|
Первый класс: адаптация и 3 волны беспокойстваАвтор статьи: Архипова Алина Валентиновна
Учебный год начался. А значит, через пару месяцев можно ожидать первую волну детей, у которых старт не удался. Их часто приводят по рекомендации от педагогов школы. В лучшем случае с предложением проконсультироваться у психолога, в худшем - с уже приклеенными ярлыками “ненормальных”, “психологически незрелых”, “неготовых к школьному обучению”, “с несформированной мотивационно-волевой сферой” и т.д. Вторая волна пойдет во втором полугодии первого класса. Ждали-ждали, что за полгода ребенок привыкнет, а он не привык, школу не любит, учиться не хочет, друзей нет. Третья волна будет уже во втором классе. Это родители приведут тех, кому так же было трудно в первый год обучения, но все вокруг надеялись, что за год ситуация улучшится. А она не улучшилась, а, возможно, стала только хуже. Почему так? До школы дети посещают детский сад или просто проводят время дома с мамой / бабушкой. И в этом пространстве не так много требований, не так много ожиданий. Там проще, легче, свободнее. В дошкольном детстве к шалостям и странностям относятся проще. А в школе все “вылезает”. Напряжение школы оказывается слишком сильным, непереносимым для некоторых детей, и они ведут себя странно. Зато это помогает им как-то справиться со стрессом. Они дерутся, щипаются, плачут, замыкаются, не переставая играют в игрушки на уроках, ползают по полу между рядами, встают на парты, кричат, выходят из класса, когда вздумается. Некоторые категорически не хотят утром идти в школу, плачут, у них появляются соматические симптомы (болит живот, голова, поднимается температура, тошнит). В общем-то, правильно говорят педагоги о несформированности мотивационно-волевой сферы. Но не надо забывать, что возраст 7 лет - это условная граница, готовность к школе не приходит ровно в день рождения ребенка. Да и сама система школьного обучения далеко не идеальна, и не всякому ребенку легко к ней приспособиться. Спокойным, меланхоличным, медлительным деткам нахождение в шумном классе, где буйствуют еще 25-30 человек, дается с трудом. Кроме того, адаптация, вообще-то, зависит не только от ребенка, но и от учителя. Я работала с деовчкой, которая не хотела ходить в школу в 1 классе. Учитель - заслуженная, опытная, выпускает только блестящие классы, требовательная. Ей надо было, чтобы все слушались, все делали быстро, четко. А тут творчески одаренный ребенок. С ней говорят строго - она закрывается и молчит, ничего не говорит и не делает, смотрит в пустоту. Учительницу это выводило из себя, она воспринимала это как протест, как наглое неповиновение. Хотя такое замирание - естественная защитная реакция ребенка перед сильным, большим Взрослым. Девочку перевели в параллельный класс - проблема решилась. Довольный ребенок ходит в школу, улыбается, дружит с детьми.
Скорее всего, беспокоиться не придется. Обычно все-таки адаптация к первому классу у большинства детей проходит хорошо. Не нужно выискивать зерна проблем там, где их нет. У меня есть фотография меня самой перед первой в моей жизни школьной линейкой: девочка с бантами и цветами, в белом фартуке и коричневой школьной форме. Я помню этот момент, это, действительно было важным событием в моей жизни! Я ждала его, гордилась своим новым статусом! И сейчас дети, как правило, тоже радуются этому. Первый класс - новая ступень взросления, новый статус, новый портфель, пенал, тетрадки и ручки, и даже учебники! Какие признаки затрудненной адаптации можно увидеть?
Увидели. Что делать-то? Сделайте акцент на сильных сторонах ребенка: умеет быстро бегать, знает много игр, умеет читать, отлично рисует, умеет громко свистеть, может стоять на одной ноге 5 минут… Для детей в этом возрасте крайне важно что-нибудь УМЕТЬ. Это создает хорошую базу для самоуважения и общения с товарищами. Эти умения первоклассник понесет в школу как дополнительный козырь, в них его уникальность и ценность.
В первом классе важно поддержать, ободрить ребенка, ваша уверенность будет для него прекрасной моделью и опорой. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|