Как наши отношения влияют на восприятие времени

Автор статьи: Ксения МакГрейди

Как наши отношения влияют на восприятие времени

В современной психологии общепризнана роль влияния ранних детско-родительских отношений на межличностную сферу жизни человека, его способность создавать и поддерживать доверительные отношения с близкими людьми во взрослом и зрелом возрасте. Однако столь ранний опыт взаимоотношений ребенка с его самыми значимыми людьми влияет не только на способности к установлению и поддержания контакта с окружающими, но и на личность человека, ее целостность, картину мира, систему ценностей и эталонов, ориентацию на прошлое, настоящее или будущее. Наш самый первый опыт отношений закладывает в нас образцы поведения или паттерны, к которым мы склонны обращаться в эмоционально нагруженных ситуациях или ситуациях неопределенности, когда нам нужно быстро принять решения или получить результат, и нет времени на обдумывание происходящего.

Все мы рождаемся гедонистами, ориентированными на настоящее. Нам важно, чтобы наши потребности удовлетворялись, о чем мы громко готовы сообщать окружающему миру. Однако даже удовлетворение наших первичных потребностей не достаточно. Одна из задач семьи и школы: ориентировать ребенка на будущее, человек должен верить, что принятое в данный момент решение, затраченное время и силы обязательно дадут свои результаты в будущем. Для этого требуется, чтобы ребенок чувствовал себя в безопасности в семье, а также ощущал поддержку и веру близких. Важно поддерживать начинания ребенка, его интересы и увлечения, но в то же время приобщать малыша к домашним обязанностям соответственно его возрасту и возможностям, чтобы он чувствовал себя частью семьи и обладал ответственностью. В семье, где не было стабильности, ребенок не мог доверять обещаниям родителям и они не оправдывали надежд, ребенок вряд ли сможет доверять будущему, строить планы и рассчитывать на чью-то помощь. Если в семье ребенок может говорить нет, выстроена доверительная и открытая коммуникация, члены семьи уважают друг друга, делятся планами, поддерживают друг друга, то в будущем человек будет обладать высокой самооценкой, ему легко будет вступать в контакты, поддерживать отношения, так как именно к такому стилю взаимодействия он привык с раннего детства. 

Однако важно помнить, что не стоит откладывать свою жизнь до лучших времен, и наслаждаться вещами, отношениями и моментами прямо сейчас. Поколение, выросшее в условиях дефицита, часто прятало красивую посуду в сервант, а яркие платья в шкаф в ожидании праздника и особо дня, который, к сожалению, иногда так и не наставал. Если ребенок привык ждать, что станет достаточно взрослым когда, пойдет в школу, институт, женится, купит свою недвижимость, момент самостоятельности может так и не настать. Ведь привыкнув откладывать все самое лучшее и интересное на потом, он сталкивается с ситуацией, когда не обладает нужными навыками, знаниями или готовностью необходимыми для взрослой жизни. Либо человек может столкнуться с трудоголизмом, стремлением обеспечить как можно лучшую жизнь для себя и своей семьи, и только потом он может расслабиться. К сожалению, иногда это возможно уже только после серьезного вреда для своего физического здоровья.

Если ребенок привык немедленно получать желаемое немедленно, но при этом у него никогда не было никаких обязанностей, он не привык откладывать получение желаемого, он, вероятно, вырастет гедонистом, ориентированным на получения удовольствия здесь и сейчас, и не задумываясь о завтрашнем дне. Популяризация спорта и здорового образа жизни, получение образования рассчитано на людей, ориентированных на будущее, которые и так понимают их ценность и отсроченную пользу. В то время как люди ориентированное на немедленное получение удовольствия знают о вреде пагубных привычек, таких как пристрастие к алкоголю, никотину, беспорядочным связям, но будущего, а значит и понимания последствий для них не существует.

Часто мы встречаемся с людьми, которые любят вспоминать счастливое прошлое, удачи и победы. Они часто тепло и сентиментально рассказывают о событиях былого, часто их приукрашивая. Как правило, это случается с теми, чья жизнь в силу разных обстоятельств уже не так насыщена различными событиями и эмоциональными явлениями как раньше.

