Практическая семейная диагностика. Ребенок пошел в школу.

Практическая семейная диагностика Ребенок пошел в школу

Сегодня я бы хотела показать возможности использования проективной диагностики в семейной терапии при наличии в семье ребенка-школьника. Покажу возможности ее использования на реальном примере из жизни (естественно, анонимно и с разрешения клиентов).

Милана 7 лет. Причина обращения – мама переживает, что девочка не уверенна в себе, это проявляется в школе, где девочка не смогла найти друзей, и пока ни с кем не подружилась.

Девочка пошла в школу в 1 класс, на момент обращения, пребывание в школе 2 месяца. Семья полная, со слов ребёнка – «папа много работает, но добрый и весёлый. Мама мне помогает с уроками». Со слов мамы: «Милана всегда была домашним ребёнком, в сад стала ходить с 5 лет, до этого не было надобности. 1,5 года перед школой девочке сложно было адаптироваться в детском саду, девочка не хотела ходить в сад и просила забрать её пораньше, через 4 месяца появилась одна подруга». В семье по мнению мамы обстановка хорошая – «дочка любимая». Мама не работает, занимается воспитанием девочки. На рисунке семьи девочка изобразила всех членов семьи в виде пегасов, а себя в виде единорога с крыльями. Объяснение девочки к рисунку:

Мы волшебные летающие кони,  у меня есть волшебный рог, который может исполнять желания.  Живём мы на поляне, но можем перелетать на облака, питаемся травой, её много. У всех настроение хорошее, особенно у нас с папой, мы любим пошутить, мама на нас смотрит.

Первым на рисунке девочка начала рисовать поляну, цветы, облачка и только потом членов семьи, это говорит о том, что девочке крайне важна обстановка, условия, которые её окружают, это говорит о том, что период её адаптации к школе усложняют отличающиеся от домашних условия. Своего персонажа девочка наделила рогом, «который исполняет желание» девочка понимает, что все её желания легко осуществимы, в жизни родители стараются «не отказывать» ребёнку. Семью свою девочка также изобразила в виде особых «летающих, волшебных» существ, что говорит о некоем превосходстве, ощущении своей избранности. Персонаж отца повёрнут к девочке, и находится ближе к ней, чем к матери. Слова девочки о том, что они любят пошутить с папой, а мама на них смотрит, говорит о тесной связи и диаде «отец-дочь», девочка подсознательно хочет занять место матери, и, одновременно, это вызывает тревогу «мама на нас смотрит». Персонаж папы расположен между мамой и дочкой, располагается выше всех, персонаж мамы ниже, как бы на траве, это говорит о восприятии мамы девочкой, как более приземлённую. Как ту, которая помогает ей с уроками, обеспечивает ей бытовые условия, а папа больше общается на эмоциональном уровне «любим пошутить». Можно предположить, что трудности адаптации девочки в школе связаны с системой воспитания по типу «кумира семьи», где желаниям ребёнка подчинены цели родителей. В школе совершенно другая обстановка и отношение, внешняя среда воспринимается девочкой как тревожная, на рисунке это выражается в закрашивании всего свободного пространства неба в голубой цвет.

А вы или ваши дети пробовали рисовать рисунок своей собственной семьи?

Буду благодарна вам за выражение одобрения этой публикации (если она вам приглянулась) в форме "сказать спасибо" (чуть ниже)

 

Подписаться на мои статьи и заметки блога можно здесь 



Просмотров: 334
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • парадокс родительского послания "Хорошая девочка- это взрослая девочка" (клиентская история)
  • Архетип «Хорошая девочка» и его Тень «Плохая девочка»
  • "Мама я девочка, можно я ей останусь...."
  • Девочка, девушка, женщина: где ты потерялась?!... Мама, а ты, что здесь делаешь?!
  • Мама и ее взрослая девочка
  • Девочка, которая не хотела взрослеть. О личной ответственности в жизни и консультировании.
  • Однажды одна девочка, у которой не было папы, приехала на море.
  • Девочка, которая мечтала ходить по воде. Сказка
  • Что происходит, когда папа хочет мальчика, а рождается девочка?
  • Когда девочка, воспитанная девочкой, воспитывает девочку
  • Девочка, которая была... бы...
  • История одного ребёнка. Девочка-подросток, которая ненавидит всё общество.
  • Нужно ли ребёнка отдавать в школу, где учителем работает мама или папа?
  • Хорошая девочка
  • Хорошая девочка
  • Девочка и Ветер Перемен. Сказка для родителей и не только.
  • А другая девочка делает это лучше!
  • Жила-была девочка...
  • Жила-была Девочка...
  • Жила-была девочка.
  • Кто такая хорошая девочка?
  • Хорошая девочка – это диагноз?
  • «Хорошая девочка»? Убить!
  • Хорошая девочка и её установки
  • Девочка, выросшая без отца
  • Девочка ищет отца
  • Девочка ищет отца
  • «Девочка была такая одинокая…»
  • Девочка спасает семью
  • Хорошая девочка, секс и деньги



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь