|
О родительских посланиях "ты можешь" и "ты не можешь"Автор статьи: Мирцало Анна
«...Хотела бы остановиться подробнее на родительских посланиях «ты можешь» и «ты не можешь» в целях формирования у ребенка здоровой модели самовосприятия «Я Могу». За 20 лет своей деятельности я провела сотни коуч сессий в таком коучинговом формате как «ре – импринтинг». Это такая возможность пересмотра опытов детства, в которых были потеряны важные ресурсы, с целью их восстановления. Открывались истории про то, какие чувства смятения и замешательства испытывали мои клиенты во взаимоотношениях со своими внутренними «я не могу, мне нельзя», «это не возможно», «это не для тебя». Дети, по природе, созерцательны и наблюдательны. Они могли замечать, что другим детям в саду или в школе были разрешены делать вещи, которые им самим запрещены родителями без объяснений причин этого. Родительские постулаты о том, что считается «возможным» и «невозможным» к определенному возрасту у детей формируется в определенное мировосприятие того, что им можно, возможно и нельзя. Послушание родителям в том, что «я не могу и мне это невозможно» потом переносилось во взрослую жизнь, создавая ограничения для полноценной и свободной творческой самореализации. Навязанные родительские модели собственной неуверенности и внутренних страхов в итоге проносились детьми в сферу своей собственной взрослой жизни. Подобный родительский подход запретов и ограничений приводил к потере истинных ориентиров само - разрешения на реализацию и обретения счастья. Это распространенный процесс, который приносит достаточный деструктивный результат и даже вред во взрослой жизни, распространяясь на другие сферы жизни. Доктор физики и психологии Чампион Курт Тойч, из своего 50-летнего опыта консультирования и наблюдения за детьми, говорил, что формат «ты не можешь» является крайне болезненным противоречием глубинному ощущению детского «я могу». Детские фантазии («я буду космонавтом», «я укротителем морей и океанов», «я – строителем городов», «феей, волшебницей»…) и вера в «настоящесть» этого - безгранична у детей, проявляет их внутреннее состояние внутреннего могущества. Как важно быть чуткими, нежными и осторожными к подобным вещам, чтобы своим авторитетом не разуверить детей родительским «все это глупости». Естество ребенка тесно связано с ощущением творчества, маленького Создателя, которому «возможно все» . И некоторые дети, к счастью, могут проявлять внутренний бунт, не соглашаться с родительским «невозможно», «в действительности выражая качество уже маленького лидера». Выходит, что родители могут «программировать» детей не очень полезными своими собственными «программами», носителями которых являются сами, что болезненно сказывается на ограничивающих взаимоотношениях детей со своей внутренней силой, со своим внутренним потенциалом, который могущественный и бесконечный. И, возможная стратегия «Выиграл» - «Выиграл» трансформируется в «Проиграл» - «Проиграл». «Я могу» и «я не могу» - это те родительские установки, которыми родители вербально, невербально делятся со своими детьми и в результате и взрослые и дети по факту реализуют либо одно верование, либо другое верование.
Продолжение статьи читайте во 2-й части сборника по материалам IV Международной Конференции «Коучинг в образовании-2016». Сборник объединяет статьи авторов о коучинге в семейном образовании и коучинге для родителей. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|