В случаях, когда ранний детско-родительский опыт был травматичным, нарушается самооценка человека, его отношение к другим и их восприятие, а также нарушаются стереотипы поведения. Так, например, если человек не смог справиться с тяжелыми событиями детства, он снова и снова будет переживать травму. Любое событие даже отдаленно напоминающее травмирующую ситуацию будет заставлять его снова чувствовать себя маленьким ребенком, испытывающим болезненные эмоции, и реагировать в данных ситуациях он будет так же как ребенок, стараясь избежать контакта или защищаясь чрезмерной агрессией. Он вряд ли будет доверять окружающим, так как в его картине мира это не безопасно, ему будет сложно быть открытым и налаживать контакты с другими, для него важно контролировать ситуации, пытаясь понять что о нем думают окружающие и как на него реагируют. При этом этим «додумывания» и интерпретации вероятнее всего также будут связаны с его прошлым опытом, и опираться не на реальную ситуацию, а на реакцию близких из прошлого, что еще больше будет усложнять взаимодействия этого человека.

Даже если детство не было травматичным, но у ребенка не было шанса совершить собственный выбор, его мнение не учитывалось, он часто чувствовал себя беспомощным объектом, подчиненным чужой воли, с большой степенью вероятностью он станет фаталистом, считающим, что ничего не может изменить в своей судьбе. У них нет цели в жизни, нет надежды на будущее, они считают, что ничего не могут изменить и ничто от них не зависит, ведь их судьба уже задолго определена религией, бедностью, условиями жизни или злым роком, и все что можно это смириться с ситуацией.

По мнению психологов, самым лучшим является баланс. Важно, чтобы человек мог и строить планы на будущее, и наслаждаться настоящим моментом, и учиться на прошлых ошибках. Ведь человек, преследующий только карьеру и живущий в ожидании будущих свершений, так же как и погрязший в старых обидах, упускает осознанную жизнь в настоящем моменте. Что же делать, если ориентация на одно из измерений преобладает? Как правило, в данном случае рекомендуется эмоционально корректирующий опыт и обращение за помощью к психологу.



Просмотров: 545
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Настоящее прошлое. А когда будет настоящее будущее? Несекретный код настоящей жизни.
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Будущее следствие прошлого. Показывает то, что было, а не то, что будет
  • Что будет, если не будет осознанности, контакта и ответственности в работе с телом?
  • Что будет с ребёнком в будущем, если не реагировать на плач младенца сейчас?
  • В какие моменты жизни человек задумывается о своем предназначении? (Даже если не собирался этого делать…)
  • Он не будет мыть посуду! Только если вы не сделаете это…
  • Ребенок, о котором заботилась мать, будет чувствовать себя непобедимым.
  • Если ребенок не может себя заставить
  • Если ребенок не может постоять за себя.
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Когда у меня будет ребенок...
  • Что будет если не поддерживать творчество
  • Человек может быть счастлив только в настоящем моменте
  • Что будет, если поменять детско-родительские и супружеские отношения местами?
  • Возможно ли изменить сексуальную ориентацию, если сам человек этого хочет?
  • Сам себя достал! Как речь человека, произнесённая даже внутри себя, может создавать ему же проблемы.
  • Когда ребенок не может постоять за себя
  • Что будет если не критиковать себя и других
  • Какой будет карьера и жизнь в ближайшие 10 лет? Вряд ли Вы к этому готовы!
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Люди хотят, чтобы было по-ихнему. Но по-ихнему не будет, потому что нет такого слова!
  • Когда любовь будет на первом месте, всё остальное будет на своём
  • «Делай, что должно и будь, что будет» Или «Как вести себя в трудных жизненных ситуациях».
  • О середине жизни... И о том, что будет потом... (женщинам прочитать обязательно!!!)
  • Что будет если называть ребенка зайчиком, блинчиком, комариком и недотепой
  • Что будет если называть ребенка зайчиком, блинчиком, комариком и недотепой
  • Нужно ли ломать себя, чтобы получить новый опыт для изменений в жизни?
  • 6 мифов о том, что будет, когда вы встретите действительно своего любимого человека
  • Если в отношениях пара использует трюки, то жизнь будет цирком



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь