|
Что такое эмоции с позиции гештальт-подхода? Часть 1. Общая.Автор статьи: Толстокорый Андрей Владимирович
Некоторое время назад у меня появилась идея написать цикл статей об эмоциях, их функциях и потребностях которые лежат под ними. В первой части я тезисно изложу основные мысли обобщенно касающиеся этой темы. Последующие статьи будут посвящены каждой эмоции в отдельности. Часть моих рассуждений была уже представлена на Ставропольской гештальт конференции в 2016 году, какие-то родились позже. Хочу предупредить, что я не являюсь первооткрывателем и изложенные идеи на 99 процентов является заимствованием, которое мне нравится. Опять же я не ученый и ссылок на источники делать не привык. Хочу подчеркнуть, сегодня я опишу взгляды на эмоции принятые именно в гештальт-терапии. Конечно, концепций о происхождении и функции эмоций существует достаточно много, но сегодня я их касаться не буду. Важно отличать эмоции и чувства и чтобы не было путаницы дам определения чувств и эмоций, но речь пойдет именно об эмоциях. Эмоции – это психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания отношения явлений и ситуаций к потребностям (Г. Вербина. Психология эмоций). Привожу одно определение, но большинство их объединяет восприятие сути эмоций как реакции на внешние события и явления. Чувство же – это устойчивое эмоционально окрашенное отношение к какому-либо объекту/субъекту, которое не является реакцией на конкретные ситуации или события. Далее важно обозначить категорию агрессии, как ее понимают в гештальт-терапии. В гештальте подходе понимание агрессии специфическое. Так, в гештальт-теории агрессия как феномен поля не имеет изначально никакой оценочной нагрузки и выступает лишь как активность, направленная на изменение окружающего мира. Это активность происходит на границе контакта, т.е. расположена она между миром и человеком. С этой точки зрения любая эмоция и действие агрессивно, т.к. имеет своей целью изменить существующий порядок вещей. Признание в любви, похвала, ссора, драка в равной мере являются проявлениями агрессии. Т.е. в гештальт подходе агрессия понимается только как активность. Эмоция — накопляемая и накопленная энергия для изменения или сохранения дистанции и/или интенсивности в процессе контактирования. Накопляемая эта энергия, потому возбуждение (активность, агрессия) организма как правило останавливаемое. Возбуждение направлено на удовлетворение какой либо потребности – это важно, т.е. эмоция так же указывает, что в данный момент есть какая-то нереализованная потребность. Почему останавливаемое? Потому что мгновенного удовлетворения потребностей не случается. Этому есть внешние причины (среда) и внутренние причины (убеждения, негативный или позитивный опыт в подобном контакте, нераспознавание потребностей). Т.к. мгновенное удовлетворение невозможно, то и чувства неизбежны. Бессмысленно пытаться от них избавиться – это фактически игнорирование реальности. Если гипотетически представить, что все потребности реализуются без задержки, то необходимости в чувствах не будет. Алекситимия – невозможность распознавать собственные чувства, может наблюдаться, если все потребности ребенка стараться удовлетворить незамедлительно. Вряд ли это возможно в полной мере, но многие чувства ребенок действительно не научится различать. Это издержки гиперопеки. Отчасти в этом механизме кроется причина алекситимии некоторых пограничных клиентов. Большинство их переживаний просто заменяется действиями по отыгрыванию, не оставляя места и даже какого-либо остаточного питающего эмоциональные проявления возбуждения. Итак, важная функция чувств – это обозначение неудовлетворенной потребности. Эмоция позволяет менять дистанцию с другим и/или варьировать интенсивность контакта. Отсюда следует, что любая эмоция направлена на изменение двух параметров на границе контакта – дистанции и интенсивности. Само по себе чувство не может ничего поменять. Изменения происходят при выражении чувств (чувствовать злость и выражать злость не одно и тоже). С дистанцией понятно – стать ближе, дальше или сохранить имеющуюся дистанцию. Но надо понимать, что не существует потребности, например, стать ближе. «Стать ближе» - это условие для удовлетворения моей потребности. А потребность, к примеру, в поддержке или сексе. Интенсивность тем выше, чем актуальнее потребность и чем сильнее сопротивление среды. Иногда я думаю, что человек/мир не хотят удовлетворять мою потребность, тогда я наращиваю интенсивность, бывает до максимума. Такое восприятие формируется в прошлом и теперь этот образ управляет моими способами контактирования. Надо понимать, что мы никогда не общаемся реальными объектами и реальными людьми. Мы общаемся с образами, нашими образами. Это очень экономит энергию, но иногда доставляет неудобства, если образ слишком расходится с реальностью. Поэтому эмоция как реакция рождается из влияния на нас среды, нашей оценки этого влияния, распознавания ситуации, а так же из существующей актуальной потребности и образа ее удовлетворения. Довольно сложная конструкция. И это притом, что я правильно распознал эмоцию и лежащую под ней потребность. Если перепутал, то квест значительно сложнее. Например, ситуация не ясна. Пока чувств нет. Есть только ощущение голода – специфические ощущения в области желудка. Но распознаю эти ощущения и решаю, что голоден. Это возможно, т.к. когда-то мама делала это за меня и говорила, что это голод, нужно поесть. В это время я стою рядом с ларьком с чебуреками (это среда) и если решаю сразу купить один и съесть, то чувства появятся только после – удовлетворение. Но я знаю, что это небезопасно или вредно для желудка и нужно поискать более здоровую пищу. Т.е. мой образ удовлетворения потребности не совпадает с реальностью. Возникает задержка удовлетворения. И легкая злость обеспечена. Скорее всего, я разозлюсь на продавца чебуреков, если все идет на автомате. Злость в данном случае нужна, чтобы преодолеть сопротивление среды, которая не желает накормить меня мгновенно. Тут я вспоминаю, что за углом есть приличное кафе и направляюсь туда. Съедаю заказанный обед и чувствую удовлетворение. Другая картина будет, если мой интроект (убеждение) более жесткий – «общепит отравляет людей и можно есть только приготовленный женой борщ из лично выращенных овощей». Здесь злости гораздо больше, т.к. несоответствие моего образа удовлетворения потребности и реальностью максимально. Поэтому представьте сколько злости у сыроеда в центре незнакомого мегаполиса. Совсем интересно получится, если я путаю сексуальное возбуждение с голодом. Тогда поев, я испытаю разочарование, злость. Это будет сигналом, что я неправильно определил потребность и я пойду к своему психологу ... или еще поем. Базовые эмоции — это элементарные эмоции, которые больше ни на что не расщепляются, и сами являются составляющими остальных сложных эмоций. Это эмоции: страх, злость, отвращение, печаль, стыд, вина, нежность, радость, удовлетворение, интерес, удивление, благодарность. Сложная эмоция состоит из взаимодействия простых эмоций: например, зависть состоит из злости, интереса и стыда. Отличительной чертой базовых эмоций является то, что они легко преобразовываются в желание и действие. Сложные эмоции и переживаются сложно, потому что они требуют одновременного удовлетворения двух и более потребностей (иногда противоположных). Приятно/неприятно переживать эмоцию является следствием отношения человека к данной эмоции, исходя из семейного сценария и опыта. Соответственно, деление на полезная/вредная эмоция — это следствие рационализации, подавления или стимулирования переживания. С точки зрения физиологии любая эмоция - это просто возбуждение нервных клеток. По силе воздействия на контакт самая мощная эмоция – это нежность (действие - признание в любви). На нее ответить сложнее всего, ведь она содержит призыв к сильному сокращению дистанции, что может разбудить массу страхов, душевных травм, а все основные травмы мы получили в близком контакте. На злость отреагировать довольно просто - бей, беги или замри. Чередование напряжения и расслабления организма в среде — это влияние эмоции, т.к. любая эмоция есть выражение потребности и готовит к действию. А после полного проявления эмоции и удовлетворения потребности напряжение поля уменьшается. Таким образом, эмоции поддерживают саморегуляцию, участвуя в процессе напряжения-расслабления.
Токсический уровень эмоции — это такой уровень эмоционального возбуждения, при котором эта эмоция доминирует и тормозит появление других эмоций, разрушает контакт организма со средой, сужает восприятие до тоннельного восприятия, организует чрезмерное сосредоточение энергии без разрядки, ведет к потере ориентировки и способности к тестированию реальности, подмене реальности на представления и фантазии о реальности. При этом возникает предельное возбуждение и состояние непереносимости данной эмоции. Деятельность человека и среды направлены на понижение интенсивности токсической эмоции. Токсической эмоцией может быть любая базовая эмоция. Продолжение следует...
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|