|
Практическая семейная диагностика. Ребенок пошел в школу.Автор статьи: Магомедова Юлия Хаджимурадовна
Сегодня я бы хотела показать возможности использования проективной диагностики в семейной терапии при наличии в семье ребенка-школьника. Покажу возможности ее использования на реальном примере из жизни (естественно, анонимно и с разрешения клиентов). Милана 7 лет. Причина обращения – мама переживает, что девочка не уверенна в себе, это проявляется в школе, где девочка не смогла найти друзей, и пока ни с кем не подружилась. Девочка пошла в школу в 1 класс, на момент обращения, пребывание в школе 2 месяца. Семья полная, со слов ребёнка – «папа много работает, но добрый и весёлый. Мама мне помогает с уроками». Со слов мамы: «Милана всегда была домашним ребёнком, в сад стала ходить с 5 лет, до этого не было надобности. 1,5 года перед школой девочке сложно было адаптироваться в детском саду, девочка не хотела ходить в сад и просила забрать её пораньше, через 4 месяца появилась одна подруга». В семье по мнению мамы обстановка хорошая – «дочка любимая». Мама не работает, занимается воспитанием девочки. На рисунке семьи девочка изобразила всех членов семьи в виде пегасов, а себя в виде единорога с крыльями. Объяснение девочки к рисунку: Мы волшебные летающие кони, у меня есть волшебный рог, который может исполнять желания. Живём мы на поляне, но можем перелетать на облака, питаемся травой, её много. У всех настроение хорошее, особенно у нас с папой, мы любим пошутить, мама на нас смотрит. Первым на рисунке девочка начала рисовать поляну, цветы, облачка и только потом членов семьи, это говорит о том, что девочке крайне важна обстановка, условия, которые её окружают, это говорит о том, что период её адаптации к школе усложняют отличающиеся от домашних условия. Своего персонажа девочка наделила рогом, «который исполняет желание» девочка понимает, что все её желания легко осуществимы, в жизни родители стараются «не отказывать» ребёнку. Семью свою девочка также изобразила в виде особых «летающих, волшебных» существ, что говорит о некоем превосходстве, ощущении своей избранности. Персонаж отца повёрнут к девочке, и находится ближе к ней, чем к матери. Слова девочки о том, что они любят пошутить с папой, а мама на них смотрит, говорит о тесной связи и диаде «отец-дочь», девочка подсознательно хочет занять место матери, и, одновременно, это вызывает тревогу «мама на нас смотрит». Персонаж папы расположен между мамой и дочкой, располагается выше всех, персонаж мамы ниже, как бы на траве, это говорит о восприятии мамы девочкой, как более приземлённую. Как ту, которая помогает ей с уроками, обеспечивает ей бытовые условия, а папа больше общается на эмоциональном уровне «любим пошутить». Можно предположить, что трудности адаптации девочки в школе связаны с системой воспитания по типу «кумира семьи», где желаниям ребёнка подчинены цели родителей. В школе совершенно другая обстановка и отношение, внешняя среда воспринимается девочкой как тревожная, на рисунке это выражается в закрашивании всего свободного пространства неба в голубой цвет. А вы или ваши дети пробовали рисовать рисунок своей собственной семьи? Буду благодарна вам за выражение одобрения этой публикации (если она вам приглянулась) в форме "сказать спасибо" (чуть ниже)
Подписаться на мои статьи и заметки блога можно здесь Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|