О родительских посланиях "ты можешь" и "ты не можешь"

Автор статьи: Мирцало Анна

      «...Хотела бы остановиться подробнее на родительских посланиях «ты можешь» и «ты не можешь» в целях формирования у ребенка здоровой модели самовосприятия «Я Могу». За 20 лет своей деятельности я провела сотни коуч сессий в таком коучинговом формате как «ре – импринтинг». Это такая возможность пересмотра опытов детства, в которых были потеряны важные ресурсы, с целью их восстановления. Открывались истории про то, какие чувства смятения и замешательства испытывали мои клиенты во взаимоотношениях со своими внутренними «я не могу, мне нельзя», «это не возможно», «это не для тебя». Дети, по природе, созерцательны и наблюдательны. Они могли замечать, что другим детям в саду или в школе были разрешены делать вещи, которые им самим запрещены родителями без объяснений причин этого. Родительские постулаты о том, что считается «возможным» и «невозможным» к определенному возрасту у детей формируется в определенное мировосприятие того, что им можно, возможно и нельзя. Послушание родителям в том, что «я не могу и мне это невозможно» потом переносилось во взрослую жизнь, создавая ограничения для полноценной и свободной творческой самореализации. Навязанные родительские модели собственной неуверенности и внутренних страхов в итоге проносились детьми в сферу своей собственной взрослой жизни. Подобный родительский подход запретов и ограничений приводил к потере истинных ориентиров само - разрешения на реализацию и обретения счастья. Это распространенный процесс, который приносит достаточный деструктивный результат и даже вред во взрослой жизни, распространяясь на другие сферы жизни.

       Доктор физики и психологии Чампион Курт Тойч, из своего 50-летнего опыта консультирования и наблюдения за детьми, говорил, что формат «ты не можешь» является крайне болезненным противоречием глубинному ощущению детского «я могу». Детские фантазии («я буду космонавтом», «я укротителем морей и океанов», «я – строителем городов», «феей, волшебницей»…) и вера в «настоящесть» этого - безгранична у детей, проявляет их внутреннее состояние внутреннего могущества. Как важно быть чуткими, нежными и осторожными к подобным вещам, чтобы своим авторитетом не разуверить детей родительским «все это глупости». Естество ребенка тесно связано с ощущением творчества, маленького Создателя, которому «возможно все» . И некоторые дети, к счастью, могут проявлять внутренний бунт, не соглашаться с родительским «невозможно», «в действительности выражая качество уже маленького лидера». Выходит, что родители могут «программировать» детей не очень полезными своими собственными «программами», носителями которых являются сами, что болезненно сказывается на ограничивающих взаимоотношениях детей со своей внутренней силой, со своим внутренним потенциалом, который могущественный и бесконечный. И, возможная стратегия «Выиграл» - «Выиграл» трансформируется в «Проиграл» - «Проиграл».

       «Я могу» и «я не могу» - это те родительские установки, которыми родители вербально, невербально делятся со своими детьми и в результате и взрослые и дети по факту реализуют либо одно верование, либо другое верование.

