. Упражнение Составьте список своих ценностей. Пишите все, что для вас важно. Далее поставьте от 0 до 100% насколько вы реализуете эту ценность в своей жизни (НЕ ДУМАЯ!!). Например, для меня ценно – забота. Насколько я способна давать это людям? Допустим, на 30%. …ставим. Еще ценность – деньги. Реализация на 20%. Рядом ставим тоже % насколько я хочу реализовывать эту ценность в жизни. Далее расшифровываем каждый пункт: забота для меня… все подробно прописываем до полного понимая сути! Например, забота – 70% неудовлетворенности: что входит в эти 70%. Расписываем по пунктам подробно: 1) мне не хватает близких людей рядом. 2) я не могу проявлять нежность и тд. Все что приходит в голову.
Упражнение Составьте два списка: 1. 10 качеств, умений, черт характера, которые, на ваш взгляд, помогли добиться каких-либо положительных изменений в вашей жизни. 2. 10 качеств, черт, привычек, которые мешают вам достигать в жизни желаемого.
Возьмите второй список и представьте, что каждое качество из этого списка на самом деле выполняет важную роль. Попробуйте обнаружить, или угадать, или придумать, какую именно и чем она важна? Если вам удастся обнаружить, вы увидите, что на самом деле это качество является вашим достоинством. Теперь, когда вы это знаете, вы можете использовать его лучше, в более уместные моменты и без побочных эффектов. Если есть такое качество, которое мы в себе вообще не переносим – представьте его в виде образа. И пообщайтесь с этим образом. Ищите в данном случае все то, что является полезным для вас или для окружающих (это будет способ удовлетворения какой-то потребности) И найдите другой способ, более адекватный для удовлетворения этой потребности.
Упражнение В левой колонке печатайте либо пишите тщательно, с нажимом, медленно самое положительное свое утверждение, а справа пишите быстро то, что нашептывает предательский голос внутреннего критика.
Продолжайте писать слева одно и то же утверждение, пока предательский голос не истощится.
5. Различение потребностей - Повышение уровня осознавания клиента; - Снижение внутреннего контроля; - Чуткость к собственным потребностям вовремя сессии и т.д.
Упражнение Представьте, что Вас охватило полное безумие, отпустите своего внутреннего цензора. Мысленно опишите себя. Какой Вы псих? Стройте рассказ в первом лице, начиная с фразы "Я полностью сумасшедший". Расскажите историю Вашей болезни. Как это произошло? Где Вы в таком состоянии окажитесь в конце жизни? А теперь представьте, что Ваше сумасшествие - изощренный способ удовлетворить Вашу потребность. Какую именно? Как Вам это открытие? Завершите разделением фантазии в упражнении и реальности.
6. Работа с чувствами, эмоциями - Осознавание и выражение чувств и эмоций; - Техники арт-терапии; - Драматизация; - Обучение способам эффективного и приемлемого выражения эмоций, способам релаксации, техникам телесно-ориентированной терапии. и.т.д.
Упражнение Заведите дневник чувств. Составьте перечень чувств, которые вы пережили в течение дня. Записывайте в своем дневнике, когда вы переживаете каждое чувство, где вы его переживаете и любое выражение чувства, если оно было выражено. Если хотите, можете фиксировать только те случаи, когда вы ощущали или осознавали чувство, но не испытывали или не помните его проявления. Спустя какое-то время составьте схему вашего прогресса. Отметьте в дневнике, какие чувства вы можете распознать, но не можете выразить. Запишите определенные чувства, которые отсутствуют в вашем перечне.
Упражнение Заполните таблицу, поместив ответы в пустые клетки. Во втором столбце опишите свои возможные реакции на чувства, названия которых приведены в соответствующих клетках первого столбца. Помните, что реакция – это импульсивный, нездоровый вид поведения, имеющий целью пресечь то или иное чувство. В третьем столбце в соответствующих клетках опишите подходящие ответные действия, которые вы могли бы предпринять при возникновении такого чувства. Помните, что отклик – правильный вид поведения, способствующий раскрепощению чувств.
Здоровые способы управления чувствами _ Когда вы чувствуете гнев, испуг или раздражение, скажите об этом и попросите других о том, чего вы желаете. _ Используйте ваши чувства в качестве помощи в принятии решений. _ Определите каждое чувство отдельно. Не используйте одно для блокировки другого. _ Владейте вашими чувствами и возьмите на себя ответственность за ваши чувства. _ Поймите, что вы можете думать и чувствовать одновременно, и делайте это. _ Распознайте ваши “скандальные” чувства и не используйте их для манипулирования другими людьми. _ Сразу выражайте ваши чувства и не накапливайте их. _ Относитесь к вашим чувствам как к друзьям и союзникам, а не как к врагам, которых следует избегать. _ Позволяйте себе переживать свои чувства, когда они проявляются, как можно полнее. _ Не забывайте, что нет “плохих чувств” и для каждого из них есть важная причина.
7. Обучение здоровым стратегиям отношений
Как распознать созависимые и здоровые послания Созависимые послания Здоровые послания Ты упрямый. Ты можешь попросить о том, что тебе необходимо. Ты должен быть идеальным. Ты можешь ошибаться. Поторопись. Можешь не спешить. Ты должен приспосабливаться Можешь думать о чем хочешь. к другим. Приложи все силы. Ты можешь это сделать. Ты должен быть сильным. Ты можешь чувствовать и иметь потребности. Ты — особенный Ты можешь быть самим собой. Работай упорно. Ты можешь играть и развлекаться. Ты в замешательстве. Ты можешь думать и чувствовать одновременно. Ты бестолковый. Ты можешь думать и быть эффективным. Не будь таким эгоистичным. Ты можешь быть непринужденным. Ты тупой. Ты можешь быть творческим человеком. Ты больной или сумасшедший. Ты можешь быть хорошим. Всегда будь правильным. Ты можешь признать, что неправ. Ты не должен доверять другим. Ты можешь доверять другим. Будь осторожен. Ты можешь расслабиться и выкинуть из головы (забыть) все. Тебе нужно быть зависимым, Ты можешь быть независимым чтобы быть любимым. и любимым.
Как просить о том, чего вы хотите: девятишаговый процесс 1. Произведите объективное описание проблемы или поведения (“Когда вы разгневаны и пронзительно кричите...”) 2. Поделитесь своим отношением к проблеме и поведению (“Я испугался точно так же, как в детстве, когда отец кричал на меня”). 3. Опишите влияние или результаты воздействия проблемы на вас и/или ваши взаимоотношения (“Я хочу убежать от тебя и спрятаться”). 4. Остановитесь на минуту и послушайте ответную реакцию другого человека или его (ее) восприятие конфликта. 5. Ясно сформулируйте то, чего вы хотите от другого человека (“Я хочу, чтобы ты выразил свой гнев в таких словах: “Я зол”). 6. Четко спросите другого человека: “Не хотел бы ты ...?” (“Не хотел бы ты сказать, из-за чего злишься, а не кричать на меня?”) 7. Обсудите, есть ли различия между тем, чего вы желаете, и тем, что другой человек готов дать или сделать. 8. Если вы не можете обсуждать разногласия, согласитесь с тем, что у вас имеются расхождения во взглядах (“Я вижу, что мы не можем прийти к согласию в этом вопросе, и принимаю наши разногласия. Не согласишься ли ты также признать наши расхождения во взглядах?”) 9. Если разногласия непреодолимы и отношения прекращаются, отметьте это каким-то ритуалом завершения. Напишите письмо, в котором сформулируйте свои представления о ваших неразрешимых противоречиях без обвинений, рассматривая себя и другого человека с хорошей стороны. Вы можете не отсылать это письмо или сжечь его.
Используемая литература и книги, в которых вы можете узнать о созависимости более подробно:
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|