|
К вопросу об эмоционально-соматической компетентностиАвтор статьи: Шрамченко Евгения Васильевна
БРУШЛИНСКИЙ К ВОПРОСУ ОБ ЭМОЦИОНАЛЬНО-СОМАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ Воронкина С.И., Шрамченко Е.В. Кубанский государственный университет, г.Краснодар В современном обществе, в котором, зачастую, искусственно насаждается культ рационального отношения к жизни, воплощённый в образе некоего эталона человека как непрогибаемого и как бы лишённого эмоций супермена (С.Г. Спасибенко, 2002), актуальным является вопрос об эмоциональной и соматической сфере личности, так как люди не достаточно внимательны к области своих эмоций, чувству, к телесным проявлениям, что выступает мощным барьером на пути обретения целостности и контакта с действительностью. Осознание эмоциональных переживаний, их различение, дифференциация от ощущений, умение их адекватно обозначать и выражать – это навыки, формирующие основу эмоциональной саморегуляции, при которой человек по собственному выбору сдерживает свою аффективную реакцию или проявляет ее в соответствии с ситуацией, а также способен правильно понимать эмоции и чувства других людей, что, в свою очередь, оптимизирует взаимодействие с окружающими, делая общение, в целом, более эффективным и продуктивным. В мире чрезмерного анализа и рациональной мысли многие с трудом распознают и выражают свои чувства, что является одной из причин отчужденности от собственного тела и чувств, формирования «шизоидности» (Р.Мэй, 1997). Ряд современных зарубежных и отечественных авторов рассматривают осведомленность человека в эмоционально-чувственной сфере в контексте либоэмоциональной культуры, либо эмоциональной грамотности, либо эмоционального интеллекта и эмоционального мышления. Имея свою специфику, каждый из контекстов, в то же время, подчеркивает важность в жизни человека именно аффективной сферы. Е.В. Либина (1996) говорит об эмоциональной компетентности как о способности личности осуществлять оптимальную координацию между эмоциями и целенаправленным поведением, основанной на адекватной интегральной оценке человеком своего взаимодействия со средой. Адекватность означает учет внешних (стимул и обстановка) и внутренних (состояние организма и прошлый опыт) факторов, воздействующих на индивидуума в данной ситуации. Однако мы полагаем, что правильнее всего говорить об эмоционально-соматической компетентности (ЭСК). Быть эмоционально-соматически компетентным – означает «иметь доступ к собственной эмоционально-чувственной сфере, к области телесных проявлений и ощущений, быть с ними в контакте и быть способным управлять ими… быть внимательным к данным областям у других людей (С.И. Воронкина, 2002). Высокий уровень ЭСК предполагает также доступ к своим потребностям, истинным желаниям, не всегда очевидным мотивам, способность определять различия между чувствами и телесными ощущениями, в любой момент уметь адекватно идентифицировать свое эмоциональное состояния, то есть обладание качествами, противоположными качествам алекситимической личности. Также, человек, наделенный высоким уровнем ЭСК, способен по собственному выбору контейнировать, либо своевременно актуализировать свои чувства, адекватно ситуации, выбирая при этом форму их выражения, а также, при необходимости, мотивировать себя и окружающих людей. Наконец, необходимо подчеркнуть и такие важные характеристики ЭСК как своевременность контакта с чувствами, эмоциями, ощущениями, телесными импульсами и уместность их проявления. Как будто иллюстрируя феномен ЭСК, Д.Лоуренс писал: «Жизнь тела – жизнь ощущений и эмоций. Тело чувствует истинный голод, истинную жажду, истинную радость на солнце или в снегу, истинное наслаждение от запаха роз или взгляда на сиреневый куст; истинный гнев, истинную печаль, истинную нежность, истинную теплоту, истинную страсть, истинную ненависть, истинное горе. Все эмоции принадлежат телу, ум их только признает» (D.Boadella, 1987). Действительно связь между эмоциями и соматическими аспектами издавна признана очевидной, на нее указывали еще Аристотель (эмоциональные процессы реализуются совместно «душой» и «телом») и Р. Декарт (страсть, возникающая в душе, имеет своего «телесного двойника») (Е.П. Ильин, 2001). Об эмоциональных переживаниях можно судить не столько по словам, сколько по изменениям вегетативных показателей (частоте сердечных сокращений, артериальному давлению, частоте дыхания и т. д.) и психомоторике (мимике, пантомимике, голосу). На наш взгляд, основные идеи ЭСК представлены в концепции Д.Боаделла (1987) и его последователей, в частности, в представлениях о соматических, психических и духовных аспектах здоровья и путях реинтеграции целостности человека (восстановление утраченной интеграции разума, чувств и действий) -заземление, центрирование, видение и звучание. Сформированная ЭСК зачастую является залогом профессионального и личного успеха. В дипломных работах Мельникова Е. (2002), Дойниковой А. (2008) и Гуренко Н. (2008) показано, что офицеры ВМФ и офицеры МВД с выскоим уровнем ЭСК характеризуются более высоким уровнем ответственности, более выраженной коммуникативной компетентностью и др., что во многом определяет успешность их карьерного роста. В нашем исследовании (Е.В. Шрамченко, 2008) изучалась связь ЭСК и стиля родительского отношения отцов подростков, которая диагностировалась с помощью методики «Торонтская шкала алекситимии» и выраженности таких параметров как эмоциональная осведомленность, управление своими эмоциями, самомотивация, эмпатия, распознавание эмоций других людей. В результате было выявлено, что те отцы, у которых высокий уровень ЭСК, действительно способны распознавать собственные эмоции и отслеживать меняющиеся переживания своего ребенка, они хорошо управляют своим эмоциональным состоянием, обладают выраженной гибкостью поведения в различных ситуациях во взаимоотношениях с собственными детьми, самоконтролем, позволяющим не допускать выплеска агрессии во время недоразумений с сыном или дочерью. В противоположность «некомпетентным» отцам, они достаточно близки своему ребенку, в меру требовательны и строги, стремятся оградить его от сложных жизненных ситуаций и помочь найти выход из них, в то же время, дают ему достаточно свободы для принятия собственных решений, позволяя проявить самостоятельность, открыты для обсуждения любых вопросов. Такие отцы принимают своего ребенка таким, какой он есть и поддерживают его, что очень важно в детско-родительских отношениях, особенно для детей сложного и противоречивого подросткового возраста. Итак, высокий уровень ЭСК способствует построению более близких, основанных на взаимном понимании и доверии отношений отца с ребенком. Таким образом, размышления об ЭСК (С.И. Воронкина, 2002) получают свое эмпирическое подтверждение, что, в свою очередь, еще раз доказывает, что налаженный контакт с телесными импульсами, ощущениями, чувствами, эмоциями дает человеку шанс более осознанно присутствовать в реальности собственной жизни.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|