О родительских посланиях ты можешь и ты не можешь


     И если мы посмотрим в словарь, то «я могу» и «ты можешь» - это некий естественный принцип и модель жизни, потому что «я могу» - это то, что дает импульс к действию, наполняет паруса вектора намерений человека энергией и, далее, через действия реализуется задуманное. «Я Могу» - внутреннее верование, можно сказать, внутреннее действие, которое реализуется вовне. «Я Могу» - естественный принцип Вселенной и реализации потенциала человека. И когда мы говорим ребенку «ты не можешь, не сможешь, невозможно», то мы передаем на мой взгляд, довольно странное послание, неестественное, несуществующее в природе состояние. Как человеческий вид, мы запрограммированы на творчество, мы все обладаем потенциалом и очень странно, когда ребенку транслируется состояние невозможности. Подобные послания – суть навязанные ограничения и заблуждения. Ведь если подумать о том, когда мы садимся в самолеты и в теплоходы, нам стоит вспомнить и братьев Райт и Роберта Фултона, которые прорвались через ограничения и неверие других. Когда включаем свет и загорается лампочка – это настолько естественно сегодня, хорошо бы передать привет Томасу Эдисону, который создал схему, преодолев тысячи «невозможностей». Они и многие другие преодолели эти заблуждения и доказали миру, что «Я Могу» - естественный и единственный паттерн жизни. А «Я не могу» - это отказ от своей внутренней силы. И если есть что-то, что не нужно или вредно ребенку в данный момент, то мы, как родители, можем воспользоваться волшебными вопросами коучинга, развивающими осознанность ребенка, оберегая при этом тот Божественный кристалл потенциального «я могу», которым, по сути и является ребенок. И такое восприятие себя и того, что и другие могут, открывает ребенку дверь в успешное взрослое будущее. Стоит только сказать «я могу» и «ты можешь» и уже дальше последовательность событий, процессов разворачивается таким образом, что дальше включается мысль «а как», какие есть способы достижения этого и сделать достижение желаемого реальным и возможным. Если же мы говорим «я не могу» и «ты не можешь», то мы задаем ровно противоположный импульс процессов. И по какому каналу потечет энергия зависит от того, как мы, как родители, формировали модель взаимоотношений ребенка со своей силой, со своим потенциалом. Декарт говорил: «Я мыслю – значит, я существую». Джоэл Мари Тойч шла дальше и предлагала вспомнить про естественный паттерн человека: «Я существую, значит – я могу».

 

    Продолжение статьи читайте во 2-й  части сборника по материалам IV Международной Конференции «Коучинг в образовании-2016». Сборник объединяет статьи авторов о коучинге в семейном образовании и коучинге для родителей.



Просмотров: 503
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Все что я могу сделать – это быть счастливой…
  • Я могу любить себя, но не знаю, как это сделать, потому что боюсь…боюсь, что не получиться!
  • Я не могу быть собой, потому что не понимаю кто это - я.
  • Потому что я могу себе это позволить.
  • Как быть с депрессией из-за того, что не могу определиться в жизни?
  • Что стоит за детским «не могу!» в ответ на взрослое «надо!» и что с этим делать? Часть 1я.
  • Новый год! А что если я не могу, не хочу радоваться? А что если я радуюсь, а кажется, что не должен?
  • Что стоит за детским «не могу!» в ответ на взрослое «надо!»? Что делать? Часть 2я. Формирование воли.
  • Что мне делать, когда я должен, мне надо, я не могу, а порой я боюсь, что...?
  • Могу или НЕ могу? Когда цель становится испытанием
  • Несадовский ребенок. Что делать? Не могу из-за этого работать!
  • "Когда вкусно- не могу остановиться" Что делать?". Вопрос от читателя канала
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Это не "сахар плохой", это я не могу остановиться
  • Мой ребенок подросток, что я могу сделать для него.
  • Представь, что ты это можешь!
  • Я могу это сделать в любой момент... или в поисках новизны
  • Я не могу без того, что меня разрушает. Плюсы зависимого поведения.
  • Самое лучше , что ты можешь сделать - это относиться к себе с любовью.
  • Что делать, если до девушки лезут много парней, а я не могу ничего сделать. Я боюсь.
  • Я не могу без того, что меня разрушает. Зависимое поведение: точка выхода
  • Как долго нужно ходить к психологу и могу ли я себе это позволить?
  • Я не могу забыть бывшего/бывшую, как это исправить?
  • я жить без тебя не могу!...что делать?»
  • Как я уживаюсь с тем, что не могу быть идеальной
  • Не могу ничего решить, потому что мой ребенок против...
  • Мой вклад в его болезнь? Или, что я могу сделать?
  • Что такое "не могу" или несколько слов о ЛЕНИ
  • Не могу пережить развод… Возможно ли когда-нибудь вернуться к нормальной жизни?
  • Что я могу вам дать как клиенту



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь